Интересные факты о слонах

Вымершие слоны

Сегодня существует только 3 вида таксономического хоботного слона, раньше их было более 40. Большинство из них хорошо жили вплоть до конца последнего ледникового периода 12500 лет назад. Эти существа, как правило, были по размерам похожи на современных азиатских слонов, хотя существовали и карликовые, и гигантские слоны, ростом около 5 метров и весом более 14 тонн. Для сравнения – крупнейший африканский слон был ростом 4 метра и весом 12 тонн. К семейству вымерших слонов принадлежали и мамонты, у них были более изогнутые клыки, и они были очень волосатыми. Мамонты вымерли по мере потепления климата, более того, еще 12000 лет назад люди сами их истребляли, хотя некоторые популяции, которые были изолированы от людей, прожили еще несколько тысяч лет и исчезли сравнительно недавно – около 4000 лет назад.

Критика и движение в защиту прав животных

Несмотря на пользу открытий Харлоу для науки, его опыты жестко критиковались научным сообществом за их вопиющую неэтичность. Все обезьяны в лаборатории Харлоу непрерывно страдали: их разлучали с детьми, не давали общаться с сородичами, вызывая у них сильнейший эмоциональный стресс.

Жестокость эксперимента хорошо иллюстрирует следующая история. Харлоу и его коллега Стефан Суоми описали, как они безуспешно пытались вызвать психопатологию у новорожденных обезьян. В это время их посетил британский психиатр Джон Боулби, также занимавшийся исследованием привязанностей у детей. Выслушав рассказ Харлоу о неудачном опыте и осмотрев лабораторию, Боулби спросил: «Зачем вы пытаетесь вызвать психопатологию у обезьян? Сейчас в вашей лаборатории больше обезьян с психопатологией, чем когда-либо свет видывал».

Коллеги критиковали Харлоу за то, что он настолько жестокими экспериментами подтверждал очевидные вещи: обезьяны сходят с ума, если их лишить общества сородичей и изолировать в мрачной камере, а травмированные малыши ищут утешения у матери.

Также вызывало беспокойство научного сообщества то, что ученики Харлоу распространились по всей стране, и многие из них пытались повторить его эксперименты. Они использовали различные виды обезьян, чтобы выяснить, являются ли результаты исследований общими для всех видов, а значит, могут ли они быть перенесены на человека. В борьбу с экспериментами такого рода вступили защитники животных. Они считали, что ученые проводят опыты ради опытов, при этом игнорируя значительный накопленный опыт наблюдений за обезьянами в живой природе, который может дать те же выводы. Это привело к возникновению целого движения против опытов на животных и жестокого обращения с ними.

Сам Харлоу признавал жестокость своих работ: «В нашем исследовании психопатологии мы стали, как садисты, пытающиеся создать ненормальность». Однако он не испытывал теплых чувств к животным, и перед смертью писал в одной из своих последних работ, что не любит ни собак, ни кошек, ни, уж тем более, обезьян и не понимает, как можно их любить.

Возможно, способность к любви ученый утратил после смерти любимой жены. А может, и раньше. История об этом умалчивает. Но совершенно точно были личные причины, побуждающие его к исследованиям в течение всех этих лет. Он никогда не жалел о проведенных экспериментах, свято веря в то, что несет пользу человечеству.

Список использованной литературы:
  • 1. Биография Гарри Харлоу — www.psy.pdx.edu/PsiCafe/KeyTheorists/Harlow.htm
  • 2. Peoples and Discoveris: Harry Harlow — www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhharl.html
  • 3. Источник отчаяния — https://psychologyc.ru/istochnik-otchayaniya/
  • 4. The Nature of Love. Harry F. Harlow. — 1958. — University of Wisconsin/
  • 5. Питер Сингер «Освобождение животных». — Центр защиты прав животных «Вита», перевод на русский язык, 2009
  • 6. The Science of Love: Harry Harlow & the Nature of Affection — English for ESL Psychology Students.- http://gyg-coolteacher24.blogspot.com/2010/07/science-of-love-harry-harlow-nature-of.html

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Шимпанзе и Homo Sapiens

На самом деле шимпанзе более тесно связаны с людьми, чем с гориллами и другими приматами. Но сходство, которое мы разделяем, выходит далеко за рамки нашей генетической структуры. Прямо как и мы, первые пять лет жизни шимпанзе проводят в играх, общении и развитии сильной связи между ребенком и матерью. А еще шимпанзе также делятся друг с другом пищей и инструментами.

Несмотря на то, что человеческий мозг больше, он структурно идентичен мозгу шимпанзе. Это означает, что шимпанзе способны к рациональному мышлению, абстракции и обобщению. Их зрение, обоняние, слух и осязание тоже очень похожи на наши. К тому же, они могут узнать себя в зеркале – а на это большинство животных не способны.

Примечательно, что даже тело шимпанзе очень похоже на человеческое – у нас одинаковые кости, мышцы, нервная система и одинаковое количество пальцев рук и ног. И все же, между шимпанзе и человеком много различий – мы ходим на двух ногах, наш мозг больше и мы не такие волосатые. Но по мере того, как мы все больше и больше узнаем о наших умных и игривых родственниках в животном мире, невозможно не задуматься о поразительном количестве общих черт, а не о различиях, которые нас разделяют.

При всех заментых отличиях между двумя видами, люди и шимпанзе невероятно похожи

Интеллект

Мы в соцсетях

Слоны являются одними из самых умных животных на Земле. Их мозг весит 5 кг, это намного больше, чем мозг любого другого животного. Их мозг состоит из сложных извилин (больше которых только у китов), что и считается одним из факторов, обусловливающих их интеллект. Как правило, они могут показывать горе, юмор, сострадание, сотрудничество, самосознание, игривость, а также они обладают отличными способностями к обучению. У слонов очень развит гиппокамп, область мозга, ответственная за эмоции и пространственную осведомленность. Исследования показывают, что они превосходят людей в отслеживании нескольких объектов в 3D пространстве. Есть много данных, демонстрирующих альтруизм слонов в отношении других видов, к примеру, спасение собак со значительными издержками для себя. Как уже говорилось выше, они уважают своих умерших сородичей и соблюдают ритуалы.

Что происходит с возрастом?

В ходе исследования ученые просмотрели 78 000 часов видеозаписи 21 самца шимпанзе в возрасте от 15 до 58 лет, живущего в Национальном парке Кибале в Уганде. Для шимпанзе в дикой природе 58 лет – это очень почтенный возраст. В среднем исследователи проанализировали данные за 10,6 лет на одного шимпанзе. В ходе анализа исследователи хотели выяснить, изменились ли социальные связи шимпанзе с близкими друзьями с возрастом, а также какому общению наши ближайшие родственники отдавали наибольшее предпочтение.

Поскольку шимпанзе не выражают дружбу так же, как люди, исследователи полагались на аналогичные действия, такие как нахождение рядом с одной и той же особью несколько раз в день (в пределах 5 метров) или выбор где сидеть – рядом с определенными особями. Позитивное поведение выражалось в груминге, в то время как негативное поведение включало акты агрессии, например, удары или погоня.

Примечательно, что авторы работы не учитывали родственные отношения между шимпанзе. Причина, как это ни странно, заключалась в том, что у взрослых самцов было очень мало братьев по материнской линии, если таковые вообще имелись. Ученые также исключили самок шимпанзе, потому что они, как правило, менее общительны, чем самцы. Шимпанзе в возрасте демонстрировали предпочтение позитивным действиям (груминг), а не агрессивным (укусы, погоня). Когда исследователи сравнили, как эти социальные действия выполнялись как младшими, так и старшими шимпанзе, то увидели поразительное сходство с тем, что ученые уже наблюдали у людей.

Так, число общих друзей (знакомых) у шимпанзе с возрастом увеличивается, в то время как односторонние отношения уменьшаются. Например, у шимпанзе-подростков в возрасте 15 лет было в среднем 2,1 друга и 0,9 общих друзей, в то время как у 40-летних шимпанзе было в среднем 0,6 односторонних связей и 3,0 общих друзей.

С возрастом количество односторонних дружеских связей у шимпанзе уменьшается. А вот пожилые мужчины более склонны к одиночеству, но также больше общаются с важными социальными партнерами.

Интересно, что исследователи не наблюдали общего увеличения активности груминга между друзьями с течением времени, но наблюдали снижение агрессивного поведения. По их словам, старшие шимпанзе предпочитали более спокойные и взаимовыгодные занятия. Ученые полагают, что старшие шимпанзе продолжают социализироваться в более старшем возрасте, потому что их связи основаны не только на родстве.

Как полагают авторы исследования, шимпанзе демонстрируют сходные тенденции в социально-эмоциональной избирательности по отношению к людям. Но причины этого могут быть совершенно разными. Так, прочно установленные отношения могут быть более надежными для более старых шимпанзе, чем для других приматов.

Джейн Гудолл сегодня 86 лет

Предыдущие исследования показали, что другие приматы проявляют большую социальную замкнутость в пожилом возрасте. Причина может заключаться в том, что, в отличие от людей, шимпанзе строят свои самые близкие отношения в значительной степени на родстве. После смерти членов семьи этим видам может быть трудно установить новые социальные связи. Но как насчет нас с вами?

Известно, что люди также отдают приоритет близким, позитивным отношениям по мере старения, а теория социально-эмоциональной избирательности предполагает, что этот сдвиг зависит от способности думать о собственном будущем. Так что если с возрастом у вас стало меньше друзей, удивляться не стоит, так как те, кто рядом с вами, являются самыми близкими и надежными людьми.

Уинтроп Келлог — психолог-экспериментатор

Врач-психолог был родом из Нью-Йорка. По окончанию школы он без труда поступил в университет. Но, учебу пришлось приостановить из-за службы в армии и отъезда на войну в Европу. Вернувшись домой, Уинтроп вновь занялся образованием, с упоением изучал не только психологию, но и философию. Годы учебы были поистине счастливым периодом в его жизни. В университете он познакомился с замечательной девушкой, ставшей впоследствии его женой и соратницей.

Степень бакалавра не могла удовлетворить незаурядную натуру психолога. Он продолжил учебу и, будучи 30-летним мужчиной, получил докторскую степень. Передавал свои знания и наблюдения студентам в том же университете Индианы, где некогда учился сам. По натуре Уинтроп был экспериментатором, который постоянно наблюдал за поведением животных, птиц, грызунов. Он ставил над ними опыты в лаборатории. А самым грандиозным и известным экспериментом Уинтропа стало воспитание собственного сына с младенцем шимпанзе.

Необъективность и отсутствие эмпатии

Многие психологи, узнав о проделанной работе, стали подвергать Келлога критике. Во-первых, им казалось неэтичным ставить эксперимент над младенцем. А, во-вторых, их беспокоила жестокость по отношению к детенышу шимпанзе. Ведь ее сначала забрали из привычного окружения, лишили общения с другими приматами, а потом без какой-либо подготовки вернули обратно. По мнению некоторых психологов, это значительно усложнило жизнь Гуа. Кто-то даже считал Келлога сумасшедшим из-за отсутствия хоть какой-то эмпатии к объектам исследования. Многие ученые, комментируя исследования Келлога, писали, что эксперимент на одном испытуемом просто-напросто ненаучен.

«Каждый раз, когда вы проводите эксперимент со своей семьей и собственной жизнью, он не является научным в том же смысле, что и лабораторное исследование», — говорил Джеффри Кан.

Были и те, кто считал, что Келлог просто хотел прославиться таким образом — потому что ход эксперимента фиксировался только им самим и его женой, а его результаты не были опубликованы ни в одном научном журнале. Но в 1933 году супруги Келлог издали книгу «Обезьяна и ребенок», где поделились частью своих наблюдений. Однако у Келлога были и сторонники, которые считали, что он сделал огромный вклад в изучение отношений приматов с людьми. Как минимум, ценность его эксперимента заключается в том, что с 1931 года никто не пытался его повторить.

В 2017 году группа ученых из Великобритании и США, изучающая подобные исследования, опубликовала статью в журнале «Animal Cognition». В ней говорилось, что большинство экспериментов, подобных тому, который проводил Келлог, — необъективны. Во-первых, из-за выборки. Даже в одном биологическом виде животные имеют разные интеллектуальные способности. Во-вторых, дети могут быть успешнее приматов, потому что с первого дня воспитываются в такой среде — наблюдают за поведением родителей и других людей, в то время как шимпанзе попадают в абсолютно новую атмосферу.

Стадии восприятия утраты

Даже самые сильные и волевые люди оказываются беспомощными и потерянными после ухода любимого человека. Если вы совсем недавно похоронили супруга, родителей или друга, дайте волю эмоциям, не сдерживайте себя. Грустить, скучать и плакать в первые месяцы после потери – это нормальное явление, которого не нужно бояться. Люди, которые не сдерживают слёз в такие периоды, гораздо проще и быстрее справляются с унынием и отчаянием. И, наоборот, если всё время сдерживать себя, стискивая челюсти и кулаки, можно очень быстро надломиться и потерять контроль над ситуацией.

Чтобы легче пережить боль от потери, полезно узнать, какие классические стадии восприятия потери человеком выделяют психологи. Эта информация применима к большинству людей.

Оцепенение

Эта стадия сопровождается полным эмоциональным блокированием. Человек получил трагическую новость – он испытывает шок и потрясение, но пока не понимает, как ему реагировать, и может выглядеть вполне спокойным. Эмоциональная реакция в этот момент ещё только формируется и скоро получит выход, но пока есть только оцепенение. Таким образом организм мобилизует энергию, защищает вас от эмоционального перенапряжения и сильнейшего стресса.

В такие моменты не стыдитесь отсутствия слёз, не бойтесь казаться равнодушным и отстранённым. Оцепенение – это адекватное психическое состояние после смерти близких людей, которое длится в среднем от 7 до 10 дней.

Принятие чувств

Стадия принятия чувств характеризуется эмоциональным «прорывом». В такой период наконец-то приходит осознание, что умершего больше нет рядом. Человек в это время может испытывать самые противоречивые чувства: жалость к себе, обиду, гнев, уныние, отчаяние, тревожность и т. д

Важно признаться себе подобных ощущениях и конструктивно их оценить. Если вы испытываете обиду и злость на умершего за то, что он вас «оставил», не подавляйте свои чувства, а позвольте себе их пережить

Не бойтесь дать волю эмоциям – плачьте, говорите о своей боли друзьям или побудьте наедине со своими мыслями. Если спокойно и осознанно принять всё происходящее и не бежать от чувств, пережить трагедию будет гораздо проще. Эта стадия продолжается в среднем до 40 дней. Истерики в период принятия – нормальное явление. Таким образом выходит стресс, накопленный во время стадии оцепенения. Этого не нужно бояться, но, если истерики продолжаются дольше месяца, рекомендуется обратиться к психотерапевту или хотя бы выговориться близкому другу.

Застревание на чувствах

На этапе застревания человек может зацикливаться на какой-то определённой эмоции, например:

  • задаваться вопросом о несправедливости жизни;
  • обвинять себя или окружающих в смерти близкого;
  • жалеть, что проводил мало времени с умершим и не уделял ему достаточно внимания;
  • думать о том, что могло бы быть, если бы близкий человек не умер, вспоминать о нереализованных совместных планах;
  • размышлять о том, можно ли было предотвратить гибель и т. д.

После смерти родителей дети теряют сильную опору, часто испытывают беспомощность и тревожность за свою дальнейшую жизнь. Жёны, потерявшие мужей, думают о том, что не встретят никого лучше супруга и неосознанно программируют себя на одиночество. Эта стадия считается самой психологически сложной, она способна продолжаться несколько месяцев и даже лет. Вы постоянно крутите мысли в своей голове, не можете сосредоточиться на важных делах, отвлекаетесь от работы и закрываетесь в своём мире. Чтобы не погрязнуть в боли и не потерять долгие годы на рефлексию, именно на этой стадии необходимо проявить усилие и отпустить умершего.

Принятие

На этой стадии человек успокаивается, смиряется с потерей близкого, перестаёт искать виновных, отпускает мысли о несправедливости и том, что всё могло быть иначе. Наступает состояние светлой грусти, когда нет тяжёлых мыслей и истерики. Этап принятия неизбежен. У одних он наступает через пару месяцев, а у других – через несколько лет. С принятием случившегося человек начинает дышать полной грудью и наконец-то задумывается о своём будущем: люди, потерявшие супругов, – о личной жизни, а родители, пережившие потерю ребёнка, – о рождении малыша.

В этот период важно уяснить, что начало новой жизни не означает, что вы забыли об ушедшем человеке и перестали его любить

Последствия нарушения привязанности

Вскоре Харлоу заметил, что выросшие подопытные обезьянки были не совсем психически здоровы. Они избегали общения с сородичами, проявляли агрессию, многие имели признаки аутизма: раскачивались, кусали себя, даже отгрызали собственные пальцы. У них напрочь отсутствовал инстинкт размножения: самки не подпускали к себе самцов. Ученый был раздосадован, но признал очевидное: для психического здоровья обезьянам необходимо общение с сородичами, не менее получаса в день.

Он был весьма заинтересован в том, какое потомство дадут самки, побывавшие в изоляции. Для очередного эксперимента он придумал жестокое приспособление: «раму для изнасилования». Самки обезьян фиксировались этим устройством, и их беспрепятственно могли оплодотворить самцы. Результаты опыта были печальны: многие самки убили свое потомство, другие не обращали на детенышей никакого внимания. Лишь отдельные особи вели себя как настоящие матери, что было больше похоже на исключение из правила.

Слон Джамбо

В мире существовало много известных слонов, но одним из крупнейших был Джамбо, имя которого в настоящее время используется для того, чтобы обозначить что-то огромное. Он был африканским слоном, который родился в 1861 году и которого еще ребенком взяли во французский зоопарк. Позже он переехал в британский зоопарк, где он катал на спине детей, и где им восхищались. Работник зоопарка даже однажды дал Джамбо галлон виски, он полагал, что это будет ему только на пользу. В конце концов, Джамбо был продан и экспортирован в США, однако, его популярность была настолько высокой, что 100000 детей написали королеве, чтобы слон вернулся на родину. Однако, в США он тоже стал знаменитым, и пользовался спросом вплоть до своей смерти в возрасте 24 лет. Его здоровье неуклонно ухудшалось в течение многих лет, и когда он попал под поезд, передвигавшийся на полной скорости, он не смог оправиться и умер вскоре после аварии. На момент смерти рост Джамбо составлял 4 метра.

Детеныш шимпанзе

В студенческие годы будущий психолог зачитывался книгами и статьями, в которых описывались дети-маугли. Его всегда интересовал момент невозможности адаптации этих детей в цивилизованном человеческом обществе. Став доктором наук, он лелеял мечту о том, чтобы вживую увидеть эволюцию животного, помещенного в равные условия с человеком.

Уинтроп решил воплотить в жизнь свою мечту. Взяв детеныша шимпанзе, он стал растить его вместе со своим ребенком. Малыш-примат по кличке Гуа стал их с женой «приемным сыном». Супруги создали для Гуа точно такие же условия жизни, как и для своего сына. Купили для него мебель, одежду, игрушки, посуду – точно такие же, как и у сына.

Детеныш шимпанзе сразу же принял комфортные условия проживания и нашел общий язык с малышом Дональдом.

«Дети» Уинтропа взрослели вместе

Дональд и Гуа росли под неусыпным контролем психолога и его жены. Их периодически обследовали: замеряли рост, вес, проверяли реакции на то или иное событие. Всю жизнь ребенка и шимпанзе записывали на кинопленку.

Для экспериментаторов было непонятно, почему Гуа намного сообразительнее, чем их собственный ребенок. Детеныш шимпанзе гораздо быстрее освоил навыки еды с помощью ложки, смог самостоятельно открывать и закрывать двери в доме, аккуратно пил молоко из стакана.

Такой быстрый успех в учебе психолог связал с тем, что приматы и в природе взрослеют значительно раньше, чем люди. Однако, ученый отчетливо сознавал, что как бы быстро ни соображал шимпанзе, он никогда не сможет разговаривать на человеческом языке, даже воспитываясь с детства в этой среде.

Автор эксперимента Гарри Харлоу: биография

Гарри Фредерик Харлоу — американский психолог, родился в 1906 году в штате Айова. В 1930 г. получил степень бакалавра и доктора философии в Стэнфордском университете. Затем он поступил на работу в Университет Висконсина, где вскоре основал Лабораторию психологии приматов. Интересный факт, что среди ее научных сотрудников был известный психолог Абрахам Маслоу, который позже основал школу гуманистической психологии.

Харлоу очень интересовала идея любви как основного свойственного людям чувства. С 1957 года он проводил опыты на макаках-резусах, пытаясь понять, как именно это чувство возникает. В то время существовала теория природы любви к матери как источнику еды. Возникнув таким образом, это чувство распространялось затем на других членов семьи. Харлоу поставил себе задачу выяснить, как же обстоят дела на самом деле. Он также хотел доказать психологическому сообществу, что исследования приматов помогают пониманию важных клинических проблем.

Харлоу начал свои исследования в то время, когда психология как наука еще не пользовалась заслуженным уважением общества, и поднял много важных социальных вопросов. Несмотря на жестокость эксперимента, данные его исследования внесли огромный вклад в развитие науки и дали человечеству уникальные знания: он открыл так называемую «теорию привязанности»

Ее суть состояла в том, что потребность в привязанности матери к ребенку является даже более сильной и важной для жизни, чем потребность в еде

В 1971 году Харлоу потерял жену: она скончалась от рака. С тех пор его поведение и интересы заметно изменились. Он продолжал свои опыты на обезьянах, но теперь он изучал причины возникновения клинической депрессии. Умер Гарри Харлоу в 1981 году от болезни Паркинсона.

Нельзя увидеть то, на что не смотришь

Горе-скептики все же правы в одном: ученые действительно не знают почти ничего, когда речь заходит о поведении животных после смерти сородичей, в том числе и о горе. Тех, кто действительно затронул эту тему и изучал чувства различных животных по поводу смерти, можно сосчитать по пальцам.

Однако, многие бы поспорили: не знают почти ничего, потому что просто еще не изучили.

Ученые пока не уделили должного внимания исследованию того, что можно было бы назвать «сравнительной танатологией» (учение о смерти и действиях, с ней связанных). Скорее всего, это можно объяснить тем, что люди даже не думают о том, что животные в принципе могут переживать за смерть любимых.

Для многих ученых и философов осознание смерти до сих пор остается способностью, присущей исключительно человеку.

Хоботы

Хобот слона – это особый нос, аналогичный щупальцам осьминога с точки зрения ловкости. Он дает им высокий уровень манипуляции объектами, при этом слоны продвинутые пользователи своего «инструмента». Слонов даже научили рисовать при помощи своих хоботов и создавать интересные произведения искусства. Живя в неволе, слоны легко учатся открывать простые замки и некоторые более сложные, что представляется невозможным для большинства других животных из-за отсутствия ловкости и интеллекта. Слоны в зоопарках часто «работали» вместе, чтобы сбежать. Один открывал замок, второй выступал в роли дозорного, или же один изображал мнимого больного в то время, как другие организовывали побег. После того, как все слоны сбегали, «больной» слон вставал на ноги и тоже принимался бежать к двери, тем самым жутко удивляя ничего не подозревающих работников зоопарка.

«Яма отчаяния»

Свои первые эксперименты Харлоу проводил в особой клетке, имеющей стальные стенки, одна из которых была оборудована небольшим зеркалом для одностороннего наблюдения снаружи. Подопытные обезьяны оказывались изолированными от внешнего мира в этой клетке, и лишь иногда они могли видеть руки экспериментаторов, которые меняли им подстилку, приносили еду или воду.

Но позже клетка была модифицирована — превращена в вертикальную камеру, которую сам Харлоу назвал «Ямой отчаяния» или «Колодцем одиночества»

По свидетельству писательницы Деборы Блум, коллеги уговаривали его не использовать столь драматичное название, ведь оно могло привлечь негативное внимание общественности. Однако Харлоу настаивал на своем

Он понимал состояние человека в депрессии как «погружение в пучину отчаяния» и пытался воспроизвести его физически. Для этого камере придавалась форма перевернутого конуса с закрытым решеткой отверстием наверху и гладкими стенками. Первые дни животные пытались вырваться из этой камеры, но затем теряли всякую надежду на это и забивались в угол, теряя всякую волю к сопротивлению.

Их состояние значительно ухудшилось, и даже после возвращения в компанию сородичей они проявляли признаки подавленности, характерной для депрессии. Они сидели в углу и не двигались, не исследовали окружающее пространство даже спустя 9 месяцев после опыта. Их психика была полностью разрушена. Этот эксперимент доказал, что даже приятное общество, нормальное детство и любящие родители не дают гарантии, что депрессия не возникнет когда-либо в будущем.

Мальчик и обезьяна взрослеют вместе

Когда Гуа освоилась, Келлоги начали исследования — они изучали рост тела ребенка и шимпанзе, их рефлексы, движения, силу, память, ловкость, страхи, поведение в игре, внимательность, понимание языка, анализировали их рисунки и проверяли реакции. Каждый день супруги делали заметки и фиксировали результаты экспериментов на кинопленку.

Смотрите это видео на YouTube

Первое время Гуа оказывалась во многом сообразительнее и успешнее Дональда. Например, она быстрее поняла, как достать печенье палкой. Первая научилась есть ложкой, пить из стакана и самостоятельно открывать дверь. Гуа отлично подражала человеческому поведению — выражала любовь с помощью поцелуев и объятий, повторяла жестикуляцию «родителей», когда чего-то хотела. Она показывала лучшие результаты, выполняя физические упражнения. Гуа выучила примерно пятьдесят фраз и команд, которые могла моментально исполнить: например, пожать руку или отправить воздушный поцелуй. И все это меньше чем за полгода эксперимента.

Успехи детеныша шимпанзе Келлог объяснял тем, что приматы в целом взрослеют быстрее людей: половая зрелость шимпанзе наступает в четыре года, а у человека — в 13-14.


Гуа и Дональд

При этом ученый понимал, что есть вещи, которым Гуа никогда не сможет научиться — например, разговаривать. Еще Гуа долго не понимала предназначения горшка и туалета, и еще дольше училась ими пользоваться. Она не смогла сообразить, зачем ей дали карандаш, в то время как мальчик сразу начал рисовать. В какой-то момент стало ясно, что никакие тренировки не смогут исправить генетических особенностей шимпанзе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: