Афазия. почему человек больше не может говорить?

Причины нарушения речи у детей и взрослых

У маленьких пациентов нарушение речи может быть вызвано целым рядом факторов. Иногда речевые дефекты спровоцированы сочетанием нескольких причин.

Так, причиной нарушения речевой деятельности могут быть трудности при различении звуков на слух. Кроме того, возможны дефекты строения речевых органов: губ, неба и языка, а также их недостаточная подвижность. Иногда причиной нарушения речевой деятельности является отставание в психическом развитии. Наиболее же «безобидный» вариант — это недостаточно грамотное окружение ребенка, оказывающее влияние на формирование его личности.

Если же говорить о причинах речевых нарушений у всех возрастных категорий, то специалисты делят их на несколько групп: факторы функционального характера, социальные и те, которые обусловлены органическим генезом. Функциональные или психогенные факторы — это, как правило, разнообразные эмоциональные потрясения, которые могут проявляться сбоем речевой деятельности. Социальные факторы — это неблагоприятное воздействие окружающей среды. Наконец, причины органического генеза — это пороки в развитии речевого аппарата или поражения мозга.

Различия между однородными и неоднородными определениями

Чтобы различать определения по их принадлежности к одной из рассматриваемых категорий, необходимо следовать определённому алгоритму при их анализе:

Однородными считаются определения имеющие следующие свойства:

Обратите внимание! Это не относится к одиночным деепричастиям и причастный оборот обязательно идёт вторым определением. Неоднородными считаются определения имеющие следующие свойства:

Неоднородными считаются определения имеющие следующие свойства:

описывают предмет признаками разных его свойств:

Среди неоднородных определений наиболее часто встречаются такие варианты:

Вывод: Самое главное, что следует усвоить! Основное различие между однородными и неоднородными определениями в том, что первые относятся к одному определяемому слову. А вторые относятся к словосочетанию определяемого слова и ближайшего к нему определения

Умение различать однородные и неоднородные определения способствует правильной интонации в устной речи и постановке знаков препинания на письме

Когда без помощи специалиста не обойтись

Услуги логопеда, нейропсихолога или другого профессионала могут потребоваться, если у ребёнка:

  • поставлены диагнозы аутизм, ДЦП или ТНР (тяжелые нарушения речи);
  • отсутствует речь (полностью или частично), неправильное произношение;
  • заикание, нервные тики;
  • неразборчивая речь и скудный словарный запас в 3 года;
  • отсутствуют связная и плавная речь;
  • сложности в запоминании, концентрации внимания и усидчивости;
  • проблемы с освоением письменной речи и чтения;
  • трудности в социализации, общении, поведении.

Не стоит списывать нежелание учиться, глупые ошибки или агрессивное поведение на особенности характера ребёнка. Столкнувшись с подобными проблемами, необходимо пройти логопедическое и нейропсихологическое обследования.

Центр Брока

Центр Брока́ — часть коры головного мозга, находящаяся в задненижней части левого полушария, как показано на картинке ниже. Если вы положите палец на верхушку вашего уха и проведёте на несколько сантиметров вверх и вперёд, то в конце он должен оказаться примерно над этой зоной мозга. Границы этого участка обычно определяют либо на основе извилин и борозд головного мозга, либо на основе характеристик клеточной структуры нейронов, находящихся в нём. Открыт центр был во второй половине XIX века французским учёным и хирургом Полем Брока́, в честь которого и назван.

Центр Брока

Несмотря на то что в данной задаче показано то, как центр Брока влияет на понимание

предложений, эта часть коры головного мозга в первую очередь ассоциируется с производством речи. Люди, получившие травму этого участка мозга, страдают так называемой афазией Брока (др.-греч. ἀφασία, от ἄ-φατος; ἀ- «без-» + φάσις «речь»). В этом состоянии пациент испытывает трудности с речью и часто не может говорить связно и слитно, хотя до травмы не испытывал никаких трудностей. Степень повреждения различается в зависимости от пациента и может быть как еле заметной, так и приводить к полной потере возможности говорить. Один из первых пациентов Поля Брока, к примеру, получил прозвище «Тан», так как практически мог произносить лишь это слово.

Не все аспекты возможности говорить, однако, терпят одинаковый урон при афазии Брока. В первую очередь люди перестают пользоваться словами и морфемами, которые передают грамматическую структуру предложения. Так, русскоговорящие пациенты с этим типом афазии в разговоре могут использовать неправильные падежи: например, три картинка

вместотри картинки . Кроме того, часто используются очень короткие фразы без глаголов. Похожие проблемы, как показывает задача, возникают и с пониманием речи — пациентам сложно воспринимать грамматику языка. Александр Лурия, например, упоминал что пациентам становится чрезвычайно сложно отличить фразу«брат отца» от«отец брата» . Несмотря на разные смыслы, эти два словосочетания составлены из одинаковых слов и используют одинаковые грамматические отношения между словами.

Тем не менее афатики часто могут как понимать общий смысл предложений, так и сами выражать то, что у них на уме, хоть и с большими трудностями. Причина этого заключается в том, что, несмотря на трудности с использованием грамматических показателей, афазия Брока обычно в намного меньшей степени влияет на использование знаменательных слов, то есть таких, которые не выражают отношения между другими словами, а имеют собственное значение (например, существительные: доктор

,пекарь ). Афатики Брока также могут жестикулировать и соглашаться с чужими словами или отрицать их, например, кивая или мотая головой. Знакомые с английским языком могут послушать, как говорит афатик Брока, здесь:

Центр Брока при помощи так называемого дугообразного пучка (Arcuate fasciculus

) напрямую соединён с областью Ве́рнике — другим участком коры головного мозга, связанным с речью. Этот участок назван в честь немецкого невропатолога Карла Ве́рнике, открывшего его приблизительно через пятнадцать лет после обнаружения центра Брока. Область Вернике тоже находится в левом полушарии, как можно увидеть на картинке ниже.

Область Вернике

Она в первую очередь связана с пониманием речи, а не с её производством, хотя, как и с центром Брока, такое «деление труда» упрощает реальное положение дел. При поражении этой зоны возникает афазия Вернике. Речь при ней хотя и не является полностью грамматически правильной, тем не менее имеет нормальную интонацию и намного более правильна с точки зрения синтаксиса и морфологии по сравнении с афазией Брока. Однако пациенты с этой афазией испытывают намного большие трудности с выражением собственных мыслей и пониманием чужой речи. Они часто придумывают абсолютно новые и непонятные их слушателям слова и неправильно используют существующие знаменательные слова. Знакомые с английским языком могут послушать речь человека с афазией Вернике здесь:

Задача использовалась на Латвийской олимпиаде по лингвистике в 2013 году.

Причины и классификация нарушений речи у детей

Становление речевого аппарата, является одной из ключевых особенностей для полноценного развития малыша. Дети с отсутствием патологий развивающихся патологий, показывают высокие способности к овладению всеми речевыми функциями

Поэтому очень важно знать, какие причины могут спровоцировать их нарушение

К причинам появлению определенных расстройств речи, относят:

  • Тяжелая беременность и роды
  • Поражение слухового органа
  • Торможение развития психики
  • Генетическая предрасположенность
  • Физические патологии и перенесшие тяжелые заболевания

Не стоит забывать, что неправильное воспитание, отсутствие должного внимания к ребенку и редкое с ним общение может вызвать некоторые дефекты речи в будущем на фоне психической составляющей.

Обследование на наличие нарушений у ребенка принимают участие сразу несколько специалистов (логопед, психолог и другие). На данный момент не было утверждено какой-либо единой системы классификации расстройств речи, при этом множество ученых создали свои определенные классифицирующие схемы.

Наиболее часто принимают во внимание классификацию расстройств с описание проявляющихся признаков — О. Бадалян:

  1. Расстройства речевых центров головного мозга, которые связаны с целостным повреждением ЦНС. Поэтому у детей они имеют следующие различия:
  • Афазия при которой происходит постепенное разрушение функций речи по причине повреждения корковой зоны
  • Алалия – комплексная недоразвитость речи по причине повреждения корковой зоны в период до ее становления
  • Дизартрия – в отличие от афазии, в этом случае выявляется некоторое ограничение в подвижности органов речи.
  1. Речевые патологии, связанные с функциональными нарушениями ЦНС (заикание, мутизм)
  1. Возникновение нарушений по причине аномальных изменений артикуляционного аппарата
  1. Торможение развития речевой функциональности при различных провоцирующих факторах (недоношенность, тяжелые заболевания ребенка, неправильное воспитание и т. д.)

Практическое задание по паронимам

На примере следующим предложений попробуйте самостоятельно определить, какие слова являются паронимами. И какое нужно заменить, чтобы предложение стало правильным.

Примеры, которые помогут не допустить речевых ошибок:

  • В новом районе нашего города появились высотные многоэтажки;
  • Растительные продуктовые отходы могут стать отличным удобрением;
  • Мария надела своё лучшее платье, на котором был цветистый узор;
  • Учёные продолжают изучать костяной мозг обезьян;
  • Маша и Женя, оказывается, давно знали друг друга, они жили даже в одном доме, но на различных этажах;

Чтобы правильно поставить слова в этих предложениях, необходимо знать лексемы разных форм слова.

Симптомы и типы афазии

Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, всегда располагаются в так называемом доминантном полушарии головного мозга, которое отвечает за движения доминирующей руки у человека (в 9/10 случаев правши). Поскольку нервные пути пересекают полушария головного мозгау правшей доминирует левое полушарие, у левшей (10%) – правое полушарие.

  • Моторная афазия. При моторной афазии пациент (обычно внезапно) чувствует, что не может ничего сказать. Чаще всего он понимает, какие мысли хочет выразить, но издает нечленораздельные звуки или отдельные слова, которые не образуют логическое целое. Иногда больной заменяет пропущенные слова другими, делает грамматические ошибки, не строит предложения или повторяет слова. Отсутствует беглая речь (частичная двигательная афазия).
  • Сенсорная афазия. При сенсорной афазии пациент не понимает произносимых вопросов, команд, предложений и слов. В легкой форме (частичная сенсорная афазия), даже если он сохраняет способность говорить, он не понимает, что ему говорят  другие.
  • Частичная афазия. Частичная афазия иногда называется дисфазией. Слова происходят из греческого языка: префикс «а-» означает отмену или отсутствие действия или объекта (например, афазия – это отсутствие речи). Приставка «дис-» предполагает частичное отсутствие активности или предмета, расстройство или повреждение (дисфазия – расстройство речи).

Типы афазии

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  •  психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже

Он владел немецким, французским, английским языком. Он владел немецким, французским и английским языком. Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогойсобольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь своеновое платье? Наконец мы дождались первыхтеплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов). Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).

Какие определения являются неоднородными?

Неоднородные опре­де­ле­ния могут нахо­дить­ся друг за дру­гом, рядом с опре­де­ля­е­мым сло­вом. Но они син­так­си­че­ски свя­за­ны меж­ду собой по-другому, чем одно­род­ные опре­де­ле­ния. Чтобы понять их отли­чие от одно­род­ных опре­де­ле­ний, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Наступило празд­нич­ное сол­неч­ное утро.

Два при­ла­га­тель­ных, каза­лось бы, опре­де­ля­ют одно и то же сло­во и отве­ча­ют на один и тот же вопрос.

Утро (какое?) сол­неч­ное.

Прилагательное «сол­неч­ное» обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но при­знак пред­ме­та, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным «утро». А при­ла­га­тель­ное «празд­нич­ное» опре­де­ля­ет не само сло­во «утро», а все сло­во­со­че­та­ние:

сол­неч­ное утро (какое?) празд­нич­ное.

Солнечное утро может и не быть празд­нич­ным. Как видим, эти при­ла­га­тель­ные в раз­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ют пред­мет: одно («сол­неч­ное») непо­сред­ствен­но, а дру­гое («празд­нич­ное») опо­сре­до­ва­но. Между ними нет сочи­ни­тель­ной свя­зи, кото­рую мож­но было бы офор­мить с помо­щью сою­за «и».

Неоднородные опре­де­ле­ния, как пра­ви­ло, обо­зна­ча­ют при­зна­ки пред­ме­та, кото­рые отно­сят­ся к раз­ным родо­вым поня­ти­ям.

Посмотрим, в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния нель­зя назвать одно­род­ны­ми и соот­вет­ствен­но не сле­ду­ет ста­вить запя­тые меж­ду ними.

1. Определение отно­сит­ся к соче­та­нию суще­стви­тель­но­го с опре­де­ле­ни­ем:

Темное ноч­ное небо всё усе­я­но звез­да­ми.

Хриплые стен­ные часы про­би­ли пол­ночь.

2. Определения харак­те­ри­зу­ют пред­мет с раз­ных сто­рон:

Возле клет­ки с серы­ми пуши­сты­ми кро­ли­ка­ми тол­пят­ся дети (цвет, каче­ство меха).

Большой рыжий пёс выбе­жал на доро­гу (раз­мер и окрас).

Девочка-гимнастка высту­па­ла с лёг­ким алю­ми­ни­е­вым обру­чем (каче­ство и мате­ри­ал).

Черный кожа­ный длин­ный плащ под­чер­ки­вал его высо­кий рост (цвет, мате­ри­ал, дли­на).

Также обра­ща­ем вни­ма­ние, сло­ва­ми каких частей речи выра­же­ны опре­де­ле­ния в пред­ло­же­нии.

Не явля­ют­ся одно­род­ны­ми опре­де­ле­ния, выра­жен­ные:

1. каче­ствен­ны­ми и отно­си­тель­ны­ми или при­тя­жа­тель­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми:

  • холод­ная коло­дез­ная вода,
  • сты­лый январ­ский воз­дух,
  • теп­лый мамин пла­ток,
  • гром­кое соло­вьи­ное пение:
  • све­жий лан­ды­ше­вый запах,

2. отно­си­тель­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми:

  • лет­ний авгу­стов­ский вечер,
  • раз­ли­но­ван­ная пис­чая бума­га,
  • зим­ний петер­бург­ский день,
  • кру­жев­ное золо­тое оже­ре­лье,

3. отно­си­тель­ным при­ла­га­тель­ным и оди­ноч­ным при­ча­сти­ем:

  • выши­тые бере­зо­вые листья,
  • покра­шен­ные улич­ные став­ни,
  • под­рос­шая сибир­ская ель,

4. место­име­ни­ем и при­ла­га­тель­ным:

  • ваша весе­лая шут­ка,
  • мои ста­рые сапо­ги,
  • этот кра­си­вый сад,
  • любое зеле­ное рас­те­ние.

Между неод­но­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми не ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния, так как невоз­мож­но вста­вить сочи­ни­тель­ный соеди­ни­тель­ный союз «и», что ука­зы­ва­ет на отсут­ствие пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ции.

Мутизм

Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Как отличить однородные определения от неоднородных

Чтобы вам было удобнее пользоваться правилами об однородных и неоднородных определениях из этой статьи, мы собрали их все в сводную таблицу. Обращайтесь к ней, когда будете сомневаться, правильно ли вы указали тип определений в предложении.

Однородные определения Неоднородные определения
Описывают предмет с одной стороны Описывают предмет с разных сторон
Относятся к одному и тому же определяемому слову Первое в ряду определение относится к словосочетанию второго и определяемого слова
Могут быть выражены несколькими относительными, притяжательными или качественными прилагательными. Могут быть выражены:
  • сочетанием качественного и относительного прилагательных;
  • местоимением и прилагательным;
  • местоимением и числительным;
  • числительным и прилагательным
Сопряжены сочинительной связью — можно поставить союз и между ними Сочинительной связи нет — поставить союз и нельзя
Произносятся с перечислительной интонацией Произносятся без перечислительной интонации
Нужна запятая между однородными определениями Не нужна запятая между определениями

Пользуйтесь этой статьей, если будет нужно освежить тему или уточнить признаки однородных и неоднородных определений для школьного задания 8 класса. А если хотите разобраться в них как следует, ждем вас на курсах в онлайн-школе русского языка Skysmart. Мы поможем улучшить оценку и подтянуть темы, которые не даются на уроках. Познакомиться с платформой можно на вводном занятии — это бесплатно.

Деятельность

Для реабилитации и лечения пациентов с проблемами психической деятельности была открыта клиника патологии речи и нейрореабилитации. Центр осуществляет деятельность не только в рамках своей больницы, но и реализует организационную работу для лечебно-профилактических учреждений разного типа города Москвы.

Накопленный опыт и научная деятельность позволили клинике разработать специализированные программы нейрореабилитации пациентов с такими патологиями, как:

  • Инсульт и его последствия.
  • Травмы коры головного мозга разной степени сложности.
  • Нейроинфекции.
  • Заболевания гортани, нарушения голоса.
  • Заикание и другие расстройства речи.
  • Недоразвитие речевых функций у детей (дисграфия, заикание и пр.).
  • Последствиями инсульта, нейроинфекций, травмы у детей.

Основными принципами практического применения методов лечения являются:

  • Ранняя реабилитация.
  • Непрерывность лечебных мероприятий.
  • Интенсивность применяемых мер.
  • Достаточная длительность процесса (до 90 дней).
  • Комплексное применение реабилитационных мер на каждом этапе восстановительного лечения.
  • Диагностика (клиническая, нейропсихологическая).
  • Постоянный контроль состояния больного во всех проявлениях (соматика, неврология, психиатрия, психология).
  • Мониторинг целесообразности принимаемых мер.
  • Вовлечение близких (семьи, друзей) в процесс реабилитации пациента.
  • Поддержка пациента на каждом этапе, помощь в решении социально-психологических, адаптационных, бытовых, трудовых проблем.

Помощь пациентам, проживающим в Москве, оказывается на бюджетной основе.

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а  предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран  сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Роль психотерапии

Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.

Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?

В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.

Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: