Причины турбулентности
О самой распространенной причине возникновения «болтанки» мы уже рассказали, но, помимо этого, вызвать ее могут и другие факторы. К примеру, пролетевший впереди воздушный лайнер часто способствует образованию завихрений, а они, в свою очередь, формируют зону турбулентности.
Недалеко от поверхности земли воздух прогревается неравномерно, поэтому и создаются вихревые потоки, которые становятся причиной турбулентности.
Примечательно, что пилоты сравнивают полеты в облаках движению по шоссе с ямами и ухабами. Поэтому в облачную погоду пассажиры чаще всего испытывают все «прелести» перелета в трясущемся самолете.
Нисходящие и восходящие потоки
Чтобы понять, как образуются воздушные ямы, необходимо получить полное представление о движении воздушных потоков. Согласно законам физики, нагретый воздух всегда поднимается вверх, а охлажденный опускается вниз. Теплые потоки называют восходящими, они всегда стремятся ввысь. А холодный воздух принято считать нисходящим, и он подобно воронке тянет вниз все, что попадается ему на пути.
Именно из-за движения этих потоков образуются столь нелюбимые пассажирами воздушные ямы при полете. Они заставляют путешественников испытать очень неприятные ощущения, которые многие долго не могут забыть.
Способы передвижения у птиц
Птицы приспособились передвигаться по самым различным субстратам. Они хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям и отвесным скалам, плавают и ныряют. Но самым характерным способом передвижения является полет. Нелетающих птиц среди современных видов немного. К ним принадлежат страусоподобные птицы, киви, а также некоторые островные виды, утратившие способность к полету вторично.
Характер полета отдельных групп птиц весьма разнообразен и находится в зависимости как от экологических условий обитания птиц, так и от их строения. Организация крыла, отношение веса тела к площади крыльев, развитие мускулатуры – вот основные факторы, определяющие свойства полета у птиц. Выделяют два основных способа полета у птиц – машущий и парящий.
Машущий полет еще называют активным, а парящий полет – пассивным. Во время машущего полета птица совершает движения крыльями. Он сложнее и разнообразнее парящего. Движения крыльев во время машущего полета могут различаться как по частоте, так и по силе. Стоит только сравнить стремительный полет стрижа, медлительный полет вороны, трепещущую в воздухе пустельгу, быстро летящую утку или тяжело хлопающего крыльями фазана, чтобы понять все многообразие способов активного полета. Предпринимались неоднократные попытки его классификации, но общепризнанной системы выработано так и не было. К машущему полету относится и пикирование, при помощи которого многие птицы настигают жертву. Парящий полет принципиально отличается от машущего тем, что птица использует восходящие потоки воздуха, которые образуются вследствие неравномерного нагрева поверхности земли солнцем. Во время парящего полета птица практически не совершает движения крыльями. Используя разности температуры различных потоков воздуха, неравномерное действие ветра и другие факторы, птица может часами парить, практически не прикладывая никаких усилий. Для парителей характерны крупные размеры, длинные крылья с развитой несущей поверхностью, относительно малые размеры сердца. Крыло может быть либо широким (наземные виды), либо узким (морские виды).
По земле птицы передвигаются двумя основными способами. Те виды, которые большую часть времени проводят на земле, относятся к экологической группе наземных птиц. Для них характерно передвижение по субстрату шагом или бегом. Шагом передвигаются по земле и птицы, предпочитающие водный образ жизни. Но наличие перепонок на лапах делает их походку неуклюжей. Гагары же вообще с трудом передвигаются по суше, часто просто переползают, опираясь на брюхо и отталкиваясь задними конечностями. Поэтому гнездо гагар располагается прямо у уреза воды, чтобы минимизировать время, необходимое на перемещение по суше. Древесные виды, конечности которых приспособлены в большей степени к перемещению по ветвям деревьев, передвигаются по земле прыжками. Существуют птицы, которые вообще не могут передвигаться по поверхности земли. Ноги их настолько короткие, что с их помощью можно только цепляться за кору деревьев или каменистые склоны. Такие виды формируют экологическую группу воздухореев, к которой относятся стрижи.
Большое число видов птиц приспособились к водному образу жизни. Многие пернатые превосходно плавают и ныряют. Для движения в воде используются задние конечности. При этом происходят преобразования, направленные на увеличение поверхности стопы, чтобы увеличить силу отталкивания от воды. У разных видов они проходят по-разному.
У трубконосых, гагар, гусеообразных, чаек и чистиков три передних пальца соединены кожистой перепонкой. У веслоногих такая же перепонка соединяет все четыре пальца. У лысухи по краям пальцев формируются фигурные фестоны, у поганок пальцы уплощаются и формируют плавательные лопасти. У некоторых куликов (плавунчики) формируются небольшие перепонки также между передними тремя пальцами. Некоторые водные и околоводные птицы могут превосходно нырять. При этом под водой в качестве основного движителя используются либо задние, либо передние конечности. Чистики под водой совершают крыльями движения, похожие на полет. Напротив, нырковые утки, гагары, поганки, лысухи передвигаются под водой с помощью задних конечностей. У уток крылья могут использоваться только как своеобразные рули глубины. Для некоторых видов характерно ныряние с большой высоты. Они не плавают под водой, а погружаются на краткие мгновения лишь для того, чтобы схватить добычу. К таким птицам в наших широтах относятся скопы, зимородки, крачки и некоторые другие виды.
Источник
Почему в одну сторону самолёт летит быстрее, а в другую — медленнее
Рейс Москва — Новосибирск длится в среднем три часа, а Новосибирск — Москва — четыре с лишним. Расстояние между городами не меняется, маршрут один и тот же. Но разница между полётами с запада на восток и наоборот достигает от получаса до нескольких часов.
Направление ветра
Плыть против течения сложнее, чем по нему. Идти, когда ветер дует прямо в лицо, тоже не так-то просто. Так и с самолётами: попутный ветер подгоняет, встречный — тормозит.
Путевая скорость самолёта зависит от направления ветра. Чаще всего он дует с запада на восток, поэтому такие полёты с попутным ветром короче, чем с востока на запад против направления ветра. К такому выводу пришли учёные из Вудсхольского института океанографии и Висконсинского университета в Мэдисоне. Их исследование опубликовано в журнале Nature Climate Change.
Крис Карнаускас (Kris Karnauskas), автор исследования, доцент кафедры геологии и геофизики Вудсхольского института океанографии
Но и здесь есть нюансы. Летать с попутным ветерком приходится, и здесь нет ничего страшного. Но в целях безопасности взлёт и посадка должны осуществляться строго против ветра. Допускается и боковой ветер, но не попутный, потому что он увеличивает необходимые для взлёта и торможения расстояния. Проще говоря, при ветре «в лоб» самолёт взлетит легче и не выкатится за пределы взлётной полосы.
Воздушные коридоры и время ожидания
Воздушный коридор — своеобразная трасса в воздухе, по которой пролегает маршрут самолёта. Но пути туда и обратно не совпадают, поэтому время отличается.
Также дорога обратно занимает больше времени, потому что взлетает самолёт быстро, а вот при посадке чаще всего задерживается в так называемой очереди из других воздушных судов.
Если самолётов в районе аэропорта много, то сесть всем сразу не получится. Приходится ждать: уходить на второй круг или по просьбе диспетчера снижать скорость перед подлётом.
Перечисленные факторы задерживают самолёт в пути.
Вращение Земли и сила Кориолиса
Земля — неинерциальная (вращающаяся) система отсчёта. В этой системе действуют особые силы. Одна из них — сила Кориолиса.
Эта сила влияет на все тела, движущиеся с ненулевой скоростью. Она отклоняет поток воздуха в сторону: в Северном полушарии на восток, в Южном — на запад. И из-за неинерциальной силы вес самолёта меняется в зависимости от направления маршрута.
При движении с запада на восток самолёт становится легче и тратит меньше тяги на создание подъёмной силы, чем самолёт, летящий в обратном направлении. И чем меньше вес самолёта, тем выше скорость он может развить и быстрее преодолеть расстояние.
Устройство планера
Вот как выглядит тот самый учебный планер Л-13 Бланик.
По конструкции он не сильно отличается от самолета – к фюзеляжу крепится крыло и хвостовое оперение. Кабина спереди, перед кабиной нет капота, потому что зачем капот, если нет двигателя. Буксировочное приспособление состоит из буксировочного замка, расположенного в передней части фюзеляжа и боковых замков по бортам (боковые используются для буксировки лебедкой). Все три замка открываются рукояткой из кабины.
Шасси состоит из колеса, оснащенного механическим тормозом, демпфера и рычажного механизма управления. В полете шасси поднимается, немного выступая за контуры фюзеляжа, так что с убранным шасси тоже можно сесть. Зимой вместо основного колеса можно поставить лыжу. Кроме колесного шасси есть еще хвостовая опора – костыль для торможения о грунт.
Картинка из книги «Планеры и планеризм» В.М. Замятин, 1974
Объяснение термина
Обычному человеку довольно сложно понять, что же на самом деле представляет собой воздушная яма. Каждый понимает, что в небе не существует шоссе и дорожное покрытие, а, следовательно, не может быть никаких ям. К примеру, когда речь идет об управлении автомобилем любому абсолютно ясно, что на дороге может возникнуть препятствие либо яма, которую опытный водитель сможет обрулить. А вот как быть, если вы попали в воздушную яму? Можно ли ее миновать? И насколько она опасна? На все эти вопросы мы ответим в следующих разделах статьи. Но давайте разбираться в этой непростой теме постепенно.
Ученые уже давно выяснили, что воздушные потоки неоднородны. Они имеют разную направленность, температуру и даже плотность. Все это сказывается на авиалайнерах, следующих по определенным маршрутам. В случае когда самолет встречает на пути потоки более низкой температуры, создается полная иллюзия кратковременного падения. Тогда мы обычно говорим, что судно провалилось в воздушную яму. Однако на самом деле это всего лишь иллюзия, которую легко объяснить с помощью современной науки.
Кратко о турбулентности
Данное явление доставляет путешественникам массу неудобств, но на самом деле оно не опасно и не может привести к крушению авиалайнера. Считается, что нагрузки на самолет во время турбулентности ничуть не выше чем на автомобиль, который движется по неровной дороге.
Зона турбулентности образуется тогда, когда встречаются воздушные потоки с разной скоростью. В этот момент образуются вихревые волны, которые вызывают «болтанку». Примечательно, что на некоторых маршрутах турбулентность возникает регулярно. Например, во время полетов над горами самолет всегда трясет. Подобные зоны бывают довольно продолжительными, и «болтанка» может длиться от нескольких минут до получаса.
Почему самолёт летит быстрее на восток чем на запад?
Главная » Техника »
Загрузка…
Вопрос знатокам: Почему лететь в США дольше чем обратно?
Лучшие ответы
Когда летим в США (вернее на Запад) , то летим против вращения Земли. Вместе с Землей вращается и воздух. Он создает дополнительное трение (препятствие) полету самолета.
А когда летим на Восток (обратно) , то летим попутно с вращением Земли (воздуха) . В этом случае дополнительного трения не создается. Скорее наоборот — попутное ускорение. Из-за этого и разница во времени перелетов.
Это явление называют «воздушный ветер».Вы сами подметили, что атмосфера вращается вместе с Землей.
туда с надеждой, обратно с отвращением
1) Земля тоже движется2) встречный ветер
На Канарские острова летел из Москвы 7 часов, а обратно 6:30
Тоже самое что и в Китай, туда ты летиш против движения земли обратно наоборот! Вот часок лишний и набегает!
А почему от понедельника до пятницы 4дня. а от пятницы до понедельника только 3 дня?
законы физики — летим по часовой стрелке
По той же, по которой перелет из Москвы во Владивосток занимает меньше времени, чем из Владивостока в Москву: на высоте 9-10 км (обычная высота таких перелетов) ветры в средних широтах дуют, преимущественно, с запада на восток.
Кажется это как-то увязано с пассатами (дуют с востока на запад) , на направление которых влияют силы Кориолиса зависящие от направления вращения Земли, но как именно все это происходит, я не знаю.
над Атлантикой ветра дуют на Востоктуда самолет летит против ветра-обратно- по ветру
Ответы знатоков
Закономерности общей циркуляции атмосферы таковы, что в Северном полушарии в умеренных широтах преобладают западные ветры. Т. е. вообще-то они южные, но сила Кориолиса (вызванная вращением Земли) заметно отклоняет ветер к востоку. Т. ч. на восток самолёт летит по ветру, а на запад — чаще против ветра.
потому что земля крутится..на восток — летишь навстречу, а на запад — догоняешь..
эх.. ЕГЭ…
Да, вращение земли, но только эта фраза сама по себе ещё ничего не обьясняет.Из-за того, что атмосфера имеет некоторую инерцию, её вращение немного отстаёт от вращения Земли. Получается, что на восток самолёт летит с попутным ветром, а на запад — со встречным.
это кто тебе сказал Камчатка где ? -НА ВОСТОКЕ, а летишь туда почти 9 часов и без посадок
Потому что земля вращается
Не всегда. Далеко не всегда. От ветра зависит.Вот, намедни, прилетел в Барселону чуть ли не на час раньше расписания.
на запад лететь быстрее. т. к. часовые пояса уменьшаются
потому что на запад — навстречу вращения Земли, в аэродинамических формулах даже есть такой коэффициент сопротивления — Сх
А как ты скорость измерял?
на запад лететь надо вечером.
дорога домой всегда быстрее, все равно на чем едешь!
появился в конце XVII века усилиями французского изобретателя …
Имеешь ввиду пересечение часовых поясов?
Может из-за вращения земли
против течения плыть не пробовал?
На восток он летит навстречу вращению Земли)
Часовые пояса тому виной.
Все дело в направлении вращения Земли Когда самолет летит на запад он отстает, потому что направление вращения не совпадает с направлением самолета.
Наверно на восток хочется меньше вот по этому и быстрее.
Наверно бегал с большим спидометром в руках? Это либо просто показалось, либо на западе аэродром. При взлёте самолеты набирают большую скорость, а перед посадкой сбрасывают скорость. С другой стороны аэродрома наблюдают картину, противоположную той, что Вы описали, и тоже удивляются. До аэродрома километров от 30 до100.
«Быстрее» и «медленнее» есть понятия относительные! Относительно Солнца твои суждения верны, потому что при движени на восток к собственной скорости самолёта прибавляется скорость (линейная) вращения Земли, а при движении на запад- скорость вращения Земли вычитается из скорости самолёта! Относительно же земной поверхности скорость неизменна в любую сторону! ..Это всё равно, что идти по движущемуся эскалатору метро: перебирая ногами с одинаковой скоростью против направления движения, ты как буд то стоишь на месте, а по направлению движения- мчишься, словно гепард!
В чем опасность полетов?
В фильмах катастрофах показывают кадры, как борт сильно трясет, а порой он буквально разваливается на части. Летать после такого становится еще страшнее. Поэтому, давайте разбираться так ли это опасно, может ли упасть лайнер во время болтанки.
Условно турбулентность делят на три категории:
- слабую,
- среднюю,
- сильную.
Если вы испытываете легкий дискомфорт, чувствуете, что вас немного трясет, значит, это зона слабой воздушной активности.
При средней, толчки становятся более ощутимыми, а трясти начинает сильнее. В данный момент вам не удастся спокойно поесть или попить. Ведь еда и напитки станут разлетаться. Именно такой тип турбулентности чаще снимают на видео пассажиры. В этой ситуации перемещаться по салону строго запрещено, так как можно получить травмы.
Сильная тряска, а также резкие толчки самолета – самая опасная разновидность. Во время такой болтанки может произойти резкая потеря управления или сбой работы электроники.
Другие причины
Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.
Иногда «болтанка» возникает и при ясной погоде. Причиной ее возникновения становится эшелон полета. Дело в том, что эшелон ни в коем случае нельзя изменять, так как в воздушном пространстве трафик очень плотный, а между воздушным транспортом обязательно выдерживается интервал, чтобы избежать катастроф.
Часто авиалайнеры, заходя на посадку, сталкиваются с затруднениями, вызывают которые сильные порывы ветров. Но благодаря имеющимся нормативам, которые находятся у пилотов, можно срочно отменить посадку. При таких обстоятельствах экипаж воздушного судна оповестит, что выбран другой аэропорт, с более подходящими условиями. А вот у пассажиров может возникнуть паника, ведь за окном они видят ясное небо и даже очертания посадочной полосы, однако самолет резко меняет маршрут полета. Не стоит поддаваться страху, нужно довериться профессионализму пилотов, которые точно знают, как безопасно посадить современный авиалайнер.
Принцип образования воздушных ям
Несмотря на то что современная авиастроительная промышленность уже давно оснастила свои новые лайнеры обилием технологических новинок, призванных сделать полет комфортным и безопасным, до сих пор никому не удалось избавить пассажиров от неприятных ощущений, вызванных нисходящими воздушными массами. Итак, самолет попал в воздушную яму. Что происходит с ним в этот момент?
Даже во время полета в хороших погодных условиях авиалайнер может натолкнуться на поток холодного воздуха. Так как он является нисходящим, то начинает существенно тормозить скорость подъема самолета. Примечательно, что по прямой он идет с прежними показателями, однако немного теряет высоту. Обычно это длится всего лишь несколько мгновений.
Затем авиалайнер встречается с восходящим потоком, который начинает выталкивать его вверх. Это позволяет воздушному судну набрать прежнюю высоту и продолжить полет в штатном режиме.
Про безопасность
Многие слышали, что авиация – это самый безопасный вид транспорта. Тому служат и отточенные годами правила полетов и серьезные требования к состоянию летательного аппарата и не менее серьезные к навыкам и состоянию пилота.
Но можно немножко пофантазировать. Чего можно бояться при полете на однодвигательном самолете? Наверное, остановки двигателя. Но это тоже не критично, так как в этот момент самолет превращается в планер. Правда в тяжеленький и с небольшим аэродинамическим качеством. В планере этой проблемы нет – в нем в принципе нет двигателя.
Если же вдруг испортилась погода и продолжать маршрут становится не безопасно – никто не будет продолжать маршрут. Планер можно спокойно посадить на площадку, подобранную с воздуха. Его аэродинамическое качество позволяет подобрать площадку в огромном радиусе, самую идеальную. Или вообще вернуться к месту вылета, если там погода лучше.
Но если вдруг вот прям очень по какой-то причине надо из планера выйти в полете? На этот случай и у пилота и пассажира (или второго пилота) есть парашюты. Фонарь (остекление) кабины сбрасывается на ходу – выход свободен. Это все умеет пилот и пассажиру тоже в обязательном порядке покажут как эвакуироваться. Но не для того, чтобы выкинуть его на ходу – просто эти вещи надо знать (вспомните, сколько раз вы наблюдали демонстрацию аварийно-спасательного оборудования стюардессами перед полетом).
Насколько опасна «болтанка» самолета?
Как видите, обойти турбулентную зону стороной получается не всегда. Клиенты poehalisnami.by часто задают вопрос: опасна ли турбулентность? Все зависит от ее силы. Слабая тряска практически неощутима, средняя по силе доставляет дискомфорт пассажирам авиалайнера, а сильная может привести к получению травм у тех, кто не пристегнул ремни безопасности. Нанести увечья может и плохо закрепленная сумка, упавшая на голову. Но стюардессы обычно проверяют, плотно ли закрыты дверцы на полках для ручного багажа.
Самому лайнеру «болтанка» не страшна. Современные воздушные машины крепкие, их создают с учетом гораздо больших нагрузок. Теоретически риск повреждений существует при взлете или посадке борта во время шквальных порывов ветра. Но командиры экипажей проинструктированы насчет маневров в подобных условиях, и смогут провести машину через опасную зону невредимой.
Разница в скорости вращения Земли
Кроме того, что наша планета движется вокруг Солнца, она еще вращается вокруг своей оси. Не все точки, расположенные на Земле, вращаются с одинаковой скоростью.
Если учесть, что оборот выполняется за 24 часа, а расстояние — это, например, длина экватора составляющая немногим больше 40 тысяч километров, вернее длина его окружности, является самой продолжительной, то и скорость вращения здесь будет самой большой. Как подсчитали американцы, она будет приблизительно составлять 1667 км/ч.
В точках, расположенных на 40 градусе северной широты, где находятся американские Огайо и Колумбия, скорость вращения уже составит 792 мили в час. Если взять полюса, то их путь за 24 часа будет равен нулю, следует, что скорость вращения на них равна нулю.
Разница во времени
Если человек летит, например, из Нью-Йорка в Лондон, то время в пути будет составлять приблизительно 6 часов. Но если самолет летит в обратную сторону, из Лондона в Нью-Йорк, то время в пути будет намного больше. Кажущийся парадокс, но на самом деле — реальность.
Это касается всех трансатлантических перелетов в этом направлении
Важной причиной того, что время в пути при воздушном перемещении с востока на запад всегда меньше, чем с запада на восток, являются воздушные потоки. Именно они влияют на разницу во времени, затраченного на перелеты
Реактивные потоки
Воздушные потоки, которые принято называть реактивными, – это струйные потоки воздуха, образующиеся на большой высоте. Другое их название «западные ветра».
На генерацию потоков влияют такие условия, как вращение Земли и температура воздуха. Область их зарождения – граница между стратосферой и тропосферой, которую принято называть «тропопаузой».
Расстояние от нее до земли от 3,7 до 7 километров.
Именно здесь формируется погода всей планеты. Струйные потоки имеют достаточную силу зимой, в это время скорость достигает 170 километров в час. В этот период разница межу теплыми и холодными массами воздуха достигает своего максимума. Размеры потоков грандиозны. В длину они достигают тысячи километров, в ширину сотни километров, толщина до двух километров.
Влияние реактивных потоков на полеты
Любой трансатлантический маршрут будет отличаться по продолжительности полета. Долететь из Северной Америки в Европу всегда будет быстрее, чем в обратном направлении. Это фактор влияния струйных потоков (западных ветров). С попутным ветром лететь быстрее, чем навстречу мощному воздушному течению.
Опытные летчики, летящие на восток, снижают скорость и экономят горючее. Самый сильный поток наблюдается с января по февраль.
В это время разница температур между экватором и Северным полюсом достигает максимальной отметки.
Именно в этот период продолжительность полета из Европы в Северную Америку будет наиболее продолжительной, а в обратном направлении самой короткой. Разница во времени может составить до полутора часов.
Самый длинный маршрут в мире
Это трансполярный полет из Нью-Йорка в Гонконг. Следуя этому маршруту, пилот летит не по прямой над Тихим океаном, а поднимается вверх, к северному полюсу, летит над Арктикой, поворачивает на Россию, далее на Китай и в Гонконг.
Несмотря на протяженность маршрута, самолет прилетает в Гонконг на два часа раньше, чем, если бы он летел по прямой линии. При прокладывании этого маршрута, были учтены реактивные потоки, скорость вращения земли и многие другие факторы.
Как вести себя во время полета: несколько простых правил
Если вы очень боитесь летать, а мысли о воздушных ямах и турбулентности вызывают у вас чувство ужаса, то постарайтесь соблюдать ряд простых правил, которые существенно облегчат ваше состояние:
- не употребляйте алкоголь во время полета, он только усугубит неприятные эмоции;
- постарайтесь пить воду с лимоном, она снимет приступы тошноты при попадании в воздушные ямы;
- перед путешествием настройте себя на позитивный лад, иначе вы все время будете мучиться от предчувствий и негативных эмоций;
- обязательно пристегивайтесь ремнями, во время прохождения зоны турбулентности пассажиры могут быть травмированы;
- если вы очень сильно боитесь летать, то выбирайте более крупные модели самолетов, которые менее чувствительны к разного рода тряскам.
Надеемся, что после прочтения нашей статьи ваш страх перед перелетами станет менее острым, а ваше следующее воздушное путешествие пройдет легко и приятно.
Другие причины появления тряски
Нередко при обходе грозовых облаков самолет все равно трясется. Это все связано с боковыми завихрениями воздуха по границе таких облачных скоплений. И они не менее опасны, в первую очередь, из-за своей неожиданности.
Также проблема может возникнуть при посадке. Ведь самолеты взлетают и садятся постоянно, особенно если речь идет о крупных аэропортах мира. И на фоне этих завихрений самолет начинает потрясывать.
Основная сложность заключается в том, что установленные эшелоны менять самолеты не могут, а во время посадки уже и сделать что-то сложно. Но если начинается зона турбулентности, нередко самолет приходится уводить на второй круг. У пассажиров же может начаться еще один приступ паники, когда на фоне чистого неба и хорошей видимости самолет вдруг уходит на второй круг.
Далеко ли можно улететь
Суть планерного спорта – это маршрутные полеты. Умея работать с восходящими потоками, можно летать очень большие расстояния. Рекорд по максимальной дистанции на планере – 3009 км. Этот полет выполнил немецкий планерист Клаус Ольман. Но и планер у него был не учебный, а Nimbus 4 DM с аэродинамическим качеством 60. Этот же пилот в феврале 2014 года пролетел на планере над Эверестом.
Для маршрутных полетов нужно в совершенстве управлять планером и разбираться в метеорологии, так как отцепленный от буксировщика планер может в дальнейшем набрать высоту только за счет движений воздуха. Собственно так и совершаются дальние перелеты – планер набирает высоту, где это возможно, а затем за счет своего аэродинамического качества парит дальше по маршруту.
Циркуляция воздушных масс.
Перемещение воздушных масс в атмосфере определяется тепловым
режимом и изменением давления воздуха. Совокупность основных воздушных течений над планетой называется общей циркуляцией атмосферы. Основные
крупномасштабные атмосферные движения, слагающие общую циркуляцию атмосферы: воздушные течения, струйные течения, воздушные потоки в циклонах и антициклонах, пассаты и муссоны.
Движение воздуха относительно земной поверхности – ветер – появляется потому, что атмосферное давление в различных местах воздушной массы
неодинаково. Принято считать, что ветер – это горизонтальное движение воздуха. На самом деле воздух движется обычно не параллельно поверхности Земли, а под
небольшим углом, т.к. атмосферное давление меняется и в горизонтальном и в вертикальном направлениях. Направление ветра (северный, южный и т.д.) означает,
откуда ветер дует. Под силой ветра подразумевается его скорость. Чем она выше, тем ветер сильней. Скорость ветра измеряют на метеорологических станциях на
высоте 10 метров над Землёй, в метрах в секунду. На практике силу ветра оценивают в баллах. Каждый балл соответствует двум-трём метрам в секунду. При
силе ветра в 9 баллов его уже считают штормовым, а при 12 баллах – ураганом. Распространённый термин «буря» означает любой очень сильный ветер, независимо от
количества баллов. Скорость сильного ветра, например, при тропическом урагане, достигает огромных значений – до 115 м/с и более. Ветер возрастает в среднем с
высотой. У поверхности Земли его скорость снижается трением. Зимой скорость ветра в целом выше, чем в летнее время. Наибольшие скорости ветра наблюдаются в
умеренных и полярных широтах в тропосфере и нижней стратосфере.
Не совсем ясна закономерность изменения скорости ветра над материками на небольших высотах (100–200 м). здесь скорости ветра достигают
самых больших значений после полудня, а самых малых – в ночное время. Это наблюдается лучше всего летом.
Очень сильные ветры, до штормовых, бывают днём в пустынях Центральной Азии, а ночью наступает полный штиль. Но уже на высоте 150–200 м
наблюдается прямо противоположная картина: максимум скорости ночью и минимум днём. Такая же картина наблюдается и летом, и зимой в умеренных широтах.
Много неприятностей может принести порывистый ветер пилотам самолётов и вертолётов. Струи воздуха, движущиеся в различных направлениях,
толчками, порывами, то ослабевая, то усиливаясь, создают большое препятствие для движения воздушных судов – появляется болтанка – опасное нарушение нормального полёта.
Чем опасна турбулентность для пассажиров?
Почему мы несколько раз акцентировали внимание на ремнях безопасности? Потому что травма — самая распространенная опасность для пассажиров при «болтанке». Если вы не успели занять свое место, пренебрегаете правилами безопасности, вы можете упасть, удариться головой и получить серьезную травму, либо сломать руку или ногу
Также бывали ситуации, когда в такие моменты путешественникам на голову падали вещи из отсека ручной клади. Был зафиксирован случай, когда чемодан стал причиной перелома шеи пассажира. Именно поэтому авиакомпании устанавливают ограничения для ручной клади по весу, а бортпроводники внимательно проверяют все отсеки перед взлетом.
Опасна турбулентность и паникой, которая способна быстро распространиться по салону. В приступе неконтролируемого страха некоторые пассажиры могут повести себя неадекватно, а у кого-то «прихватить» сердце. Здесь как раз и помогут дыхательные упражнения.
Могут ли пилоты избежать турбулентности?
Давайте посмотрим на турбулентность. Есть много разных причин, по которым гладкий воздух становится турбулентным:
- Конвективная деятельность внутри и вокруг гроз создает турбулентный воздух.
- Ротационный воздух, проливающийся над горами, может быть турбулентным.
- Воздух, через который пролетел другой, более тяжелый самолет, может быть турбулентным из-за оставшихся позади вихрей, которые выходят из кончиков крыльев.
- И переход в/из очень компактного струйного потока может быть турбулентным.
Пилоты знают обо всем этом и, получив хороший прогноз погоды, могут предвидеть турбулентность на своем маршруте. По большей части хорошие пилоты действительно избегают турбулентности, но время от времени нет другого выбора, кроме как войти в зону предполагаемой турбулентности и справиться с ней.
Если у пилотов нет другого выбора, они регулируют скорость до рекомендованной производителем скорости турбулентности. Это гарантирует, что если сильный порыв коснется самолета, крылья будут испытывать «мини-сваливание», не причиняя никакого механического повреждения самолету. Это может показаться пассажирам внезапным падением, но на самом деле это изменение высоты всего на 300-500 метров. Затем все возвращается к нормальному полету без необходимости что-либо делать.
Таким образом, пилоты избегают турбулентности, когда это возможно.
Почему трясет самолет
Вот несколько причин, почему лайнер начинает трясти. Рассмотрим самые распространенные.
Грозовые облака
Одна из самых опасных причин тряски. Чаще всего пилоты стараются облетать грозовые фронты. Для этого у них есть маршрутные карты с прогнозами погоды. Но бывают случаи, когда во время длительных перелетов выявить все такие облака невозможно. Особенно когда они незначительных размеров. Если возможно, то их пытаются обойти.
Кучевые облака
Внутри них образуются восходящие и нисходящие воздушные потоки, которые приводят к тряске лайнера. Такая болтанка достаточно безопасна, если соблюдать правила поведения на борту.
Струйные потоки воздуха
Самолет может попасть в нестабильную зону даже посреди ясного неба. Происходит так из-за сильного движения струйных потоков воздуха. Либо, формирования разницы между атмосферным давлением, от двух полярных фронтов.
Гористая местность
Чем ближе проходит полет над горами, тем выше вероятность, что борт начнет трясти. Такое происходит из-за восходящих теплых потоков воздуха от земли. По этой же причине, летом при посадке, самолет трясет значительно чаще.
Искусственная болтанка
Лайнер может попасть в струю воздуха, идущую от взлетающего или пролетевшего ранее борта. Очень опасная причина тряски. Поэтому диспетчеры обязаны регулировать вылеты. А также, координировать любое перемещение лайнеров, чтобы не допустить такой ситуации.
Может ли самолет упасть из-за турбулентности
При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.
Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть. У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю. Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.