Эволюция человека: обзор некоторых публикаций 2011 г. — презентация

Первый рисунок с сюжетом

А вот первый осмысленный рисунок был создан людьми примерно 45,5 тысяч лет назад. Он был найден в 2017 году, но общественности о нем стало известно только недавно. По данным научного журнала Science Advances, рисунок был найден в пещере Леанг Тедонгнге, что расположен на территории индонезийского острова Сулавеси. На рисунке изображена четверка диких свиней. Из них отлично сохранился только один, а четвертый почти исчез из-за расслоения поверхности пещерных стен. Не исключено, что между свиньями были нарисованы и другие объекты. Ведь древние люди явно хотели изобразить какую-то сцену из них жизней.

На рисунке A показано расположение свиней на огромном рисунке, в части B самая большая свинья, а на C — гребни из щетинок

Размеры изображения составляют 136 на 54 сантиметров. Как и многие другие наскальные рисунки тех времен, оно нарисовано охрой. На холке свиньи есть гребень из щетинок — это торчащие волосы, которые характеры для самцов индонезийских свиней. По мнению исследователей, животное на картине будто бы наблюдает за дракой остальных свиней.

Вообще, на территории острова Сулавеси есть много пещер, в которых тысячи лет назад жили древние люди. Почти в каждой из этих пещер есть наскальные рисунки и на данный момент ученым удалось найти около 250 штук. Как правило, на них изображены самые распространенные на острове животные: свиньи (Suidae) и карликовые быки аноа (Bubalus). На обнаруженном недавно рисунке, скорее всего, показана жизнь целебесских свиней (Sus celebensis). Они до сих пор распространены на Сулавеси и других расположенных неподалеку островах.

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться. Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад. Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра. Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот тогда-то всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра. Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

Перевод статьи Listverse специально для Фактрума

  • Откуда появилось выражение «дети лейтенанта Шмидта»?
  • Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями
  • Правда ли, что парижские катакомбы сделаны из костей?
  • 6 верных признаков коренного москвича
  • Какие танцы в СССР были под запретом

Аквете

Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.

Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.


Паттерн аквете. Изображение: Antonia
Паттерны аквете в коллекции одежды нигерийского дизайнера Эмми Касбит. Фото: Industrie Africa
Постеры аквете. Изображение: Antonia
Постеры аквете. Изображение: Antonia

Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.

Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание. Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка

Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy


Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка. Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy

Адинкра

Древняя символика Кот-д’Ивуар, названная в честь короля средневекового государства Гьяман. До конца XIX века адинкра служила визуальным языком почитания усопших и сакральных церемоний. Жители современной Ганы шьют одежду с адинкрой для семейных праздников, свадеб и фестивалей, заменив традиционные траурные цвета (бордовый, коричневый и чёрный) на более светлые.


Традиционная адинкра, произведённая ручным способом. Изображение:
Адинкра, которую используют современные жители Ганы. Изображение: Adire African Textiles

Племена Ганы и Кот-д’Ивуара в адинкре используют различные символы со специальными значениями. Они ассоциируются с фразеологизмами и ценностями культуры Ашанти.


Самые популярные символы адинкры. Изображение: Leonard Ellom Quist / The Noun Project
Современная адинкра. Изображение: African Beads and Fabrics
Современная праздничная адинкра. Фото: Wikimedia Commons

В Гане адинкра повсюду. Adinkra Lounge — название премиального зала в аэропорту «Котока». Символы встречаются в керамике, резьбе по дереву и росписи домов.

Международные компании используют популярность адинкры в брендинге, чтобы выйти на африканский рынок. Сотовый оператор Vodafone устроил квизы на знание символов адинкры в соцсетях и с помощью них забрендировал офисы.


Тест на знание символа провидения и божества родной земли в соцсетях Vodafone. Изображение: Vodafone Ghana / Grapheine
Адинкра в офисах Vodafone. Фото: Vodafone Ghana / Grapheine

В Гане не всегда приветствуется использование адинкры дизайнерами. Местное правительство зарегистрировало некоторые из них как интеллектуальную собственность и использует их только в государственной символике. Кроме того, изображать адинкру на алкогольных напитках строго запрещено.

Ганские запреты не работают в других странах. Например, дизайнер Вера Брэдли из Америки выпустила коллекцию сумок с адинкрой и вызвала негодование ганцев. Дизайнерам стоит быть осторожными в использовании адинкры как в Гане, так и в любой другой стране.

Кенте

Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.

Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.

Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.


Текстиль с паттерном адвинаса. Изображение: Project Bly
Подарочные пакеты с паттерном адвинаса. Фото: Venus Island

Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.


Кенте абакофо мму ман. Изображение: Afrikan Attire

Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.

Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной. Дизайн самолёта Boeing 787-9

Изображение: страница The Boeing Company в Twitter


Дизайн самолёта Boeing 787-9. Изображение: страница The Boeing Company в Twitter

Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.


Ткань сика футуро. Изображение: Tribalgh
Головной убор с сика футуро. Изображение: Ayan Boutique

Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.


Кенте емаа да. Изображение: Project Bly
Кенте емаа да в домашнем интерьере. Изображение: Project Bly

Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.

Древнейшее доисторическое произведение искусства

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

Где вдохновляться африканской эстетикой

Маркетплейсы

  • Akojo — британский онлайн-магазин с товарами независимых африканских дизайнеров.
  • Industrie Africa — онлайн-магазин, медиа и платформа для продвижения африканских дизайнеров.
  • African Attire — недорогая африканская одежда с различными принтами.

Африканские дизайнеры, художники и фотографы

  • Тэндиве Муриу — фотограф, выросшая в Кении. Тэндиве проявляет свой культурный бэкграунд в фотографии, самостоятельно выбирает ткани, паттерны и моделей.
  • Карабо Поппи — дизайнер и уличная художница из Южной Африки. Карабо использует африканские паттерны в проектах для Netflix, Nike, Wikipedia, NBA и других брендов.
  • Сэнди Мазибуко — модельер и стилист из Южной Африки. Ндебеле присутствует в каждой коллекции Сэнди.
  • Хассан Хаджадж — современный художник из Марракеша.
  • Ладума Нгксоколо — представитель южноафриканского народа коса, прославился на весь мир мужскими вязаными свитерами. Сейчас работает под брендом Maxhosa.

Адире

Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.


Адире с изображением короля и королевы на ткани, сотканной с использованием крахмала кассавы. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Фрагмент адире с изображением скорпиона, означающий, что женщина, носившая эту одежду, пользовалась уважением. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Чехол для планшета с адире. Изображение: Society6
Рюкзак JanSport с адире. Изображение: Ubuy

Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.

Нсибиди

Система кода, которую использовали как средство коммуникации народы Южной Африки и Нигерии. Она состоит из более 1000 символов, и уже сотни лет ей пользуются африканские племена.

Обществу известны значения отдельных символов, но точные значения комбинаций нсибиди остаются секретом племён, которые их используют.


Изображение: Wikimedia Commons
Фрагмент покрывала, сотканного для мужской камерунско-нигерийской диаспоры Экпе. Изображение: Altoon Sultan
Редизайн логотипа Coca-Cola с помощью нсибиди. Изображение: Cycol / Unilang
Подушка для шеи с нсибиди. Изображение: Toghal
Нсибиди в упаковке мыла. Изображение: Organic Savanna

Потомки Игбо в Канаде создали ассоциацию IDAOBC, чтобы проводить мероприятия и обучать детей языку и культуре Центральной Африки. Логотип сообщества состоит из символа нсибиди «любовь и единство» и звезды Давида как элемента духовных ценностей.


Логотип IDAOBC. Изображение: Igbo Development Association of BC

Художник Виктор Икпук оформил холл в здании музея «Собрание Филлипс» в Вашингтоне. С помощью простых линий Виктор изобразил на стенах социополитические сюжеты. Издалека роспись выглядит как обычное украшение, но, приглядевшись, можно увидеть лица в масках, аббревиатуру BLM, человека-мишень. Также на стенах изображены объятия и длинные линии, обозначающие надежду на всеобщее единение.

Виктор родился в Нигерии и хорошо знаком с символикой нсибиди, но изобрёл собственный визуальный язык с её элементами. Таким образом гости музея легче понимают смысл инсталляции.

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Техника древних мастеров

Ученые разделяют все наскальные изображения Африки на ранние и поздние. Петроглифы разных периодов имеют существенные различия, что позволяет их выделять среди общей массы. Самые ранние творения древних были довольно примитивные и не могли похвастаться богатой цветовой гаммой. Один или два цвета, которыми изображали примитивные картинки, даже не имели сюжета и какой-либо смысловой нагрузки.

Техника совершенствовалась, изображения ставали более четкими и осмысленными. Богатая палитра передавала не отдельные вырванные фрагменты, а целые сцены из жизни. Также более поздняя живопись отличается особым динамизмом: движущиеся люди и животные, погони за зверями, процесс охоты, война древних племен. Каждая фигурка человека изображалась уникальной, имела свою позу, в отличие от фигур животных.

Африканские петроглифы – это целая захватывающая история, которая позволяет с высокой точностью восстановить многовековую историю черного континента. Особое богатство Африки объясняется тем, что жаркий климат не позволил природе разрушить творения древних мастеров.

Бамилеке ндоп

Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.


Бамилеке ндоп. Изображение: Afrilege

В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.


Сайт отеля Zingana. Скриншот: сайт отеля Zingana
Башни отеля Zingana. Фото: отель Zingana

Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.


Постеры с бамилеке. Дизайнер Франциска Муноз Олива. Изображение: фестиваль культуры сообщества бамилеке / Франциска Муноз Олива

Галька из Макапансгата.

 
Эта археологическая находка относится к самым древним из известных подтверждений «нецелесообразных действий».  Закономерно, что наших предков заботили лишь сугубо утилитарные вещи, вопросы, касающиеся выживания. Действия, которые мы сейчас называем искусством, никак не помогают в выживании. Однако в пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек — красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька была найдена среди останков так называемых африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад. Австралопитеки — это настолько далекие предки людей, что объединены с нами лишь общим семейством — они и мы являемся гоминидами (человекообразными обезьянами). Австралопитеки не были даже до конца прямоходящими, не говоря уже о разумности, хотя и использовали примитивнейшие орудия труда.

Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)
Ученые, исследовавшие пещеру Макапансгата и, в частности, этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не свойственна той местности, и перенесен древними гоминидами на их стоянку не менее чем за 30 километров.

Пещера Макапансгата (2)
Хотя тот камешек весом около 250 грамм нельзя назвать произведением искусства древних, но в виду того, что они перенесли его на столь значительное расстояние, а единственной его естественной особенностью является схожесть с лицом, можно сделать вывод, что именно это привлекло наших древних предков. Несмотря на естественное происхождение гальки, представитель древних гоминид отнесся к нему неестественно и совершил с ней нецелесообразное действие, особенно при учёте того, что у африканских австралопитеков не имелось сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Подобная находка показывает наличие у австралопитеков некоего художественного видения, появления воображения и абстрактного мышления. Появление у гоминид художественного восприятия, конечно же связано с развитием мозга и зрительной системы. Как отмечает антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, в своей работе, посвященной развитию мозга первобытных людей: «Затылочная доля отвечает в основном за зрение. Очевидно, именно эволюция затылочной доли (конечно, совместно с лобной) сделала возможным развитие визуальных образов.»(3)
 

Фотографии

Алжир, сцена охоты. Искусство в национальном парке Тассилин-Адджер:

Церемониальная корова и человек – рисунок в пещерном комплексе Лаас-Гааль в Сомалиленде:

Ливия, наскальные изображения в пустыне Сахара на территории горного образования Тадрарт-Акакус:

Цодило – уникальное место с наскальными рисунками на северо-западе Ботсваны. Известный петроглиф «два носорога» расположен на «мужском» холме:

Доисторические гравюры неолита на юге провинции Оран в Алжире:

Неофициальный символ археологического района Вади-Метхандуш – петроглиф борющихся между собой двух крупных кошек:

«Робкие любовники» — петроглиф в алжирской провинции Джельфа:

Петроглифы, изображающие плавающих людей, можно увидеть в Египте в пещере Пловцов:

В засушливой долине Твифелфонтейн среди причудливых песчано-каменных гор можно встретить очаровательный наскальный рисунок с названием «Лев-человек»:

Наскальные рисунки в Марокко. Уникальное собрание петроглифов расположено в долине реки Дра:

Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится1

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Самая старая фигурка из слоновой кости

В 2007 году группа археологов из университета Тюбингена провела раскопки в пещерах Швабского Альба. Там ими были обнаружены несколько фигурок из кости слона, чей возраст по примерным подсчётам составил 35 тысяч лет.

В пещерах Фогельхерда нашли пять фигурок из слоновой кости, а их анализ радиоуглеродным методом показал, что им приблизительно 30–60 тысяч лет. Вполне вероятно, что эти фигурки изготовили представители ауриньякской культуры. Они, кстати, считаются первой группой современных людей, пришедших в Европу. А в 2009 году в том же регионе археолог Николас Дж. Конард нашёл три статуэтки, датированные тем же периодом. Примечательно, что среди них были костяная фигурка птицы, фигурка, похожая на лошадь, и териантропическая фигурка, изображающая наполовину человека, наполовину животное.

Кстати, в пещерах на юго-западе Германии обнаружились и другие интересные находки. В частности фигурка человека-льва из Хохленштайн Стадель и Венера из Холе-Фельс, ещё называемая Швабской Венерой.

Ндебеле

Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.

Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.

До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.


Кисти ндебеле. Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах. Фото: Wikimedia Commons

Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.


Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже. Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге. Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane

Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.

Появление африканской этники в мировом искусстве

Африканские предметы начали попадать в Европу во времена колонизации континента. Местная мебель, текстиль, украшения выглядели необычно для европейцев, но воспринимались лишь как исторические артефакты, а не предметы искусства.

В начале XX века отношение к африканскому стилю поменялось благодаря художникам. Например, одним из первых, кто открыто заявил о симпатии к африканскому творчеству, был Поль Гоген, который затем обвинял остальных художников, будто они стыдятся признаться в том же самом. В те времена многие боялись говорить, что их вдохновляют яркие краски и креативные узоры Африки.

Анри Матисс был одним из первых, кто самостоятельно посетил Африку. Художник поехал в Алжир и привёз оттуда керамику и ткани, которые использовал в своих натюрмортах. В 1907 году Пикассо вдохновился африканской культурой и написал картину «Авиньонские девицы». Считается, что именно эта работа дала начало кубизму.

Самое древнее изображение на скорлупе яиц

Представители многих древних культур выполняли резьбу или рисунки на скорлупе яиц страуса. Можно сказать, что это было одним из самых первых способов самовыражения наших древних предков. В 2010 году археологи нашли вероятно одно из самых древних произведений искусства такого рода.

В 2010 году в ходе раскопок в южно-африканской пещере Дипклоф был обнаружен настоящий клад. Он состоял из 270 осколков скорлупы страусиных яиц, на которых сохранились рисунки. Большинство из них сделаны на тему вылупления птенца из яйца, а наносили их на скорлупу гравировкой или с помощью различных пигментов. Мотивы других узоров состояли из сходящихся или параллельных линий, нанесённых рядом с заштрихованными полосами. Эта находка позволила учёным установить существование традиционных узоров у представителей человечества, живших в каменном веке.

Раскопки в пещере Дипклоф

Кроме того, в найденных в Дипклофе осколках яичной скорлупы обнаружились вырезанные человеком круглые отверстия. Благодаря этому учёные пришли к выводу, что пустые яйца страусов использовали в качестве обычных сосудов для воды или другой жидкости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: