Вы чувствуете себя немного пьяным
«Пьян от любви» — не такое уж фигуральное выражение. Лёгкое головокружение, чувство эйфории и ощущение, что нет ничего невозможного, — знакомые чувства после первого свидания? , что алкоголь и окситоцин, который называют «гормоном любви», действуют на мозг примерно одинаково. В опыте на животных, которым впрыскивали окситоцин через нос, выяснилось, что при повышении уровня этого гормона увеличиваются симпатии к ближнему, склонность к самопожертвованию, щедрость и доверие, в то время как страх, тревожность и уровень стресса сильно снижаются. Потому человек чувствует после первого неловкого поцелуя то же, что после выпитого бокала шампанского.
Анализ образов
При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения
Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:
Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)
Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете
Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.
Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.
Строфа / Значимые образы | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена | Руки, чертят звуки | Прозрачные киоски, лазоревая луна | Вся строфа (за исключением третьей строки) |
Стихотворение «Быть без людей» Брюсов Валерий Яковлевич
В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.
Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием: Быть без людей, быть одному!
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Я быть устал среди людей Я быть устал среди людей, Мне слышать стало нестерпимо Прохожих свист и смех детей… И я спешу, смущаясь, мимо, Не подымая головы, Как будто не привыкло ухо К враждебным ропотам…
- Я одинок среди людей Я одинок среди людей, Моя душа чужда для них. И в этом горе дней моих, Трагедия судьбы моей. Когда бывает больно мне — Во мне не злоба, а печаль. Мне…
- Почувствовал он боль в поток людей глядя Почувствовал он боль в поток людей глядя, Заметил женщину с лицом карикатурным, Как прошлое уже в ней узнавал Неясность чувств и плеч скульптурность, И острый взгляд и кожи блеск сухой….
- Я судил людей и знаю точно Я судил людей и знаю точно, что судить людей совсем несложно — только погодя бывает тошно, если вспомнишь как-нибудь оплошно. Кто они, мои четыре пуда мяса, чтоб судить чужое мясо?…
- Губит людей не пиво В жизни давно я понял, Кроется гибель где. В пиве никто не тонет, Тонут всегда в воде. Реки, моря, проливы — Сколько от них вреда! Губит людей не пиво, Губит…
- Я людей боялся иногда Я людей боялся иногда, больше всех — кто в дружбе подводил, но любил, как женщин, города… Сколько я стихов им посвятил?.. Смерти не боялся никогда, лишь бы все осталось, что…
- Быть нежной, бешеной и шумной Быть нежной, бешеной и шумной, — Так жаждать жить! — Очаровательной и умной, — Прелестной быть! Нежнее всех, кто есть и были, Не знать вины… — О возмущенье, что в…
- Как узнаю людей Сажаю их в средневековую таверну. Пусть обнимают сдобных потаскух, пусть тянут эль, пусть распевают скверно, играют в кости и поносят вслух былого кардинала или Бога… Я, сапогами черными стуча, войду…
- Есть три заветных песни у людей Есть три заветных песни у людей, И в них людское горе и веселье. Одна из песен всех других светлей — Ее слагает мать над колыбелью. Вторая — тоже песня матерей….
- Быть по сему: оставьте мне Быть по сему: оставьте мне закат вот этот за-калужский, и этот лютик золотушный, и этот город захолустный пучины схлынувшей на дне. Нам преподносит известняк, придавший местности осанки, стихии внятные останки,…
- Какая может быть работа Какая может быть работа, и как потом глаза сомкну, когда за дверью дышит кто-то и примеряет нож к замку? Какая может быть услада от светлой музыки, когда стреляют около детсада…
- Как сон, пройдут дела и помыслы людей Как сон, пройдут дела и помыслы людей. Забудется герой, истлеет мавзолей, И вместе в общий прах сольются. И мудрость, и любовь, и знанья, и права, Как с аспидной доски ненужные…
- Добро должно быть с кулаками Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро. Добро не жалость и не слабость. Добром дробят замки оков. Добро…
- Должно быть, голос мой бездушен Должно быть, голос мой бездушен И речь умильная пуста. Сонет дописан, вальс дослушан И доцелованы уста. На книгу облетает астра, В окне заледенела даль. Передо мной: «L’Abesse de Castro», Холодно-пламенный…
- Песня (Как у всех-то людей…) Как у всех-то людей светлый праздничек, День великий — помин по родителям, Только я, сиротинка безродная, На погосте поминок не правила. Я у мужа вечор отпросилася: «Отпусти, осударь,- похристосуюсь На…
- Элегия («Я скучен для людей, мне скучно между ними…») Я скучен для людей, мне скучно между ними, Но — видит бог — я сердцем не злодей: Я так хотел любить людей, Хотел назвать их братьями моими, Хотел я жить…
- Людей неинтересных в мире нет С. Преображенскому Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и…
- Жаль мне вас, людей бессонных! Жаль мне вас, людей бессонных! Целый мир кругом храпит, А от дум неугомонных Ваш тревожный ум не спит: Бродит, ищет, речь заводит С тем, с другим, — все прока нет!…
- Берегите людей Человеку несут Апельсины, печенье. Для него уже это Не имеет значенья. Он глядит на людей Снисходительно-строго: — Если б это, родные, Пораньше немного! Был я молод, горяч, Всюду был я…
- Должно быть, молодости хватает Должно быть, молодости хватает, душа, наверно, еще легка — если внезапная наступает на жажду похожая тоска, когда становится небо чище, и тонкая зелень мерцает везде, и ты пристанища не отыщешь…
Вы сейчас читаете стих Быть без людей, поэта Брюсов Валерий Яковлевич
LiveInternetLiveInternet
Валерий Яковлевич Брюсов
Как долго о прошлом я плакал, Как страстно грядущего ждал, И Голос — угрюмый оракул — «Довольно!» сегодня сказал.
«Довольно! надежды и чувства Отныне былым назови, Приветствуй лишь грезы искусства, Ищи только вечной любви.
Ты счастием назвал волненье, Молил у страданий венца, Но вот он, твой путь, — отреченье, И знай: этот путь — без конца!»
Валерий Брюсов
«Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»), увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В этой книге лирический герой представлен в роли отстраненного мечтателя, человека, пытающегося максимально далеко держаться от жизни реальной. Современный ему мир он считает ничтожным, грязным и недостойным внимания. Подобными мыслями пропитано и «Отреченье». Некий Голос, «угрюмый оракул», призывает лирического героя навсегда забыть о прошлых надеждах и чувствах, отказаться от них в пользу материй более возвышенных. На первый план должны выйти «грезы искусства» и поиски «только вечной любви». Путь человека творческого преподносится как путь отречения, не имеющий конца. В строках этих, написанных 23-летним Брюсовым, явно просматривается юношеский максимализм. Позже период, к которому относится создание сборников «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и «Me eum esse», сам Валерий Яковлевич назовет декадентским.
Тематически «Отреченье» пересекается с одним из самых известных произведений Брюсова «Юному поэту»
Обратите внимание на первый совет оттуда:. …не живи настоящим, Только грядущее – область поэта
…не живи настоящим, Только грядущее – область поэта.
Теперь посмотрим на начало анализируемого текста:
Как долго о прошлом я плакал, Как страстно грядущего ждал…
В раннем творчестве Брюсов провозглашал борьбу с патриархальным миром, одряхлевшим, устаревшим, доживающим последние дни. У ненавистных современников он не искал поддержки. В предисловии к «Chefs d’oeuvre» Валерий Яковлевич писал, что сборник этот завещан «вечности и искусству». Примечателен и третий завет из стихотворения «Юному поэту»:
…поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
Его можно соотнести со следующими словами из «Отреченья»: «…Приветствуй лишь грезы искусства…».
Впоследствии взгляды Брюсова на поэтическое творчество претерпят сильнейшие изменения. В разные годы Валерия Яковлевича будут питать различные источники вдохновения: то мифологические сюжеты, то урбанистические мотивы, то Великая Октябрьская революция. Всех в рамках маленькой статьи и не перечислишь. Стоит отметить, что уже в начале двадцатого века к реальности Брюсов становится гораздо ближе. Его лирический герой перестает жить лишь мечтами и грезами, спускаясь с небес на грешную землю.
Текст: pishi-stihi.ru
LiveInternetLiveInternet
Валерий Яковлевич Брюсов
Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети. Торжествуешь над врагом!
Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой, Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой.
Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города.
Сквозь пустыню и над бездной Ты провел свои пути, Чтоб нервущейся, железной Нитью землю оплести.
В древних, вольных Океанах, Где играли лишь киты, На стальных левиафанах Пробежал державно ты.
Змея, жалившего жадно С неба выступы дубов, Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов.
И шипя под хрупким шаром, И в стекле согнут в дугу, Он теперь, покорный чарам, Светит хитрому врагу.
Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств, Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств,-
Но, отважный, со стихией После бьешься, с грудью грудь, Чтоб еще над новой выей Петлю рабства захлестнуть.
Верю, дерзкий! Ты поставишь Над землей ряды ветрил, Ты своей рукой направишь Бег в пространстве, меж светил,-
И насельники вселенной, Те, чей путь ты пересек, Повторят привет священный: Будь прославлен, Человек!
Валерий Брюсов с друзьями
Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом
Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание гражданской лирике. Брюсов не был революционером и к политике относился с определенной долей презрения
Однако он искренне верил в то, что каждый человек является хозяином собственной жизни. И если люди, имеющие общую цель, объединяться, то они непременно смогут достичь задуманного в любой сфере.
В 1906 году Брюсов написал стихотворение под названием «Хвала Человеку», которое многие революционно настроенные люди восприняли как гимн трудовому народу. Именно по этой причине его творчество впоследствии широко пропагандировалось среди рабочих и крестьян, хотя сам поэт не проявлял особого энтузиазма по поводу общественных преобразований. В революции Брюсов видел некую прелесть, связанную с изменением общественных устоев, и поначалу приписывал ей романтический ореол. Он, впрочем, очень скоро развеялся, оставив на память о себе весьма идеалистическое стихотворение «Хвала Человеку», в котором автор превозносит абстрактную личность, наделенную разумом, волей и жаждой познаний.
Конечно, называя человека «мира дровосек» и «моряк вселенной», поэт отбрасывает самые низменные и порочные качества людской натуры. В итоге «за кадром» остаются лень и праздность, глупость и жадность, ненависть, пьянство и разврат – все те черты, которые были свойственны русскому обществу на рубеже 19 и 20 веков. Человека Брюсов воспринимает как неутомимого труженика, который привык покорять стихии и подчинять себе окружающий мир. Это – опытный охотник и рыболов, укротитель морской стихии, воин и добытчик, которому чужда праздность. Именно ему удалось изловить «змея, жалившего жадно с неба выступы дубов» и подарить миру электричество, а также научиться подчинять себе любые стихии. Но при этом автор подчеркивает, что многие достижения не так бескорыстны, как кажется на первый взгляд, и направлены на то, чтобы «петлю рабства захлестнуть». Однако это, по мнению Брюсова, необходимая жертва, без которой не обойтись обществу, которое готовится направить «бег планеты меж светил». Поэт убежден, что достижения людей с лихвой окупают все их недостатки и пороки. Именно по этой причине Брюсов с оптимизмом восклицает: «Будь прославлен, Человек!». И при этом не задумывается, что у каждого достижения есть обратная сторона медали, которая не может похвастаться привлекательностью.
Текст: pishi-stihi.ru
Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»
В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.
Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.
Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.
Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.
Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.
Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.
Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.
Особенности поэзии
Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры.
Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности.
Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла.
Анализ стихотворение Валерия Брюсова «Хвала человеку»
28 октября 2014 Валерий Брюсов – яркий представитель «серебряного века» в русской поэзии. Его творчество отличается особенной любовью к человеку, обучению и самопознанию. Человек, который любит жизнь и стремится заглянуть в каждый ее уголок так, как стремился Валерий Яковлевич, непременно будет старательным и искренним писателем, каким он и был. Тот факт, что Брюсов занимался не только гуманитарными науками, такими, как филология, история, лингвистика, то и был «на ты» с математикой, придает его стихотворениям некоторую точность, переплетенную с изысканностью.
В стихотворении «Хвала Человеку» поэт описал не только свое восхищение и уважение к человеческим свершениям и труду, но и показал положительное отношение к науке и прогрессу. Для Брюсова люди – это те, для кого преград не существует. Вернее, они существуют, но под напором умственного и физического труда, собранных воедино, любое препятствие можно преодолеть, вплоть до покорения Вселенной. По всему видно, что Валерий Яковлевич горд за человека, считает его «покорителем стихий», «прошедшим пустыню и бездну». И сам автор старался не отставать в жизни от идеала, описанного им в произведении.
В стихотворении можно проследить, что хвала человеку написана не хаотично. Сначала Брюсов воспевает работу, проделанную луком, топором и сетями. Дальше настал черед укрощения стихий насколько это возможно: ветер (наверное, построив парусные корабли), пламя, когда был добыт огонь и облегчил жизнь
После этого, Валерий Яковлевич обратил внимание читателя на расселение людей по планете, обработка земли и постройка городов: «В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города». Дальше еще упоминает о многих свершениях человека, с надеждой на будущие подвиги
Стихотворение читается, словно призыв, хвала или, даже, гимн. Написав слово «Человек» с заглавной буквы, Брюсов сравнял его со всем, что мы почитаем и так же пишем с заглавной буквы. Нельзя не проникнуться четкой рифмой, словно отрезанной по трафарету. Это гимн человеческим достижениям и пройденному пути в покорении этого мира. Валерий Брюсов безгранично верил в человека, желал добра и силы духа.
Анализ 2
Мгновения в этом мире, являются, как известно, единственным сокровищем, которым обладает человек. Ни собственность, ни чувственный опыт, по сути, не имеют никакого значения, если отсутствует погруженность в мгновение.
Конечно, для простого человека такое не всегда доступно и многие люди пытаются растопить собственную личность в чем-то другом: работе, других людях, распространенных идеях, общепринятых мыслях, популярных развлечениях и увлечениях.
Тем не менее, существуют поэты, которые могут позволить себе наслаждение красотой, во многом именно поиск и попытка фиксации красоты этого мира и является работой поэта. Не сказать чтобы красота как-то страдала без взгляда поэта, но люди, которые не могут увидеть красоту, безусловно, страдают, хотя могут и не подозревать об этом.
Развитый человек не просто не боится и не сторонится одиночества, но зачастую ищет именно его. Брюсов в Быть без людей описывает ощущения человека, который остается наедине с миром, пространство безлюдья. Интересным образом такое описание сочетается с описанием заката.
Начало сумерек, закат, являются магическим временем, своеобразным алхимическим переходом, который совершается между ночью и днем. Этот период трудноуловим и практически не существует. Намного труднее сказать: вот сумерки, вот граница сумерек и намного легче определить день и ночь.
Такие мгновения редки, удивительны, уникальны. Они подобны и ощущению безлюдья, которое для человека цивилизованного тоже являются редкостью и представляют собой, как правило, просто переход от пребывания в одном обществе к пребыванию в другом. Поэтому Брюсов довольно красиво выбрал такое сочетание человека, который вступает в «вечерний час» и короткое счастье «быть без людей».
Если рассматривать более поверхностно, то стихотворение представляет собой описание простого вечера и одинокого лирического героя, которому удается насладиться уединением и как бы вернуться в некое символическое «верное прибежище», которым для него выступает вечер, окутывающая тьма и подобное. Герой воспевает возможность быть одному и мы понимаем глубину этой личности, которая может видеть нечто действительно самоценное в своей собственной натуре и как следствие в человеческом существе как таковом. Помимо этого он подчеркивает зыбкость такого удовольствия, которое практически всегда растворяется в количестве общества.
Анализ стихотворения Быть без людей по плану
Вы становитесь менее чувствительны к боли
Что чувство влюблённости оказывает воздействие, сравнимое с эффектом обезболивающих препаратов. Это связано с активацией прилежащего ядра. Эта же зона просыпается при получении анальгетиков или, например, при крупном выигрыше в казино. Для эксперимента исследователи собрали студентов, которые находятся в романтических отношениях до девяти месяцев. К их руке прикрепили термостимулятор и нагрели его до температуры, которая вызывала боль. После этого студентам показывали фото возлюбленных, и уровень боли значительно уменьшался. При этом на МРТ чётко наблюдалась активация прилежащего ядра. Кроме этого, студентам показывали фотографии случайных привлекательных людей, но подобного эффекта уже не возникало.