Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать
О популярности отдельного явления проще всего судить по тому, кто о нем рассказывает. В России с изданиями про рэп все плохо: есть пара пабликов с примитивным дошкольным юмором («Рифмы и Панчи», «Никому не нужный хип-хоп»), есть одна приличная консервативная группа ВКонтакте — «Новый рэп» и существует единственный вменяемый сайт — theFlow.
https://youtube.com/watch?v=ogm8umeRR4c
Дайджест в видеоформате тоже всего один — «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.
На последнем освещается не так много новостей и публикуются оперативные пресс-релизы о новых альбомах, клипах, концертах. Но потока информации и целостной картины о русском рэпе там нет — лишь отрывисто о главном и громком. И знаете почему? Потому что отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры» — а передача по теме в какой-то промежуток времени была даже на радио «Комсомольская правда».
Русский рэп мертв, да здравствует русский рэп
Лучшее, что могло случиться с нашим хип-хопом, уже произошло — он умер. Узколобые подъездные парни, пишущие о тяжелой житухе, перестали кого-либо интересовать. Злосчастный андерграунд погиб там же, где и зародился — возле свалки за МКАДом. Рэперы либо мимикрировали под поп-артистов, либо канули в небытие — и это просто замечательно.
Стараниями Басты, Оксимирона, даже, не кидайте в меня сапогами, Тимати, русский рэп выкарабкивается из темных задворок. Ему предстоит долгая дорога, но остается надеяться, что на этом все не закончится. Он растет вширь, а не вглубь: известные речитативщики — это либо полурокеры (Noize MC, Anacondaz), либо полушансонье (Баста, Centr), либо полушоумены (Оксимирон, Тимати), либо полупевцы (ЛСП, PHARAON, Yanix). Точно так же, как на Западе, только с большим опозданием. Там на пьедестале хип-хопа восседает грувовый мастер Кендрик Ламар, а его трон подпирают Лил Вейн, Трэвис Скотт, Канье Уэст и ASAP Rocky — тоже слабо напоминающие хардкорный рэп.
Нужно лишь определиться, что из этого подходит под ваши категории прекрасного, а не доказывать всем, что «рэп — это кал».
P. S.
Семья «ЫЙЕ» перестала существовать в 2006 году. «Одного из нас посадили, и это всех разобщило. К тому времени наш подростковый период закончился, и мы начали взрослеть: кто-то учился, кому-то надо было работать. К сожалению, из нашей движухи погибло много людей, которые не пошли дальше и остались на улице. Их захлестнула волна наркотиков, а мы вовремя не подставили плечо», — рассказывает Gipsy King. Несмотря на формальный распад, участники «Семьи ЫЙЕ» продолжают общаться. Лишь два человека остались в хип-хоп индустрии: Gipsy King и DJ Wide.
EK-Playaz по-прежнему существует. С 2021 года Dry Ice и T-Bass участвуют в показах рэп-балета «Конек-Горбунок» на сцене «Урал Опера Балет». «В 2010-х мы проводили хип-хоп семинары, а сейчас написали либретто и фигачим рэп в Оперном театре под оркестр! Это новый уровень», — говорит T-Bass.
«АК-47» по-прежнему считается самой известной группой из Екатеринбурга. Один из последних треков Витя АК записал с Инстасамкой. Контракта с «Газгольдером» у него больше нет.
Tip продолжает делать биты (сейчас их уже больше шести тысяч), он успел посотрудничать с Моргенштерном, Бастой, Гуфом, Сявой, «Каспийским грузом» и даже Ольгой Бузовой.
Большой Друг работает юристом, а рэп пишет на досуге, для себя.
«Точка отрыва» выпустила несколько студийных альбомов и создала собственный лейбл Ural Style. Команда несколько лет проводила еженедельные хип-хоп вторники в клубе Play@Net и пятничные концерты звезд, в том числе Bad Balance, группы Centr и Басты в «Телеклубе». В 2009 году «Точка отрыва» распалась: у участников накопились разногласия.
«Мы делали музыку с дикой жаждой отдать ее миру. Мы учились хип-хопу: изучали программы, ловили фишки, записывались у рокеров на студиях. Жили мечтой, дружили городами, прорывались в сборники
Казалось, творилась история и миссия была очень важной, — объясняет MC Drakon. — Когда рэп стал главной музыкой в стране, все перемешалось с хайпом, каждый второй мог записывать треки дома, без проблем покупать минуса и выкладывать музыку в массы через час после сочинения
Параллельно с этим мы взрослели и уже просто не хотели меняться».
«Сегодня музыканты предпочитают развиваться в онлайне, потому что поменялись правила игры, — считает Paragrin, организатор баттл-площадки Zlovo Ekb. — Раньше мы занимались творчеством на энтузиазме, оффлайн-тусовки были необходимы для поиска единомышленников и обмена опытом. Плюс не было стриминга: заработать музыкой можно было на выступлениях (даже это удавалось далеко не всем). Как бы грустно для кого-то ни звучало, с улиц рэп ушел в интернет».
Timbaland (Тимбалэнд)
GETTY IMAGES
Собственный капитал: 85 миллионов долларов
По данным Celebrity Net Worth, последние несколько лет Тимбалэнд удерживал позицию одного из самых богатых рэперов в мире — его состояние оценивается в 85 миллионов долларов.
Его талант писать тексты и песни для таких артистов, как Missy Elliot, Chris Cornell, Madonna, Jay-Z и других именитых акул шоу-бизнеса, лишь помогает растить свой капитал.
Так, например, в 2018 году он сотрудничал с исполнительницей Princess Nokia, создав гимн для кампании NBCUniversal Cable Entertainment «Erase The Hate».
«Музыка — это самый мощный инструмент для лечения любого негатива в мире», — сказал он, отметив, что участие в кампании по искоренению ненависти в Америке было для него идеальным приложением сил.
Где подростку брать музыку для рэп-песен?
Существует несколько способ создать музыку для будущего хита в стиле рэп. Давайте рассмотрим их.
Купить/скачать бит
Самый простой способ найти музыку для рэп-песни — скачать бит в интернете. Однако, выложить его на цифровую площадку не получится. Поскольку авторские права на трек у подростка будут отсутствовать.
Поэтому тинейджер может купить бит у известного битмейкера (человека, который создает минусовки). Его можно приобрести за 1.5-3 тысячи рублей. И написать под него музыку.
Также, можно составить техническое задание для битмейкера. Попросить его написать рэп, согласно требованиям по ритмике, стилю и так далее. Битмейкер составит подходящий минус.
Создать бит самостоятельно
Подросток может создать бит самостоятельно. Это будет намного дешевле, чем приобрести его у специалиста. Но нужно понимать, что создать бит своими силами намного сложнее. По той причине, что тинейджеру нужно приобрести ряд программ. Множество музыкальных устройств и многое другое.
После этого тинейджеру предстоит очень долго учиться создавать биты. Развиваться в музыкальном направлении. Делать все для того, чтобы в обязательном порядке стать битмейкером. И писать музыку для себя самостоятельно.
Подростку нужно записывать песни
Сооружать студию дома — очень дорого. На нее подростку предстоит потратить минимум 200.000 рублей. Поскольку необходимо приобрести мощный компьютер, видеокарту, микрофон и множество другого оборудования.
Запись рэпа на дому тоже не подходит. Без дополнительного оборудования звук будет ужасный. Подросток не сможет записывать действительно красивые песни, которые заинтересуют его зрителей.
Поэтому самый простой и выгодный способ для записи рэпа — отправиться в студию. Найти ее тинейджер может в вашем городе. Там он сможет записать красивый рэп и стать популярным.
Музыку после записи нужно отправить на сведение
Когда подросток запишет песню, он должен ее свести. Привести звук в порядок. Так, чтобы он звучал ярко и красиво. Это необходимо для того, чтобы подросток получил удовольствие от своего рэпа. И чтобы он звучал максимально приемлемо для широкой публики.
В основном, сведение трека делают те же ребята, у которых подросток записывает песню.
Подростку нужно написать свой первый альбом
Когда подросток созреет, он сможет приобрести огромное количество битов для записи рэпа. И на основе них создать полноценный альбом. В котором будет много интересных треков с отличной подачей.
На первом альбоме должно быть несколько треков. Начиная от пяти и заканчивая двенадцатью композициями. Это нормальная длина первого альбома.
Паша Техник — «Xanax»
Нетолерантный, неблагозвучный, но колоритный рэп
Песня «Xanax» в равной степени может рассматриваться как пустой набор слов и как художественное описание путанных мыслей человека, заскучавшего по вредному для здоровья препарату. Бывший лидер группы “Kunteynir” – представитель наивного искусства в хип-хопе. Известность он получил после того как саботировал первый открытый Versus Battle, выдавая вместо панчей несвязную чепуху, оскорбляя публику чаще чем оппонента и демонстрируя нижнее белье. Сам он утверждает, что любит всех рэперов без исключения, но по трекам слышно, что к самому рэпу Паша не испытывает никакого пиетета. Потому и сочиняет нарочито идиотские, но часто очень смешные тексты. Несмотря на общую бессвязность в творчестве, Техник — самый цельный персонаж в русском рэпе. Он предпочитает быть честным дурачком, вместо того чтобы строить из себя что-то презентабельное и приятное обществу.
ATL — «C4»
Рейв на костях
За последние два года один из самых успешных рэперов новой волны ATL выпустил целых два умных концептуальных альбома. Работы поставили новочебоксарского артиста максимально близко к обитателям вершин Скриптониту и Оксимирону. Однако к темам и звуку «Марабу» (2015) и «Лимба» (2017) Сергей и его команда шли не один год. Мысли, получившие обстоятельное развитие на релизах, можно расслышать уже на первом большом хите под названием «C4». Тут и маленький робот-мусорщик, превращающийся в грозного трансформера из «Искры», и концерт, описанный как языческий ритуал в «Гори ясно», и основная тема – смерть как естественная часть вечеринки под названием «жизнь» из песни «Танцуйте». Музыка в «С4» – это не столько хип-хоп, сколько агрессивная танцевальная электроника, по энергетике не уступающая самым диким хитам «The Prodigy». Месиво, которое происходит на концертах под этот трек, горячо рекомендуется увидеть воочию, но участие — на ваш страх и риск. Общего количества энергии, которую аккумулируют молодые тела в зале, хватило бы ни на одну взрывчатку.
Единственный стабильный и близкий к хип-хопу артист в России — Баста, и даже он никогда не делал рэп
Вася Вакуленко с 2007 года не дает своей аудитории расслабиться: стабильно выпускает песни, создает лейблы, снимает фильмы, пробивается на телевидение. Но его музыка — это шансон, переложенный на речитатив и бодрый бит. Про бэхи, рэкет, пацанскую жизнь и кожаные куртки. Отсюда популярность: тематика 90-х и в 2015 году плотно сидит в душах провинциальной российской прослойки.
Сейчас Баста идет неясно куда, как те же ребята из «Касты». Он, видимо, пытается найти новую аудиторию и не растерять текущую популярность. Иначе не объяснить внезапный выпуск кавера на дилановскую Knockin’ On Heaven’s Door или приглашения на лейбл подростковой банды «Нервы», которая этим летом разогревала публику в московском Зеленом театре перед выходом Басты. Вакуленко, как к нему ни относись, единственный, за исключением Тимати, кто зарабатывает на своем имени очень много денег и продолжает оставаться на виду.
Kanye West
Первую позицию из списка топ 25 самых богатых реперов в мире занимает Канье Уэст — американский рэпер, автор песен, музыкальный продюсер, модельер и предприниматель. В конце 1990-х — начале 2000-х он получил известность как продюсер, приняв участие в создании хитов для таких исполнителей, как Jay-Z, Ludacris, Талиб Квели и Алиша Киз. Бросив обучение в университете, чтобы сосредоточиться на музыке, он решил стать рэпером, выпустив дебютный альбом, The College Dropout, в 2004 году.
Канье Уэст известен своими прямыми высказываниями на различных церемониях и в социальных медиа, что не раз приводило к скандалам. В качестве дизайнера он работал с такими компаниями, как Nike и Louis Vuitton, а в 2013 году запустил совместно с Adidas линию одежды YEEZY. Он также основал лейбл GOOD Music и креативное агентство DONDA. В 2014 году женился на звезде реалити-шоу и модели Ким Кардашьян.
Награжден премиями «Грэмми» за лучшую R-N-B песню, за лучшую песню в стиле «рэп», за лучшее песенное исполнение в стиле рэп, за лучший рэп-альбом, за лучшее рэп-исполнение дуэтом или группой, за лучшее сольное рэп-исполнение.
Недавно Forbes подтвердил, что состояние Канье исчисляется миллиардами, поскольку он предоставил им документы, показывающие, как его доля в Yeezy катапультировала его собственный капитал.
Сейчас он самый богатый рэпер в мире, его состояние составляет 3,2 миллиарда долларов.
Подведём Итог
Вот краткий обзор ТОП-25 самых богатых рэперов в мире:
1. Kanye West 2. Jay-Z 3. P Diddy 4. Dr. Dre 5. Eminem 6. Master P 7. Usher 8. Drake 9. Ice Cube 10. Pharrell Williams
11. Snoop Dogg 12. Lil Wayne 13. LL Cool J 14. Birdman 15. Swizz Beatz 16. Adam Horovitz 17. Michael Diamond 18. Pitbull 19. Timbaland 20. Akon
21. Nicki Minaj 22. Kendrick Lamar 23. Will.I.Am 24. Rev Run 25. Nas
Empaldo Beats (Валентин Филатов)
Кто
: 22-летний московский битмейкер, любящий танцевальную музыку, соавтор одной из самых цитируемых песен прошлого года
Что
: Элджей и Feduk «Розовое вино», Элджей «Рваные джинсы», Элджей и Кравц «Дисконнект», Тони Раут и Талибал «Кровавая Мэри»
Сколько стоит
: 2000 рублей за премиум-трек
Как‑то сделал один бит — и понеслось друг за другом, так и стал битмейкером.
Я пытался пробиться на Запад, регистрировался на сайтах. Но там много своих битмейкеров. Я решил сначала на русском рынке показать себя.
Я сразу стал выпускать треки только на продажу. Первый из именитых, кому я продал бит, — это Элджей. Речь про трек . Познакомился с ним по «ВКонтакте», скинул битов, и началась работа.
По поводу «Розового вина». Я просто сделал трек, выложил его в группу, и Элджей написал, свободен он или нет. Я сказал: «Свободен». Он его забрал. После «Розового вина» люди начали узнавать обо мне, спрашивать обо мне и так далее. Что касается указания авторства в подписи к видео на YouTube, то это конфиденциальная информация.
Все зависит от битмейкера, от вкуса его. У меня бывают и трещотки, и сильный разнос в стиле Скриллекса . Я за другими битмейкерами не слежу, только за теми, кого лично знаю. С воровством треков сталкивался, пресекал некоторых личностей.
Бывает, на трек уходит день, а бывает, и пятнадцать минут. У меня своей студии нет. Чтобы создать бит, мне нужна MIDI-клавиатура, ноутбук и колонки, ну и программа. Так работают многие битмейкеры.
Хватает ли на жизнь и приходится ли работать где‑то еще? По поводу работы предпочту промолчать. Но скажу одно, что в жизни возможно все.
Oxxxymiron — «Где нас нет»
Концептуальность и несокрушимость
Песня «Где нас нет» — эпилог протестного аудиоромана, исполненный в эфире главного государственного канала. Разгромленный оппонентом в пух и прах альбом Оксимирона «Горгород» через пару дней после батла и спустя два года с выхода вновь возглавил топ российского iTunes. «Горгород», по общему мнению, безнадежно проиграл ближайшим конкурентам в лице ATL’а и Скриптонита в музыке. Содержание не должно удивить никого, кто читал хотя бы одну большую антиутопию, а тех, кто добрался до Курта Воннегута и Фрэнка Миллера, также выглядывающих из длинного списка вдохновителей, — и подавно. Альбом, однако, дал большие просторы для интерпретаций. Студенты филфаков делают доклады о «Горгороде», а глянцевые журналисты видят в Мироне Федорове вдохновителя недавних протестных митингов, собравших небывалое количество молодых людей. Повторный успех произведения нисколько не противоречит недавнему поражению автора. В предпоследней песне нарратор тоже погибает, но успевает оставить след в виде своих работ. Глядя на это, сложно не заподозрить Мирона в намеренном проигрыше, предсказанном в финальном раунде батла: «И, допустим, сегодня, может быть, ты сумеешь меня убить. / Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня троллить».
Noize MC
Рэпер Noize MC
Иван Алексеев, более известный под своим псевдонимом Noize MC далеко не самый молодой рэпер России. Сейчас музыканту 37 лет. Но при этом он один из самых известных.
Свою деятельность Нойз начал ещё в 1997 году. Тогда ему было 13 лет и он просто заслушивался музыкой группы Nirvana. Вдохновлённый Алексеев собрал свою группу. А позже, параллельно року, он занялся ещё и рэпом. И второе увлечение оказалось более удачным.
С начала нулевых Noize MC выступал на различных фристайл-площадках. Это такие места, где рэперы соревнуются в том,у кого лучше получается сочинять текст на ходу. Нойз регулярно занимал призовые места, потому что проблем с импровизацией у него не было. Ещё с детства музыкант был очень начитанным: даже школу окончил с золотой медалью.
Сейчас у рэпера есть свой коллектив. Название у него такое же, как и псевдоним рэпера – Noize MC. Вместе с другими музыкантами Алексеев выпускает альбомы, записывает клипы и даёт выступления. Но тексты рэперы пишет сам. Исполняет их тоже самостоятельно.
MiyaGi и Andy Panda
Мияги и Энди Панда
Этих двоих парней из Владикавказа мы решили объединить вместе. Точнее не мы, а они сами так решили. Когда стали записывать музыку дуэтом в 2015 году.
Но они записывались и по отдельности. Очень популярными стали сольные песни Азамата Кудзаева (он же MiyaGi) – «Колибри», «Бонни», «Родная пой», «Captain». До того, как начать выступать с Andy Panda, Азамат строил сольную карьеру. Тогда у него был другой псевдоним – Shau. Но основы творческого стиля закладывались уже тогда.
Сослан Бурнацев более известный, как Эндшпиль или Andy Panda тоже занимался сольной карьерой. И тоже довольно успешно. Из сольных композиций наиболее известны «Коконъ» и «Брат передал».
Дуэт между двумя осетинскими талантами зарождался ещё в 2013 году. Тогда вышел совместный альбом Эндшпиля, Намо Минигана и MiyaGi под названием «ЭNaMi». Вышло так, что оба артиста попали в один лейбл – Dope Records. Уже тогда начались их первые попытки записывать совместные песни. Но они не стали особо известными.
Популярность пришла к дуэту лишь после 2015 года. Первой работой дуэта стал сингл «Санавабич», который набрал много просмотров на ютубе. А в 2016 году рэперы выпустили первый альбом Hajime, состоящий из восьми песен, а уже осенью этого же года, вышла вторая часть, в которую вошло тоже восемь треков.
Особенно популярными были синглы к альбомам: «Рапапам», «#ТАМАДА», «Моя Банда», совместно с МанТана и «I Got Love» с Рем Диггой. Фит с Рем Диггой стал настолько вирусным, что сейчас на клипе около 650 миллионов просмотров. Для российской композиции это огромная цифра!
Сейчас музыканты продолжают выпускать альбомы, давать концерты, фитовать с другими рэперами и остаются одними из самых популярных и необычных российских артистов. И это притом, что музыканты стараются не ввязываться в скандалы и полностью сосредоточены на творчестве…
Еще 20 песен, если вы увлеклись, и вам показалось мало
Главный делегат от хип-хопа на эстраду с балладой о реинкарнации.
Самая народная рэп-группа серьезно шутит о бытовых проблемах.
Thrill Pill — «Я е**л рэп»
Вероятно самая противная композиция в современном русском хип-хопе.
Аигел — «Татарин»
Самый живой женский рэп, рожденный за пределами большой рэп-тусовки.
Ответ поп-идола и любимца девушек всем трушным коллегам.
Еще один рэпер не из мира хип-хопа и, кажется, немного не от мира сего.
Мирный — «Шкура»
Провальная попытка громоздкого продюсера Макса Фадеева проникнуть в рэперскую среду с помощью сленга школьников.
Obladaet — «I am»
Самый красиво одетый рэпер красиво рассказывает о своей исключительности.
Элджей и Кравц — «Дисконнект»
Стильный дэнс-хит о любви под веществами от будущей большой звезды и не очень большой действующей.
«Anacondaz» — «Мама, я люблю»
Сатирическое признание в любви к Сатане от самых рокерских рэперов, разозлившее православного активиста Энтео.
Horus и Eecii McFly — «Прогулка»
https://youtube.com/watch?v=VbbXBajjuss
Социально ориентированный Луперкаль, переродившийся в многогранного Хоруса грустит по упущенной романтике.
Макс Корж — «Малый повзрослел»
История взросления в минских декорациях. Диалог названного старшего брата с юными слушателями.
Холодный декаданс и притягательная самовлюбленность.
Типси Тип — «До скорого»
Получивший второе дыхание в Москве украинский иммигрант мрачно шутит и ждет беды.
Брутто Каспийский — «COCO»
Русский блатной рэп, неожиданно модно зазвучавший под влиянием новой американской школы.
Вандер Фил — «Молодую»
https://youtube.com/watch?v=fGydhDPcH0o
Егор Крид 2.0 выгодно отличается от коллеги по лейблу, потому что авторство не вызывает сомнений и потому что хулиган.
Guf — «Еще»
Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr хорошо понимает тренды, усложняет рифмы и читает под модные клауд-биты.
Птаха — «Свобода 2.017»
Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr ничего не понимает, смешно ругает протесты и собирает 140 тыс. дизлайков.
T-Fest и Скриптонит — «Ламбада»
Новая надежда лейбла «Газгольдер» скоро поедет в тур, но его главный хит – это по-прежнему совместная песня со Скриптонитом.
«Кровосток» — «Ногти»
Наименее свежий трек из нашего списка попал сюда из-за одной строки. Достоверное описание мыслей российского слушателя, который по привычке продолжает искать в рэпе содержание, а не форму: «Немцы делают вещи – мы е**шим трагизм».
Дети, как и раньше, любят рэп – только другой, но от этого не более популярный
Помните 2007-2009 годы — когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»? Надеюсь, что нет, потому что я это забыть никак не могу.
Принято считать, что «русскую хип-хоп революцию» устроили именно тогда трое парней из Москвы: Леша, Вадим и Давид — пацаны с улиц, решившие зачитать про бытовуху, жизнь в центре Москвы и то, как они дуют всякое. «Город дорог» крутили федеральные музыкальные каналы и пародировали в «Большой разнице», что вообще трудно представить и сейчас. Но даже когда их бандформирование распалось, жизнь Гуфа, Слима и Птахи интересовала общественность больше всего. Обсуждали все подряд: от личной жизни до перепалок с полицией и возможного воссоединения. Сейчас Centr снова вместе и продолжают собирать просмотры в интернете и толпы на концертах.
Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или ЛСП. И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп. Троица читает и поет под автотюн о скучной жизни в деньгах, с телками, наркотиками и алкоголем. Темы, казалось бы, те же, что у темнокожих рэперов 20-30 лет назад. Только делают они это иначе: сладкоголосые мальчики собирают на своих концертах барышень от 12 до 25 лет, кривляются, пишут о сексе, и тем самым находят свою аудиторию.