Вангелис

Вангелис — биография, музыка к фильмам

Вангелис Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в городе Агрия на востоке Греции. Композитор писал музыку с четырех лет и впервые выступил на публике в шестилетнем возрасте, не имея на тот момент специализированного музыкального образования.

Сначала композитор учился музыке самостоятельно, но затем поступил в Академию изящных искусств в Афинах, где проходил курсы по живописи, режиссуре и классической музыке, пишет портал.

В 1960-х годах Вангелис играл в группе Forminx и выпустил с ней золотой альбом. В 1968 году он переехал в Париж, где начал сотрудничать с греческим артистом Демисом Руссосом. Вместе они создали группу Aphrodite’s Child. В 1972 году вышел первый успешный альбом коллектива, получивший название «666».

В 1975 году Вангелис ушел из группы и переехал в Лондон, где основал звукозаписывающую студию Nemo Studios. Тогда же композитор начал записывать собственные альбомы. В 1975 году вышел его первый самостоятельный сборник Heaven and Hell. После него в течение нескольких лет Вангелис создал альбомы Albedo 0.3 (1976), Spiral (1977), Beaubourg (1978), China (1979) и другие. Всего композитор выпустил более 40 альбомов.

Вангелис сочинял композиции в стиле джаз, эмбиент, электронную и оркестровую музыку. В 1982 году он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек к фильму «Огненные колесницы».

Спустя всего год Вангелис повторил успех, сочинив музыку для «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. В 1992 году режиссер и композитор снова работали вместе — на съемках фильма «1492: Завоевание рая», приуроченного к 500-летию открытия Америки.

Вангелис занял одно из самых почетных мест в пантеоне кинокомпозиторов XX века и надолго обеспечил себя заказами от Голливуда.

В 1990-е и в новом веке он продолжал активно работать. В частности, его интересовали исследования космоса, результатом чего стала вокальная симфония «Mythodea» (1993) о миссии NASA «Марс Одиссей».

К космической тематике Вангелис вернулся в 2014 году после того, как поговорил по скайпу c находящимся на борту МКС астронавтом Андре Кёйперсом о миссии «Розетта». История о посадке космического аппарата на поверхность кометы вдохновила 70-летнего композитора на очередную синтезаторно-оркестровую запись, в которой были налицо и свойственная всем работам Вангелиса кинематографичность, и героическая интонация, характерная для любого разговора о космосе с массовой аудиторией. Последний его альбом вышел в 2021 году и назывался «Juno to Jupiter» («Юнона к Юпитеру»)

Композитора не раз номинировали на премию «Золотой глобус» и премию Британской академии.

Вангелис — легенда так называемых new age и world music, он выпустил множество знаменитых альбомов и особенно известен рядом выдающихся саундтреков — он написал музыку к десяткам картин, в числе которых «Бегущий по лезвию», «Огненные колесницы», «1492: Завоевание рая» (номинация на «Золотой глобус» 1992 года), «Пропавший без вести», «Александр» и другие.

Одну из работ композитора — Mythodias — выбрали главной темой на чемпионате мира по футболу в Японии и Южной Корее (2002).

До последних дней Вангелис оставался непререкаемым авторитетом для создателей электронной музыки по всему миру и при этом категорически отказывался считать ее чистым развлечением, о чем неоднократно говорил в интервью.

Ранний период жизни

Эвангелос Одиссеас Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в Агрии , прибрежном городе в Магнезии , Фессалия , Греция, и вырос в Афинах . Его отец Одиссей работал в собственности и был спринтером-любителем; его сын описал его как «большого любителя музыки». У него был брат Никос. Вангелис проявил интерес к музыке в возрасте четырех лет, сочиняя музыку на семейном фортепиано и экспериментируя со звуками, помещая внутрь него гвозди и кухонные кастрюли, а также используя радиопомехи. Когда ему было шесть лет, его родители записали его на уроки музыки, но позже Вангелис сказал, что его попытки учиться «провалились», поскольку он предпочитал развивать технику самостоятельно. Он считал, что ему повезло, что он не посещал музыкальную школу, так как считал, что это помешало бы его творчеству. Он научился играть по памяти. «Когда учителя просили меня что-нибудь сыграть, я делал вид, что читаю, и играл по памяти. Я их не обманывал, но мне было все равно».

Вангелис считал традиционную греческую музыку особенно важной в детстве, но в 12 лет у него появился интерес к джазу и року. В 15 лет он начал формировать школьные группы не для того, чтобы каверить на других музыкантов, а для развлечения

Вангелис приобрел свой первый орган Hammond в 18 лет. В 1963 году Вангелис и трое школьных друзей основали рок-группу из пяти человек The Forminx (или The Formynx), играя кавер-версии и оригинальный материал, в основном написанный Вангелисом с английскими текстами. радио-ди-джей и запись продюсер Нико Масторакис . После девяти синглов и одного рождественского EP, имевших успех в Европе, группа распалась в 1966 году.

Музыкальный стиль и композиция

Музыкальный стиль Вангелиса разнообразен; хотя он в основном использовал электронные музыкальные инструменты , которые характеризуют электронную музыку , его музыка была описана как смесь электроники , классики (его музыка часто была симфонической ), прогрессивного рока , джаза (импровизации), эмбиента , авангарда / экспериментала и мир . Вангелиса иногда называют композитором нью-эйдж , что оспаривается другими. Сам Вангелис называл музыку нью-эйдж стилем, который «давал возможность бездарным людям делать очень скучную музыку».

Как музыкант, который всегда сочинял и играл в основном на клавишных, Вангелис в значительной степени полагался на синтезаторы и другие электронные подходы к музыке. Он также играл и использовал многие акустические инструменты (в том числе народные ) и хоры:

Synthtopia , веб-сайт обзора электронной музыки, заявил, что музыку Вангелиса можно назвать «симфонической электроникой» из-за того, что он использует синтезаторы в оркестровой манере. Далее сайт описал его музыку как мелодичную : «на основе мелодий народной музыки , особенно греческой музыки его родины». Музыка и композиции Вангелиса также были описаны как «отличительное звучание с простыми, повторяющимися, но запоминающимися мелодиями на фоне вызывающих воспоминания ритмов и последовательностей аккордов ». Его первым электрическим инструментом был , а его первым синтезатором был монофонический Korg 700. Он часто использовал вибрато на своих синтезаторах, что было характерно для его полифонического синтезатора Yamaha CS-80 — изменение давления на клавишу для получения выразительного звука вибрато. В интервью 1984 года Вангелис описал CS-80 как «самый важный синтезатор в моей карьере — и для меня это лучший дизайн аналогового синтезатора из когда-либо существовавших».

В интервью Soundtrack , музыкальному и киносайту, Вангелис рассказал о своих композиторских процессах. Что касается фильмов, Вангелис заявил, что начнет сочинять музыку для полнометражного фильма, как только увидит черновой вариант отснятого материала. Помимо работы с синтезаторами и другими электронными инструментами, Вангелис также работал с оркестрами и дирижировал ими. Например, в фильме Оливера Стоуна « Александр » Вангелис дирижировал оркестром, состоящим из различных , включая ситара , перкуссию, цимбалы , арфы и дудук .

Вангелис когда-то использовал сэмплер E-mu Emulator . Признавая, что компьютеры «чрезвычайно полезны и удивительны во множестве научных областей», он охарактеризовал их как «недостаточные и медленные» для немедленного и спонтанного творчества и, с точки зрения коммуникации, «худшее, что случилось с исполнительской деятельностью». музыкант». Он считал, что современная цивилизация живет в культурном «темном веке» «музыкального загрязнения». Он считал музыкальное сочинение наукой, а не искусством, подобным . У него была мистическая точка зрения на музыку как на «одну из величайших сил во вселенной», что «музыка существует до того, как мы существуем». Некоторые считают, что его музыкальный опыт — своего рода синестезия .

Личная жизнь

Музыкант не любил рассказывать о личной жизни, однако известно, что Вангелис был женат дважды. Первой супругой композитора предположительно была певица Вана Верутис, которая записала вокальные партии для нескольких его песен. После развода музыкант отправился в загс с фотографом Вероникой Скавинской, которая создавала для мужа обложки альбомов. В третий раз Вангелис несколько лет жил гражданским браком, имя избранницы неизвестно. По собственному признанию композитора, детей у него не было, потому что он много путешествовал, занимался ерундой и не мог заботиться о ребенке так, как считал нужным.

Вангелис с женой Ваной Верутис / Фото: Vangelis Movements

Несмотря на мировое признание, музыкант не гнался за большими деньгами и звездным успехом и не извлекал выгоду из славы. Постоянное место жительства Вангелиса не было известно, потому что он ни в одной стране не задерживался надолго. По словам знакомых, композитор был замкнутым, но при этом милым и с чувством юмора. Маэстро наслаждался дружескими встречами, был очарован греческой философией и музыкой, увлекался космосом и живописью.

Личная жизнь и смерть

Для музыканта его уровня мало что известно о личной жизни Вангелиса, и он редко давал интервью журналистам. В 2005 году он заявил, что его «никогда не интересовал» «декадентский образ жизни» во времена его группы, и он предпочел не употреблять алкоголь или другие наркотики. Он также мало интересовался бизнесом в музыкальной индустрии и достижением славы, понимая, что «успех и чистое творчество не очень совместимы. Чем более успешным вы становитесь, тем больше вы становитесь продуктом чего-то, что приносит деньги». Вместо этого он использовал его, чтобы быть максимально свободным и независимым, и часто отказывался от возможности продвигать или извлекать выгоду из своей славы.

Место жительства Вангелиса не было известно широкой публике; вместо того, чтобы поселиться в одном месте или стране, он решил «путешествовать». У него не было детей; в 2005 году у него были третьи долгосрочные отношения, и он сказал: «Я не мог заботиться о ребенке так, как я думаю, о нем следует заботиться». В выдержках из других интервью упоминается, что Вангелис был женат дважды, один из которых был женат на французском фотографе Вероник Скавинска, которая работала над некоторыми из его альбомов. Интервью 1982 года Backstage предполагает, что Вангелис ранее был женат на греческой певице Ване Верутис, которая пела для некоторых его записей.

Несмотря на то, что он был очень закрытым человеком, по многим отзывам, он был «чрезвычайно доступным», «действительно милым» и «юмористическим» человеком, который любил долгие дружеские посиделки, был очарован древнегреческой философией, наукой и физикой музыки и звука. и исследование космоса. Его повседневная деятельность в основном заключалась в сочетании и игре на электронных инструментах и ​​фортепиано. Он также любил рисовать. Его первая выставка из 70 картин состоялась в 2003 году в Альмудине в Валенсии , Испания. Затем он гастролировал по Южной Америке до конца 2004 года.

Вангелис умер от сердечной недостаточности 17 мая 2022 года в возрасте 79 лет в парижской больнице, где лечился от COVID-19 .

Дискография

Саундтреки

  • Апокалипсис животных
  • La Fête дикий
  • Оперный дикарь
  • Огненные колесницы
  • Бегущий по лезвию
  • Антарктида
  • 1492: Завоевание рая
  • Александр
  • Трилогия «Бегущий по лезвию»: 25 лет
  • Эль Греко: саундтрек к фильму

Студийные альбомы

  • Fais que ton rêve soit plus long que la nuit (1972)
  • Земля (1973)
  • Рай и ад (1975)
  • Альбедо 0,39 (1976)
  • Спираль (1977)
  • Бобур (1978)
  • Гипотеза (1978; неофициально)
  • Дракон (1978; неофициально)
  • Китай (1979)
  • Увидимся позже (1980)
  • Почвенные праздники (1984)
  • Маска (1985)
  • Невидимые связи (1985)
  • Прямой (1988)
  • Город (1990)
  • Форос Тимис Стон Греко (1995)
  • Голоса (1995)
  • Океанический (1996)
  • Эль Греко (1998)
  • Mythodea — Музыка для миссии НАСА: 2001 Mars Odyssey (2001)
  • Розетта (2016)
  • Ноктюрн: Фортепианный альбом (2019)
  • Юнона к Юпитеру (2021)

Творчество

В молодости Вангелис с тремя друзьями основали рок-группу, которая исполняла кавер-версии известных хитов и композиции собственного сочинения и даже пользовалась успехом в Европе, однако после 3 лет существования коллектив распался. Следующие пару лет музыкант сочинял для других греческих артистов, продюсировал, а также начал создавать саундтреки к фильмам.

После установления режима греческой хунты в 1967-м композитор покинул родину и перебрался в Париж. Там Вангелис вместе с Демисом Руссосом и еще двумя греческими музыкантами создали группу Aphrodite’s Child. Коллектив начал активно пополнять дискографию, был популярен у слушателей, но тоже просуществовал 3 года. После распада каждый артист пошел своим путем, а Вангелис заинтересовался прогрессив-музыкой с использованием синтезаторов и других электронных инструментов.

Композитор писал музыку для кино, телевидения и театра, в 1972-м выпустил дебютный сольный альбом, а в последующие годы свет увидели Antarctica, Oceanic и другие сборники. В 1974-м Вангелис заявил, что перерос Францию, и переехал в Лондон, где отправился на прослушивание в рок-группу Yes. В коллектив греческий музыкант не попал, но сдружился с Джоном Андерсоном, с которым впоследствии создал множество проектов.

Мировой успех пришел к Вангелису благодаря драме «Огненные колесницы». Композитор согласился написать партитуру для малобюджетного фильма, а мелодии стали данью уважения его отцу, который был бегуном-любителем. Саундтрек к картине принес создателю «Грэмми» и «Оскар», а заглавная песня возглавила американский национальный хит-парад, однако на церемониях награждения автор не присутствовал — отчасти из-за боязни летать.

Вангелис — Композиция «Альфа»

Следующий триумф состоялся после выхода ленты «Бегущий по лезвию». Критики назвали музыку Вангелиса такой же частью антиутопической среды, как разрушающиеся здания и вездесущий дождь, и номинировали греческого творца на «Золотой глобус». Аналогичного успеха добился и саундтрек к фильму «1492: Завоевание рая», премьеру которого приурочили к 500-летию открытия Христофором Колумбом Нового Света. Также композитор создал музыкальное сопровождение к ленте «Александр».

Вангелис много сотрудничал с НАСА, которое использовало его музыку в космических миссиях. Также создал партитуру к балетам «Франкенштейн — современный Прометей», «Красавица и Чудовище» и другим танцевальным постановкам. В числе самых известных композиций музыканта — «Прелюдия» и «Альфа». Последний прижизненный студийный альбом Juno to Jupiter композитор выпустил в 2021 году, вдохновившись космическим зондом «Юнона».

Однажды в интервью пианист признался, что решение стать композитором было неосознанным:

Почести и наследие

В 1989 году Вангелис получил премию Макса Штайнера . Франция сделала его кавалером Ордена искусств и литературы в 1992 году и повысила его до командора в 2017 году, а также кавалером Национального ордена Почетного легиона в 2001 году. В 1993 году он получил музыкальную премию Аполлон от друзей. Афинское национальное оперное общество. В 1995 году в честь Вангелиса была названа малая планета ( 6354 Vangelis ) Центром малых планет Международного астрономического союза (MPC) в Смитсоновской астрофизической обсерватории ; название было предложено содиректором MPC Гаретом В. Уильямсом , а не первооткрывателем объекта Эженом Жозефом Дельпортом , который умер в 1955 году, задолго до того, как открытие 1934 года могло быть подтверждено наблюдениями, сделанными в 1990 году. В 1997 году Вангелис получил награду World Music Awards .

В 2003 году НАСА наградило Вангелиса медалью за государственную службу . Эта награда является высшей наградой, которую космическое агентство вручает человеку, не связанному с американским правительством . Пять лет спустя, в 2008 году, правление Национального университета Каподистрии в Афинах проголосовало за присуждение Вангелису почетной докторской степени , что сделало его почетным профессором их факультета начального образования. В июне 2008 года Американский греческий институт удостоил Вангелиса награды AHI Hellenic Heritage Achievement Award за его «исключительные художественные достижения» в качестве пионера электронной музыки и за его пожизненную приверженность продвижению эллинизма через искусство. 16 сентября 2013 года он удостоился чести появиться на как часть серии шести выдающихся ныне живущих личностей греческой диаспоры . В мае 2018 года Университет Фессалии в Волосе , родном городе Вангелиса, присвоил ему почетную докторскую степень в области электротехники и вычислительной техники.

Американский институт киноискусства включил музыку Вангелиса к фильмам « Бегущий по лезвию» и «Огненные колесницы» в свой список 25 лучших саундтреков к фильмам .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: