Социальная адаптация
Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Практически каждый из нас хочет гармонично существовать в социальных группах, к которым он принадлежит. Именно поэтому человек приспосабливается к ним.
Так, например, каждый из нас когда-то адаптировался к школе: усваивал правила общения с учителями и одноклассниками, привыкал к внутреннему распорядку школы, начинал учиться коллективной деятельности.
Если мы переедем из города в деревню, нам нужно будет адаптироваться к сельскому образу жизни: научиться вести хозяйство, более активно и открыто общаться с односельчанами. В сельской местности связи между людьми гораздо крепче, чем в городе, и это меняет наш привычный способ общения.
Именно поэтому нам нужен процесс адаптации, чтобы без проблем влиться в новую для нас среду.
Этапы социализации
За свою жизнь индивид проходит
несколько этапов социализации.
- Первый этап: ранняя
(первичная или начальная) социализация, охватывает период детства и
юности. Связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением
начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.
Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая
конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности
ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения. - Второй этап:
вторичная (продолженная) социализация –
это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными
знаниями и навыками. На этом этапе расширяются социальные контакты
индивида, диапазон его социальных ролей, происходит включение индивида в
систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в
профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. - Третий этап:
условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери
трудоспособности. Характеризуется изменением образа жизни в связи с
исключением из среды производства.
Скорость социальных изменений в
современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, т.е. усвоения
новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных
или устаревших.
Агенты социализации и их роли
Под понятием «агенты социализации» подразумеваются субъекты, оказывающие воздействие на человека в процессе становления его личности. Сюда входят люди, социальные институты и социальные группы. Выделяются первичные и вторичные агенты, которые отличаются по своим функциям и роли:
- Первичные субъекты являются близким окружением личности. В эту группу входят родители, родственники, друзья и т. п. Даже люди, с которыми человек познакомился в классе начальной школы, будут для него первичными агентами социализации. Главная особенность группы — большая продолжительность и высокая частота взаимодействий.
- Вторичные субъекты строят отношения с человеком в деловой сфере, формируют у него ценности и нормы. К ним обычно относят СМИ, государство, коллег и т. п.
Агенты начинают окружать индивида с первых дней рождения. К ним относятся:
- семья;
- друзья;
- школа;
- СМИ;
- интернет.
Семья оказывает наиболее сильное влияние на индивида, так как ее члены в большинстве случаев находятся с ним с самого рождения. Успех первичной и вторичной социализации зависит от условий, в которых растет личность. К примеру, человек, родившийся в благополучной семье, получит должное воспитание и образование, а ребенок неблагополучных родителей не будет иметь необходимых благ, что замедлит или ухудшит процесс его становления как личности.
Взаимодействие со сверстниками не всегда оказывает на личность хорошее влияние, но оно также помогает устанавливать связи с остальными членами общества
Важно, что для подростка друзья могут стать более важной социальной группой, чем семья, поэтому нужно формировать для него правильное окружение.. В эпоху информационных технологий агентами социализации становятся СМИ и интернет
Телевидение оказывает сильное влияние на человека по той причине, что нам легче воспринимать визуальную информацию. Интернет позволяет свободно выражать свое мнение, не боясь осуждения со стороны общества. К тому же виртуальная сеть предоставляет человеку огромное количество информации, которую он может воспринять. Но и СМИ, и интернет могут привести к установке ложных или неправильных социальных норм, что вызовет у личности отклонения в поведении.
В эпоху информационных технологий агентами социализации становятся СМИ и интернет. Телевидение оказывает сильное влияние на человека по той причине, что нам легче воспринимать визуальную информацию. Интернет позволяет свободно выражать свое мнение, не боясь осуждения со стороны общества. К тому же виртуальная сеть предоставляет человеку огромное количество информации, которую он может воспринять. Но и СМИ, и интернет могут привести к установке ложных или неправильных социальных норм, что вызовет у личности отклонения в поведении.
Функции ПС
Цель ПС – это воспитание гражданина своего государства. В результате чего должна получиться личность, имеющая стабильные цели и предпочтения в политике и применяющая их на практике.
Основные обязанности политической социализации – это такие функции, как:
- информационная – информирование личности о существовании определённых знаний в области политики, которые она может использовать для развития своих политических взглядов и образа мышления;
- ценностно-ориентировочная – ознакомление с существующими и исторически сформированными общественно-политическими связями и направленная ориентация на приобщение человека к ним;
- установочно-нормативная – помогающая личности принимать и воспринимать политическую информацию при помощи конкретных установок, что способствует формированию у человека своего политического стиля поведения.
Кроме того, СП помогает человеку составить своё представление о разумности и позволительных способах политических действий применимо к конкретной ситуации.
Значения ПС
Что это такое?
Политическая социализация – процесс вступления личности в политику и приобщения к определенной политической культуре. Взаимодействие индивида с политической системой общества происходит в двух направлениях:
- Усвоение человеком политических взглядов, ценностей, идей, норм, убеждений, моделей политического поведения, типичных для данной общности. Система воздействует на индивида, обучая жить и действовать в ней, передавая ему опыт предыдущих поколений.
- Трансформация личностью унаследованного опыта и приобретение способности оказывать воздействие на политическую систему общества, участвовать в ее развитии и преобразовании.
Участники социализации участвуют:
- социализанты – те, на кого направлен процесс социализации;
- социализаторы – непосредственные проводники социализирующего воздействия.
Показатели политической социализации:
- интерес к политической информации;
- привычка к политическим оценкам происходящего в мире, стране;
- потребность в систематизированных политических знаниях, в образовании и самообразовании;
- стремление понять происходящие в мире политические процессы;
- стремление и умение защитить свою политическую гражданскую позицию.
В процессе политической социализации личность формирует собственные ценностные ориентации, установки и представления, осваивает навыки политического участия, обретает собственное политическое сознание.
Типы и модели
В зависимости от способа вовлечения личности в политику принято различать 3 основных типа политической социализации:
- Прямая (целенаправленная) – восприятие индивидом установок и ориентаций, имеющих ярко выраженный политический характер.
- Косвенная – приобретение индивидом неполитических ориентаций и установок, оказывающих влияние на его отношение к системе.
- Стихийная – носит неорганизованный, спонтанный характер, происходит в процессе стихийного взаимодействия с обществом.
Выделяют 4 модели политической социализации:
- Гармоническая – характерна для культурно однородной среды, демократического режима и гражданского общества, отличается уважительным отношением личности к политической системе, которая защищает его интересы во всех сферах жизни и деятельности.
- Плюралистическая – характеризуется господством либерально-демократических ценностей, мобильностью общественных взглядов, провозглашением равенства прав и свобод всех граждан.
- Конфликтная – возникает в результате противостояния социальных групп, характеризуется лояльностью к собственной группе и нетерпимостью к другим.
- Гегемонистская – обусловлена формированием политической культуры личности на ценностях одной закрытой группы или политической идеологии, характеризуется негативным отношением к любым иным ценностям.
В политологии различают вертикальную и горизонтальную социализацию. Первая подразумевает передачу опыта от предыдущего поколения к последующему, вторая – в пределах одного поколения.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Первичная и вторичная социализация
Социализация может происходить в ходе общения, в профессиональной и учебной деятельности, при попадании человека в различные ситуации. Именно поэтому на процесс социализации влияют институты и агенты социализации.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Институты социализации:
- семья,
- высшее учебное заведение,
- армия,
- спортивная школа,
- школа,
- музыкальные кружки,
- СМИ,
- церковь и пр.
Агенты социализации — люди, социальные группы, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование у социализирующихся ценностных ориентиров.
Агенты социализации:
- родители,
- сёстры и братья,
- учителя,
- друзья,
- руководители,
- должностные лица и пр.
И институты, и агенты социализации оказывают на нас определенное воздействие. Но некоторые из них, например, родители, друзья начинают влиять на человека ещё в детстве, а некоторые — уже в более зрелом возрасте (начальники, подчиненные, командиры в армии и др.). В соответствии с этим выделяют агентов и институты первичной и вторичной социализации.
Первичная социализация | |
усвоение социальных норм ребенком | |
Агенты | Институты |
родители,друзья,учителя и др. | семья,школа,творческие кружки и др. |
Первичная социализация очень важна, ведь именно в ходе неё личность формируется примерно на 70%. От того, как ребенок усваивает нормы в детстве, зависит дальнейшее формирование его личности.
В процессе первичной социализации большую роль играют малые социальные группы, например, семья, о которой мы подробнее поговорим в статье «Семья как малая социальная группа».
Социализация в детстве не похожа на ту, которая происходит уже во взрослом возрасте. Например, в семье человеком усваиваются не только образцы поведения, но и формируется эмоциональный мир и ценности. Именно поэтому социализация подразумевает не только классическое обучение, но и восприятие моделей поведения, социальных ролей, формирование ценностей.
Вторичная социализация | |
усвоение норм и ценностей взрослым человеком (личностью) | |
Агенты | Институты |
представители органов власти,администрация высших учебных заведений,руководители предприятий и др. | государство,армия,церковь и др. |
Процесс социализации подразумевает стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами человека, а именно: детство, юность, зрелость, старость.
По степени завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию (периоды детства и юности), и продолженную, или зрелую, социализацию.
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Please enable JavaScript.
Coggle requires JavaScript to display documents.
3.13 Социализация индивида (Верные суждения о социализации индивида…
- 3.13 Социализация индивида
- Верные суждения о социализации индивида
- Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта
Агентами социализации выступают конкретные люди и организации
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами — вехами в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»
Десоциализация и ресоциализация — две стороны процесса взрослой, или продолженной социализации
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, социализация, как правило, проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм
Социализация позволяет ребенку получить знания и умения, необходимые для полноценной жизни в обществе
Социализация индивида связана с освоением индивидом новых социальных ролей
Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями
Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения
Социализация предполагает освоение социальных ролей, приобретение новых статусов
К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения
Социализация способствует функционированию общества
Социализация включает как целенаправленное воспитание индивида, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на него
Социализация индивида включает
Адаптация
Овладение нормами
освоение опыта
воспитание
24) :check: Задачи, которые может решить демократическое государство как агент социализации и средства, которые оно использует
1) выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев (установление образовательных стандартов, гарантий обязательного общего образования, различные программы профессионального образования, доступность высшего образования)
2) создание условий для участия граждан в политической жизни (привлечение совершеннолетних граждан к участию в выборах, референдумах посредством социальной рекламы, акций в вузах)
3) формирования правосознания граждан , профилактика правонарушений (введение специальных школьных курсов по изучению правил дорожного движения)
26) :check: В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Примеры этого взаимовлияния
1) Петр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля
2) Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов
26) :check: Примеры позитивного влияния СМИ на социализацию личности
26) :check: Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности
1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания)
2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию)
3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания)
26) :check: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека
1) защита прав и свобод личности (например, государство присоединилось к конвенции о правах ребёнка)
2) создание и регулирование системы образования (например, в рамках государственной программы школы были оснащены современной техникой и учебными пособиями)
3) осуществление гражданского образования и воспитания (например, во всех школах были введены уроки по изучению конституции государства)
4) установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации (например, государство ввело ограничения на демонстрацию по телевидению фильмов, содержащих откровенные сцены, а также сцены насилия и т.п.
Факторы, пути и функции
Процесс политической социализации личности происходит под воздействием множества факторов – учреждений, институтов и личностей, передающих индивидам политические ценности, установки и модели политического поведения. Их можно условно разделить на 2 большие группы:
- политические – характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, политические лидеры, партии, организации, движения.
- неполитические – семья, сверстники, школа, работа, церковь, СМИ, доминирующая культура и субкультуры, социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции.
Пути политической социализации личности:
- Влияние политической системы – политическое просвещение и пропаганда со стороны власти, политических партий и движений.
- Влияние микросреды – семьи, школы, круга общения, отдельных личностей, неформальных групп и субкультур.
- Влияние макросреды – внутри- и внешнеполитических реалий, глобальных проблем современности, социально-экономической ситуации, отдельных политических событий.
- Личная активность индивида – его участие в политических процессах и собственный социальный опыт, способствующие трансформации унаследованных знаний в убеждения.
Основные функции политической социализации:
- Информационная – передача политических знаний, необходимых для развития политического кругозора, мышления, ориентации в политических вопросах, а также удовлетворение потребности личности в политических сведениях о происходящих в мире событиях, явлениях, процессах.
- Установочно-нормативная – выработка у индивида установок на восприятие политической информации, выработку отношения к происходящим политическим событиям, выбор собственной линии поведения.
Политические ценности, традиции, установки, транслируемые в процессе социализации, имеют свойство изменяться от поколения к поколению. Одни из них остаются на долгие годы, другие уходят, уступая место новым.
Особенности социализации
- Зависит от типа общества. В сословном или рабовладельческом обществах процесс социализации осуществлялся не так, как осуществляется в современном обществе.
- Продолжается всю жизнь. Социализация начинается ещё в младенчестве, когда мы тянем погремушку из рук матери, и продолжается до конца жизни человека, когда с лавочки ругаемся на молодежь.
- Сменяется стихийными и упорядоченными процессами. Стихийная социализация осуществляется в неформальных группах, например, среди друзей. Целенаправленная социализация осуществляется специально созданных для этого учреждениях: школах, детских садах, ВУЗах и др.
Социализация — процесс, которого не избежать: мы вовлечены в него с самой первой минуты нашей жизни. Социализация не может осуществляться вне социума: только при взаимодействии с другими людьми мы можем усваивать социальный опыт и образцы поведения.
Кто такие дети-маугли и чем они сейчас занимаются?Если человек до пяти лет находится не в обществе, а среди животных, он перенимает звериные повадки и постепенно теряет человеческий облик. Именно тогда у него формируется “синдром Маугли”.Как сложилась жизнь наиболее известных детей-маугли?— В 1797 году крестьяне во Франции поймали одичавшего ребенка 12-15 лет. Он не умел говорить, рычал и передвигался, как животное. Мальчик имел удивительное обоняние и слух, не был чувствителен к температурам, часто сбегал в горы и отказывался носить одежду. На протяжении шести лет его пытались научить человеческой речи, но все попытки оказались безуспешными. Он так и не стал полноценным членом общества.— Другая не менее интересная история — это судьба Амалы и Камалы в Индии. Местные жители принимали их за духов, но оказалось, что это всего лишь две девочки 2 и 8 лет, которые всю жизнь жили с волками. Их отправили в детский приют, но их поведение совсем не соответствовало поведению обычных детей. Они рычали, ели сырое мясо, передвигались, как животные. Амала прожила меньше года, Камала прожила до 17 лет, достигнув уровня развития 4-летнего ребенка. Таким образом, если дети не развивались в обществе, то позже наверстать упущенное было практически невозможно. Именно поэтому социализация должна начинаться с самого детства, чтобы человек сформировался как личность. |
Виды социализации личности
Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:
- Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
- Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.
Полоролевая социализация личности
Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:
- Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
- Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.
Семейная социализация личности
Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг
Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:
Основные факторы социализации личности такие:
- Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
- Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
- Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
- Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.
Профессионально-трудовая социализация
Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.
Субкультурно-групповая социализация
Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.
Организационная социализация
Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.
Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.
Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.
Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.
Особенности социализации детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:
- Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
- Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
- Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
- Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Образовательные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.
Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.