Прекращение эксперимента
Несмотря на явные успехи в умственном развитии Гуа, супруги приняли решение прервать эксперимент. Они были обеспокоены тем, что их сын стал копировать поведение Гуа, его жесты, манеру поведения. Полуторагодовалый Дональд больше походил на ребенка-маугли, чем Гуа на человеческое дитя.
Уникальный эксперимент доказал, что общаясь с людьми в их среде, обезьяны могут вести себя подобно человеку, копируя его движения и манеру поведения. Однако, это продолжается до определенного момента. Наблюдавшие за экспериментом коллеги Уинтропа утверждали, что родители Дональда были обеспокоены еще и тем, что физически шимпанзе становился сильнее ребенка, а это могло быть опасно.
12) От обезьяны к человеку.
Примерно 10 млн. лет назад на Земле началось очередное похолодание, климат стал становиться более сухим. Постепенно площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезать с деревьев и переходить к жизни на открытых пространствах. Ко времени 6-7 млн. лет назад относятся находки сахелянтропа — первого прямоходящего существа, жившего в Африке.
сахелянтроп
Ко времени примерно 4,4 млн. лет назад относятся находки ардипитеков.
Ардипитеки
Останки ардипитеков изучены достаточно хорошо, что позволило сделать точную реконструкцию. Хотя ардипитеки и были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу, были всеядными. Средний рос ардипитека составлял около 120 см, вес — около 50 кг.
Ардипитек — анимированная реконструкция:
Ко времени 3-4 млн. лет назад относят находки австралопитеков, следующего звена эволюции, ведущего к человеку.
Австралопитек афарский, вероятный предок человека
Австралопитеки имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 кг.
Около 3 млн. лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другие впоследствии вымерли.
Наконец, около 2,4 млн. лет назад австралопитеки превращаются в первых представителей рода Homo, т. е. Человек. Самого первого представителя этого рода обычно называют Homo habilis, т. е. Человек умелый.
Человек умелый
Отличия человека умелого от австралопитеков довольно существенные. Во-первых, у него существенно впервые увеличивается объём мозга, примерно до 700 куб. см., что примерно вдвое больше, чем у австралопитеков. Во-вторых, человек умелый начинает изготавливать примитивные орудия труда. Конечно, «изготавливать» — громко сказано, т. к. изготовление сводилось максимум к сбору подходящих камней и их раскалыванию для получения острого края. Однако человек умелый уже систематически использовал эти камни и носил их с собой, вместо того, чтобы выбрасывать после применения.
Человек умелый пользовался вот такими камнями (т. н. олдувайская культура)
Человек умелый также становится немного выше ростом, достигая 160 см. Из-за увеличения мозга исчезает гребень на голове, к которому раньше крепились мощные мышцы, челюсти становятся слабее, а зубы мельче.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.
Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века
И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:
- Австралопитек (Australopithecus) жил на территории Африки около 4,2-1 миллиона лет назад. Его тело было покрыто густой шерстью, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, нежели на человека. Однако этот представитель гоминид уже ходил на двух ногах. Кроме того, он блистал примитивным интеллектом. Австралопитек пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отставленный большой палец на кистях рук. Объем его мозга по отношению к объему тела был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у человекообразных обезьян.
- Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем человеческого рода. Он жил около 2,4-1,5 миллиона лет назад в Африке и получил свое название за умение мастерить простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека. Особенности мозга человека умелого свидетельствуют о зачатках у него речи. В остальном человек умелый больше был похож на австралопитека, чем на современного человека.
- Человек прямоходящий (Homo erectus) 1,8 миллиона — 300 тысяч лет назад расселился по Африке, Европе и Азии. Он мастерил сложные орудия и уже освоил искусство добычи огня. Его мозг по объему был близок к мозгу современного человека, что позволяло этому представителю участвовать в коллективной деятельности. Эти люди активно охотились на крупных зверей группами и использовали речь для общения.
- В период от 500 до 200 тысяч лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному. Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным (Homo sapiens).
- Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тысяч лет назад. Объем мозга нашего предка соответствовал размеру мозга современного человека и даже немного превосходил его. Раскопки свидетельствуют о развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали. Неандертальцы рисовали на сводах пещер сцены из своей жизни и проявляли заботу о соплеменниках. Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
- Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens) — это человек современного типа. Он появился около 130 тысяч лет назад. Ископаемых «новых людей» впервые обнаружили в местечке Кро-Маньон во Франции. Их так и назвали — кроманьонцы. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, говорящие о высоком уровне их культуры и быта — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки и украшения. Благодаря своим способностям человек разумный 10-15 тысяч лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта он перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.
Люди пока не смогли понаблюдать за эволюцией на практике
Впервые теория Дарвина была озвучена еще в XIX веке. Прошло около 150 лет, и этого достаточно, чтобы ученые смогли увидеть работу эволюции на практике. Более того, сегодня они разделяют ее на микро- и макроэволюцию. Первая анализирует изменения видов в течение короткого времени: десятилетий и столетий. Вторая изучает серьезные мутации, которые могут привести к образованию нового вида. Макроэволюцию обычно изучают по остаткам окаменелостей и анализу их ДНК. Этот процесс может занимать тысячи и десятки тысяч лет. Поэтому ученые могут изучать только изменения, произошедшие в далеком прошлом. Но понаблюдать за микроэволюцией они могут уже сейчас. Например, они выяснили, что в течение десятилетия насекомые смогли выработать и передать потомкам ген, отвечающий за устойчивость к пестицидам. Этот пример наглядно показывает, как работает эволюция.
Цвет глаз
Традиционно полагается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19; за коричневый — EYCL2; за коричневый или синий — EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR.
Еще в конце XIX века существовала гипотеза, что у предков человека были исключительно темные глаза. Ханс Эйберг, современный датский ученый из Копенгагенского университета, провел научные исследования, подтверждающие и развивающие эту идею. По результатам исследований, отвечающий за светлые оттенки глаз ген ОСА2, мутации которого отключают стандартный окрас, появился лишь в период мезолита (10000-6000 лет до н. э.). Ханс собирал доказательства с 1996 года и сделал выводы, что ОСА2 регулирует выработку меланина в организме, и любые изменения в гене снижают эту способность и нарушают его функционирование, делая глаза голубыми.
Профессор также утверждает, что все голубоглазые обитатели Земли имеют общих предков, т.к. этот ген передается по наследству. Однако разные формы одного и того же гена, аллели, всегда находятся в состоянии конкурентной борьбы, причем более темный цвет всегда «выигрывает», в результате чего у родителей с голубыми и карими глазами дети будут кареглазыми, и только у голубоглазой пары может появиться малыш с глазами холодных оттенков.
Эксперимент Милгрэма
Это весьма спорное испытание впервые провел психолог Йельского университета Стэнли Милгрэм еще в начале 1960-х годов.
Изначально оно основывалось на поведении нацистских подчиненных.
Пронаблюдав поведение нацистов во время Второй мировой войны, Милгрэм задался вопросом: являются ли они по своей сути злом или же они просто восприимчивы к приказам и подчиняются авторитарному вышестоящему руководителю.
Чтобы проверить эту теорию, был проведен следующий опыт:
Наблюдатель, действующий как авторитетный ученый, находится в одной комнате с участником эксперимента.
Перед ними кнопки и микрофоны. Затем испытуемого (учителя) просят задавать ряд вопросов человеку («ученику»), находящемуся на другом конце микрофона.
Если «ученик» неправильно отвечает на каждый из вопросов, учитель должен нажать кнопку, которая посылает ответившему неправильно ученику небольшой электрический разряд.
При этом «ученик» вздрагивает от боли. С каждым неправильным ответом сила тока увеличивается.
На самом же деле ученик является подставным лицом, и сильным ударам тока он не подвергается.
Но участники эксперимента об этом не знают. Поэтому при каждом неверном ответе так называемого ученика, они получают указание сверху и нажимают на кнопку, чтобы отослать разряд тока ученику.
Стоит отметить, что для правдоподобности эксперимента небольшой разряд «ученик», всё же, получает.
Он стонет от боли и просит прекратить пытки.
Цель эксперимента — посмотреть, как долго испытуемый (т.е. тот, кто нажимает на кнопку и наказывает за неправильные ответы) сможет продолжать мучить другого человека.
Было интересно узнать, сколько продлится эксперимент, прежде чем испытуемые откажутся принимать в нем участие.
Некоторые из них спрашивали, что они делают, или протестовали против наблюдающего авторитетного ученого, которому поручено давать команды.
Если вы думаете, что большинство людей остановились на раннем этапе жестокого эксперимента, вы ошибаетесь. Всякий раз, когда проводился этот опыт, почти все участники проходили до конца.
Таким образом, теория гласит, что совершенно нормальные люди совершают ужасные поступки только потому, что им приказано это делать.
Данное исследование было проведено в Польше в 2015 году и является первым повторным экспериментом Милгрэма в Восточной Европе.
В январе 2017 года его результаты были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science.
Тот факт, что 90 процентов участников прошли практически до конца эксперимента, когда так называемый ученик якобы получал очень сильный заряд током, является тревожным признаком.
Но стоит отметить, что в тесте принимало участие всего 80 человек — это, конечно, относительно небольшое количество, чтобы бить тревогу.
Повторение печально известного эксперимента показывает, что в современном обществе также существует авторитаризм.
Будут ли люди 21 века совершать плохое вследствие чрезмерного влияния на них? К сожалению, повторный опыт доказывает то, что, скорее всего, будут.
Однако есть еще кое-что, о чем следует упомянуть.
Польские исследователи отмечают, что «число людей, отказывавшихся выполнять команды авторитарного экспериментатора, оказывалось в три раза больше, если так называемый ученик был женщиной».
Человек отличается от обезьяны?
Современные шимпанзе существуют дольше, чем современные люди (менее 1 миллиона лет по сравнению с 300 000 для Homo Sapiens, согласно самым последним оценкам), но мы были на разных эволюционных путях в течение 6-7 миллионов лет. Но почему один из эволюционных отпрысков нашего общего предка достиг гораздо большего, чем другой?
«Причина, по которой другие приматы не эволюционируют в людей, заключается в том, что у них все в порядке», — рассказала в очередном интервью Бриана Побинер, палеоантрополог Смитсоновского института в Вашингтоне. Все живые сегодня приматы, включая горных горилл в Уганде, обезьян в Америке и лемуров на Мадагаскаре, доказали, что они могут процветать в своей естественной среде обитания.
Ученые знают, что эволюция — не прогрессия. Речь идет только о том, насколько хорошо организмы вписываются в их нынешнюю среду. В глазах ученых, которые изучают эволюцию, люди не «более развиты», чем другие приматы, и человек, конечно, не выиграл так называемую эволюционную игру. В то время как чрезвычайная адаптивность позволяет людям манипулировать самыми разными средами для удовлетворения наших потребностей, этой способности недостаточно, чтобы поставить людей на вершину эволюционной лестницы.
Взять, к примеру, муравьев. Как считают ученые, муравьи так же или более успешны, чем люди. В мире намного больше муравьев, чем людей, и они хорошо приспособлены к тому, где живут. Хотя муравьи не развивали письменность (хотя они изобрели сельское хозяйство задолго до того, как мы начали существовать), они чрезвычайно успешные насекомые
Просто муравьи не преуспевают в том, что важно именно для человека
Необъективность и отсутствие эмпатии
Эксперимент над сыном наделал много шума в ученой среде. Многие ученые критиковали психолога за его жестокость в отношении и собственного ребенка, и детеныша примата. По их мнению, взяв шимпанзе из привычной ему среды и поместив в условия жизни людей, Уинтроп нанес невосполнимый урон его жизни. Животное было лишено общения с себе подобными особями. А возврат его обратно в привычное для обезьян окружение приводило к тому, что он уже утратил навыки проживания с соплеменниками, чем жизнь Гуа сильно осложнилась.
В 1933 году супруги Келлоги опубликовали книгу своих наблюдений за периодом взросления ребенка и обезьяны в равных условиях. В ней они поделились своим мнением об отношениях, возникающих между людьми и приматами, помещенными в человеческие условия. Но, и после выхода книги страсти в ученом мире не утихали. Большинство коллег Уинтропа считало, что это не научный подход. Ведь в среде приматов наблюдаются такие же различия в развитии отдельных особей, как и среди людей. Какие-то представители шимпанзе более сообразительны, какие-то не воспринимают дрессировки.
Какие бы мнения ни публиковались, а суть эксперимента такова, что Гуа умер от воспаления легких через 2 года после эксперимента.
«Дети» Уинтропа взрослели вместе
Дональд и Гуа росли под неусыпным контролем психолога и его жены. Их периодически обследовали: замеряли рост, вес, проверяли реакции на то или иное событие. Всю жизнь ребенка и шимпанзе записывали на кинопленку.
Для экспериментаторов было непонятно, почему Гуа намного сообразительнее, чем их собственный ребенок. Детеныш шимпанзе гораздо быстрее освоил навыки еды с помощью ложки, смог самостоятельно открывать и закрывать двери в доме, аккуратно пил молоко из стакана.
Такой быстрый успех в учебе психолог связал с тем, что приматы и в природе взрослеют значительно раньше, чем люди. Однако, ученый отчетливо сознавал, что как бы быстро ни соображал шимпанзе, он никогда не сможет разговаривать на человеческом языке, даже воспитываясь с детства в этой среде.
Ген счастья
Вот уже все последнее десятилетие генетика бьется над доказательством, что для счастливой жизни нужны соответствующие гены, а точнее, так называемый ген 5-HTTLPR, который отвечает за транспортировку серотонина («гормона счастья»).
В прошлом столетии эта теория считалась бы безумной, но сегодня, когда уже открыты гены, отвечающие за облысение, долголетие или влюбленность, ничего уже не кажется невозможным.
Чтобы доказать свою гипотезу, ученые Лондонской медицинской школы и школы экономики опросили несколько тысяч человек. По итогам, волонтеры, у которых было две копии гена счастья от обоих родителей, оказались оптимистами и не склонными к какой-либо депрессии людьми. Результаты исследования были опубликованы Ян-Эммануэлем де Неве в журнале Journal of Human Genetics. При этом ученый подчеркнул, что вскоре могут быть найдены и другие «счастливые гены».
Тем не менее, если у вас, по каким-то причинам, долгое время держится плохое настроение, не стоит слишком уповать на свой организм и винить матушку-природу, в том, что она «обделила счастьем». Ученые утверждают – человеческое счастье зависит от многих фактором: «Если вам не везет, вы потеряли работу или, расстались с близкими, то это будет гораздо более сильный источник несчастья, независимо от того какое количество каких генов у вас есть», — заявил де Неве.
Эволюция бросает вызов второму закону термодинамики
Второй закон термодинамики в физике устанавливает существование энтропии. В нем также сказано, что она является изолированной системой, которая всегда увеличивается во времени. Как это противоречит эволюции? Сторонники креационизма утверждают, что закон доказывает невозможность формирования живых клеток из неодушевленных химикатов. Соответственно, и многоклеточная жизнь не могла эволюционировать из простейших. Но это говорит только о том, что креационисты не понимают, как работает второй закон термодинамики. Земля не является изолированной системой, так как на нее влияет энергия солнца. Поэтому снежинки формируются из микрокристаллических частиц снега, а многоклеточные организмы эволюционируют из простейших.
Примеры в геноме человека
HACNS1
HACNS1 (также известный как CENTG2 и расположенный в ускоренной области 2 человека) является генным энхансером, «который, возможно, внес вклад в эволюцию уникального противопоставленного большого пальца человека , а также, возможно, модификации голеностопного сустава или стопы, которые позволяют людям ходить на двух ногах. ноги «. На сегодняшний день данные показывают, что из 110 000 последовательностей энхансеров генов, идентифицированных в геноме человека , HACNS1 претерпел наибольшие изменения в ходе эволюции человека после разделения с предками шимпанзе .
GADD45G
Был описан энхансер рядом с геном GADD45g, который может регулировать рост мозга у шимпанзе и других млекопитающих, но не у человека. Регулятор GADD45G у мышей и шимпанзе активен в областях мозга, где расположены клетки, образующие кору, вентральную часть переднего мозга и таламус, и может подавлять дальнейший нейрогенез. Потеря энхансера GADD45G у людей может способствовать увеличению определенных популяций нейронов и расширению переднего мозга у людей.
Нюансы эволюционной теории
Весь вид не обязательно превращается в новый, обычно новые (родные) виды становятся небольшой группой. Именно это является распространенным недоразумением эволюционной теории. Мы, люди, на самом деле не эволюционировали от шимпанзе, «обезьян» или кого-либо еще, кроме как от общего ныне вымершего предка с шимпанзе.
Эволюционный процесс зависит, в частности, от нескольких факторов окружающей среды, таких как:
- еда;
- хищники;
- климат;
- общительность.
Популяция от общего предка, вероятно, жила в разных регионах с различными экологическими проблемами Африки, что вынуждало каждую популяцию адаптироваться и развиваться по-разному, чтобы выжить. Следовательно, возникли различные виды животных, которые были адаптированы к своей среде.
Обезьяны совершенно не испытывали конкуренции с современным человеком, поэтому они живут до сегодняшнего дня. Есть теория, что люди эволюционировали в другом регионе, в котором почти нет деревьев (саванн) и некоторых хищников (возможно, львов), пытающихся охотиться на них. Чтобы бежать быстрее и найти деревья и не быть съеденным на месте, человек по-любому должен был принять вертикальную позу и стать Homo erectus, или человеком прямоходящим.
Эволюция
Приматы — старейшая группа плацентарных млекопитающих. C помощью останков удалось исследовать их эволюцию на протяжении 90 млн лет, именно тогда приматообразные были разделены на приматов и шерстокрылов.
Спустя 5 млн лет образовались новые две группы: сухоносые и мокроносые приматы. Затем появились долгопятообразные, обезянообразные, лемурообразные.
Глобальное похолодание, которое наступило 30 млн лет назад, привело к массовому вымиранию приматов, представители остались только в Африке, Америке и Азии. Тогда начали появляться первые истинные предки современных приматов.
Эволюция приматов
Эти животные жили на деревьях и питались насекомыми. От них пошли орангутаны, гиббоны, дриопитеки. Последние — вымершая группа приматов, которая эволюционировала в другие виды: шимпанзе, горилла, человек.
Мнение ученых, что человек произошел от дриопитенков, основано на множестве сходств в строении и внешнем виде. Прямохождение — главный признак, впервые отделивший человека от приматов в ходе эволюции.
Сходство человека с приматами | |
---|---|
Внешний вид | Крупные размеры, длинные конечности с одинаковым планом строения (пятипалость, противопоставление первого пальца остальным), похожая форма наружного уха, носа, мимическая мускулатура, ногтевые пластины |
Внутренний скелет | 12-13 пар ребер, сходные отделы, одинаковое строение костей |
Кровь | Один клеточный состав, четыре группы крови |
Хромосомный набор | Количество хромосом от 46 до 48, сходная форма и структура |
Метаболические процессы | Зависимость от ферментных систем, гормонов, одинаковые механизмы расщепления питательных веществ |
Заболевания | Туберкулез, дифтерия, корь, полиомиелит протекают одинаково |
Высокогорные гены
Генетикой можно объяснить не только внешние признаки, но даже и национальные особенности разных народов. Так, в геноме шерпов есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях. Этой адаптации нет больше ни у одного народа, но точно такой же аллель найден в геноме денисовцев — людей, не относящихся ни к неандертальцам, ни к виду Homo Sapiens. Вероятно, много тысячелетий назад денисовцы скрещивались с общими предками китайцев и шерпов. Впоследствии китайцы, живущие на равнинах, данный аллель утратили за ненадобностью, а у шерпов он сохранился.
Наследуемая агрессивность
Российским ученым в проекте Геном Человека ставилась задача определить, являются ли агрессивность, раздражительность, активность и общительность – генетически наследуемыми признаками, или формируются в процессе воспитания. Изучалось поведение детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев и их генетическая связь с типом поведения родителей.
Выяснилось, что три первые черты темперамента имеют наследственную природу, а вот общительность на 90% формируется в общественной среде. Например, если кто-то из родителей склонен к агрессии, то с вероятностью 94% это же повторится в малыше.
Долголетие
Ген долголетия обнаружили учёные из Медицинской школы Гарварда в Массачусетсе ещё в 2001 году. Ген долголетия — это фактически последовательность из 10 генов, которая может хранить в себе секрет долгой жизни.
При реализации проекта были изучены гены 137 100-летних людей, их братьев и сестёр в возрасте от 91 до 109 лет. У всех испытуемых нашли «хромосому 4», и учёные считают, что именно в ней содержится до 10 генов, которые влияют на здоровье и продолжительность жизни.
Эти гены, как полагают учёные, позволяют их носителям успешно бороться с раком, сердечными заболеваниями и слабоумием и ещё некоторыми заболеваниями.
Доказательства
Теории, подтверждающей происхождение человека от обезьяны, на сегодняшний день уже больше 146 лет. Но все равно остаются те, кто не готов принять факт, родства с другими животными, и, в частности, с приматами. Они отчаянно сопротивляются и ищут другие «правильные» теории.
За это столетие наука не стояла на месте, и находила все больше фактов происхождения человека от древних приматов. Поэтому отдельно следует кратко рассмотреть доказательства того, что человек произошел от обезьяны, и в древности у нас были общие предки:
- Палеонтологические. Раскопки по всему миру находят останки современного человека (homo sapiens) только в период от 40 000 лет до н.е. и до современности. В более ранних породах, останки homo sapiens не встречаются. Вместо этого археологи находят неандертальцев, австралопитеков, питекантропов и т.д. Таким образом, на «временной шкале» видно, что чем дальше отправляться в прошлое, тем более примитивные версии человека можно обнаружить, но не наоборот.
- Морфологические. Человек и другие приматы это единственные в мире существа, у которых голова покрыта не шерстью, а волосами, на пальцах растут ногти. Морфологическое строение внутренних органов человека ближе всего к таковому у приматов. Также нас сближает плохое, по меркам животного мира, обоняние и слух.
- Эмбриональные. Человеческие эмбрионы проходят все эволюционные этапы. У зародышей развиваются жабры, растет хвост и тело покрывается шерстью. Позже эмбрион приобретает черты современного человека. Но у некоторых новорожденных могут встречаться атавизмы и рудиментарные органы. К примеру, у человека может расти хвост, или все тело может быть покрыто шерстью.
- Генетические. С приматами нас роднят гены. Спустя миллионы лет геном человека отличается от шимпанзе (самых близких по родству приматов) на 1.5%. Также общие у человека и шимпанзе ретровирусные инвазии (РИ). РИ – это неактивный генетический код вируса, внедренный в геном существа. РИ прописывается совершенно в любом из участков генома, из-за чего вероятность того, что один и тот же вирус запишется в одинаковом месте ДНК у совершенно разных животных, очень низкая. У человека и шимпанзе таких общих РИ насчитывается около 30 000. Наличие данного факта является одним из самых главных доказательств родства человека с шимпанзе. Ведь вероятность случайного совпадения в 30 000 РИ ровна нулю.
Как возникли люди, документальный фильм
Теория Дарвина происхождения видов
Тонкости эволюции
Эволюция, по определению, состоит из популяций видов, навсегда разделенных географическими потрясениями и другими природными явлениями. Происходит разветвление, что означает существование уже двух или более разных видов. Один, как правило, является исходным видом, другой — новым видом, потому что он будет существовать в новых условиях массовых изменений окружающей среды.
В результате, получаются миллионы видов животных, которые живут и обитают на Земле. Примером являются гребневики (Ctenophora) — первое многоклеточное животное в соответствии с современными знаниями об эволюции. Первые животные были не морские губки, а именно гребневики. Сотни миллионов лет назад гребневики раскололись на две или более популяции. Одна из популяций эволюционировала до всех видов животных, которые когда-либо существовали, а другая сегодня так и остается простыми многоклеточными животными.
Если бы все гребневые желе просто эволюционировали в другой вид без раскола, сами гребневики исчезли бы. Сегодня бы этого типа многоклеточных животных просто не существовало бы. Эволюция привела бы к образованию одного нового вида из одного более старого. Не было бы миллиарда или около того новых видов, населяющих Землю. Ветвление и последующее образование новых видов, которые существуют вместе со старыми, и является обязательной чертой эволюции.
Эволюция — это просто теория
Да, эволюцию часто называют научной теорией. Но это не значит, что ее нельзя доказать. Многочисленные исследования ученых проводятся до сих пор, и никто из людей пока не может оспорить несостоятельность теории Дарвина. Ее доказательства собирали в течение длительного периода времени. Ученые наблюдали за развитием отдельных видов, изучали окаменелости, проверяли и опровергали собственные догадки. В науке теория — это не мысль, которую нужно доказать. Так называют совокупность достоверных фактов, полученных в результате многочисленных исследований.
Конечно, научная теория — это не стопроцентно достоверное утверждение. Ученые верят, что в нашем мире нет абсолютных вещей. Любое исследование или наблюдение может быть опровергнуто. Теория Дарвина основывалась на многочисленных наблюдениях. Сегодня ученые доказывают ее состоятельность с помощью современного оборудования: они изучают отдельные клетки окаменелостей и их ДНК. Соответственно, и теория, которую выдвинул Дарвин, сильно видоизменилась и расширилась.
Уинтроп Келлог — психолог-экспериментатор
Врач-психолог был родом из Нью-Йорка. По окончанию школы он без труда поступил в университет. Но, учебу пришлось приостановить из-за службы в армии и отъезда на войну в Европу. Вернувшись домой, Уинтроп вновь занялся образованием, с упоением изучал не только психологию, но и философию. Годы учебы были поистине счастливым периодом в его жизни. В университете он познакомился с замечательной девушкой, ставшей впоследствии его женой и соратницей.
Степень бакалавра не могла удовлетворить незаурядную натуру психолога. Он продолжил учебу и, будучи 30-летним мужчиной, получил докторскую степень. Передавал свои знания и наблюдения студентам в том же университете Индианы, где некогда учился сам. По натуре Уинтроп был экспериментатором, который постоянно наблюдал за поведением животных, птиц, грызунов. Он ставил над ними опыты в лаборатории. А самым грандиозным и известным экспериментом Уинтропа стало воспитание собственного сына с младенцем шимпанзе.