Master of Puppets (1986)
Говоря об альбомах «Металлики» всегда хочется выпендриться и любимым назвать не Master of Puppets — слишком уж это попсовый вариант. Взять любой другой диск, и найти причины назвать лучшим его. Но не получается. Master of Puppets выходит за рамки дискографии группы — это один из лучших альбомов не у «Металлики», а в метале вообще. На пластинке нет ни одного проходного трека, она гармонична от начала до конца. Даже инструментальный Orion лёг в трек-лист идеально.
На Master of Puppets всего в меру — и ярости, и тяжести, и прогрессивности, и мелодичности, которая наконец-то начала проявляться в голосе Джеймса Хэтфилда. Облизывать альбом можно долго, но мы уже сделали это в отдельном тексте, да и вы сами всё наверняка понимаете.
St. Anger (2003)
St. Anger — не плохой альбом. Он всего лишь худший во впечатляющей дискографии «Металлики». Его звучание проще всего описать так: «Metallica играет ню-метал и записывает все песни с одного дубля на ненастроенных инструментах». Главная претензия к диску — металлический, долбящий по ушам звук барабанов. Что же до самих песен: банда написала более прямолинейные риффы, полностью отказавшись от соляков, понизила строй гитар и заметно упростила тексты. Сводилось всё это намеренной грубо и неряшливо — пластинка звучит именно так, как задумывалась.
Грязь альбома St. Anger и его вызывающая ярость обусловлены сложной ситуацией, в которой группа находилась в начале нулевых. Банду подкосили и внутренние конфликты, и уход басиста Джейсона Ньюстеда (все бас-партии для диска записывал продюсер Боб Рок), и, конечно, рехаб совсем слетевшего с катушек Хэтфилда. И если сравнивать диск с другими ню-метал-релизами того времени — он будет среди лучших.
Kill ‘Em All (1983)
На самом деле дебютник «Металлики» — единственный альбом группы, который можно назвать «чистым» трэш-металом. Kill ‘Em All — это сырой, грубый, местами даже примитивный, быстрый и яростный диск, на котором Джеймс Хэтфилд даже петь толком не умеет, зато кричит высоко и от души. Альбом был записан в те времена, когда музыканты группы были почти нищими и кочевали с одной хаты на другую, не переставая угорать по музыке. В душе они были настоящими панками — не зря же изначально диск назывался Metal Up Your Ass. И всё это отпечаталось на пластинке — в дискографии группы она самая энергичная.
В момент выхода Kill ‘Em All не стал хитом и продался очень скромно. Но в андеграунде диск стал легендой и повлиял на многих будущих тяжеловесов метала. И даже спустя почти сорок лет многие песни с этого альбома остаются одними из мощнейших записей в трэш-метале вообще.
Ride the Lightning (1984)
Первый альбом, в сочинении которого принимал участие басист Клифф Бёртон. Играл он ещё на первом диске, но тогда все песни уже были сочинены. А вот к Ride the Lightning Бёртон приложил руку и это заметно. Среди всех участников группы Клифф был самым эрудированным музыкантом. Он обожал не только метал, но и классику, хорошо при этом разбираясь в музыкальной теории.
Попав в группу, Бёртон буквально начал учить остальных участников музыке. Поэтому Ride the Lightning по сравнению с дебютником стал «музыкальнее». Скорость банда подсбавила, зато композиции стали на порядок интереснее, а соляки Кирка Хэммета начали метить прямо в сердце. При этом связь с корнями группа тогда ещё не потеряла — «Металлика» всё ещё играла трэш, просто банда расширила рамки жанра. Несмотря на прогрессивные элементы, записано всё было почти так же сыро, как и на Kill ‘Em All, а Хэтфилд по-прежнему больше скримил высоким голосом, чем пел. Спустя годы Ride the Lightning воспринимается как смесь Kill ‘Em All и Master of Puppets — в этом его прелесть! Именно с этим альбомом «Металлика» стала «Металликой».
Мумий Тролль – Морская – слушать
https://youtube.com/watch?v=t6oBuOOPBFw
Трек-лист альбома
- Вдруг ушли все поезда
- Девочка
- Утекай
- Морская болезнь
- Владивосток 2000
- Роза Люксембург
- Кот кота (Вот и вся любовь)
- Забавы
- Скорость
- Время тепла
- Делай меня точно
- Всецело всем
- Воспитанник упавшей звезды
- Новая луна апреля
Бонус-диск издания 1999 года
- Инопланетный гость
- В думах о девушке из города центрального подчинения КНР
- Блудливые коты
- Далеко
- Скорость
- Делай Ю-Ю
Участники записи альбома
- Илья Лагутенко – вокал, гитара, бубен, автор текстов;
- Игорь Тимофеев – бас-гитара;
- Мэтт Бадди – ударные;
- Альберт Краснов – клавишные, гитара, программирование, аранжировки;
- Род Блейк – ритм-гитара;
- Саймон Хагиаг – перкуссия;
- Франк Уильямс – саксофон;
- Марк Комонько – скрипка;
- Юрий Степанов-Брегвадзе – вокал, клавишные;
- Али Маас – вокал.
Death Magnetic (2008)
Альбом Death Magnetic продюсировал легендарный Рик Рубин, который хотел дать фанатам «ту самую» Metallica. Он попытался вернуть группу во времена записи Master of Puppets и отчасти ему это удалось. Death Magnetic — это действительно возвращение «Металлики» к своему звуку из середины 80-х, когда в их музыке начали пробиваться прогрессивные элементы, но ещё не остыл трэш-метал. Проблема лишь в том, что в конце десятых музыканты группы уже не были «голодными подростками», которых начал учить музыке Клифф Бёртон. Death Magnetic — хороший, но очень «безопасный» альбом, без огня. Что не отменяет того, что слушается он прекрасно, а The Day That Never Comes — вообще одна из лучших песен группы.
Другая проблема диска — странное, перекомпрессированное сведение, местами чересчур громкое и давящее на уши. Забавно, что при этом песни с Death Magnetic звучат гораздо лучше в Guitar Hero 3 — для игры их отремастерили и привели в порядок. А на стриминговых сервисах всё ещё лежит оригинальный микс.
История создания и смысл песни «Утекай»
Композиция стала главным хитом из альбома «Морская», с которого началось возрождение группы «Мумий Тролль». У Ильи к середине девяностых накопился некоторый материал, и его бывший коллега Леонид Бурлаков, на тот момент весьма преуспевающий бизнесмен, согласился выделить необходимую сумму и стать продюсером нового диска.
Лагутенко вернулся в Лондон, где он проживал и трудился, и приступил к записи новых песен. К работе были привлечены сессионные музыканты. Из столицы Великобритании Илья пересылал готовый материал Бурлакову, а тот уже показывал его нужным людям в Москве.
«Утекай» Лагутенко сочинил в лондонской студии. Хотя никому из приятелей Ильи она изначально не понравилась, он был уверен в успехе. Впрочем, когда песня была готова, результат заставил многих изменить первоначальное мнение. Леониду Бурлакову она понравилась сразу и безоговорочно. Он позже вспоминал:
Релиз и достижения
Группа пыталась раскручивать альбом «Морская» на радио и телевидении, но неудачи следовали одна за другой, и ни одна звукозаписывающая компания не хотела за него браться. Продюсер начал раздавать на «Горбушке» кассеты с четырьмя песнями и телефонами радиостанций в надежде, что слушатели будут их заказывать.
Илья Лагутенко, RollingStone.ru
Одна из кассет попала к Александру Шульгину. Директору Rec Records очень понравилась песня «Утекай». Он сам вышел на группу «Мумий Тролль», и уже в апреле 1997 года был выпущен диск с альбомом «Морская».
На чём героиня? Трактовки песен
В обеих песнях с названием «Феллини» есть разные трактовки текста. В хите-2021 текст, конечно, простой как пять копеек. Но из-за нечёткого произношения исполнителей находятся слушатели, которые слышат вместо «этой богине» — «этой вагине»… Видимо, о чём думают, то и слышат…А вот стихи Васильева действительно дают пищу для раздумий. Основные вопросы связаны со словосочетанием «героиня на героине» — такая игра слов озадачивала. Это об однополой любви или о наркотиках? Из-за второго варианта трактовки эту песню запрещали в Белорусии. Васильев наркотическую тему отрицал, но вполне может быть, что лукавил…
Клип «Утекай» Мумий Тролль
Естественно, для его раскрутки был выбран трек «Утекай». К нему сняли видеоклип, в котором Илья Лагутенко собственноручно наголо постриг девушку.
В 1999 году был создан еще один ролик, который принято называть «Утекай 2». Это мультипликационное видео в жанре аниме. Смотрим видеоклип “Утекай 2” – “Мумий Тролль”.
О популярности «Утекай» свидетельствует ее включение в список ста лучших песен русского рока в двадцатом веке по версии «Нашего радио» и рейтинг сорока песен, изменивших мир, составленный российским журналом Rolling Stone.
Послушаем кавер-версию “Утекай” в исполнении Pianoboy.
Интересные факты
- Клавишные партии песни Лагутенко, как он сам говорил, «сыграл одним пальцем в студии».
- Лидер «Мумий Тролля» хотел раскручивать альбом песнями «Девочка» и «Скорость», но Rec Records настояла на треке «Утекай».
- В честь песни была названа компания Ильи Лагутенко «Утекай Звукозапись».
…And Justice for All (1988)
Первый альбом, записанный с басистом Джейсоном Ньюстедом, уже после смерти Клиффа Бёртона. Однако на нём продолжилось развитие идей, заложенных Клиффом. …And Justice for All вместе с Ride the Lightning и Master of Puppets можно объединить в трилогию «прогрессивной Metallica». Тогда группа совсем не боялась длинных песен, инструментальных композиций, закрученных политизированных текстов и прочих сложностей. Именно этот диск стал первым коммерческим пиком для группы, таким серьёзным, что музыканты почувствовали, как упёрлись головой в потолок. Без успехов …And Justice for All не было бы мотивации радикально меняться на «Черном альбоме».
Hardwired… to Self-Destruct (2016)
Если Death Magnetic — это возвращение во времена Master of Puppets, то последний на сегодня альбом «Металлики» Hardwired… to Self-Destruct — это кивок ещё и в сторону дебютника вместе с Load. На этом диске Metallica показали, что ещё не забыли, что такое дикий трэш-метал — только сыграли они его так, как в 1983 году просто не могли. Именно на этом диске лежат самые быстрые и тяжёлые песни группы со времен дебютника, сдобренные блюзовой меланхолией.
Некоторые обвиняют «Металлику» в топтании на месте, но в их карьере экспериментов было достаточно. А Death Magnetic вместе с Hardwired… to Self-Destruct — это попытки найти звук, в котором будет упаковано сразу всё наследие группы. Цель благая! Ещё в этот раз альбом отлично сведён, слушать его — сплошное удовольствие.
Двадцать лет назад. Другой «Феллини» в другом жанре
В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини…
Возможно, не все знают, а некоторые не помнят. Ровно двадцать лет назад была совсем другая песня, в совершенно ином жанре, но она тоже называлась «Феллини». И исполнял её тоже дуэт, двух групп — «Сплин» и «Би-2».
Изначально это была песня группы «Сплин», вошедшая в альбом «25 кадр» (2001). Написал её Александр Васильев, бессменный автор и фронтмен «Сплинов». Точнее, переделал свою старую песню «Мы чужие здесь» (от неё остались строчки про «письмо в чужом конверте»). В том же 2001 году они записали совместную с «Би-2» версию песни и сняли на неё клип. В нём Васильев и Лёва Би-2 сражаются друг с другом в боксёрском поединке. Причём Васильев поёт голосом Лёвы, а Лёва — голосом Васильева.
После этого обе группы отправились в совместный гастрольный тур, который получил название «Fellini Tour». Так же назывался и концертный альбом, записанный на одном из концертов тура.
Шура Би-2, Александр Васильев («Сплин»), Лёва Би-2. Ещё такие молодые…
Load (1996)
Для самых ярых фанатов «Металлики» из 80-х Load стал гвоздём в крышку гроба группы. В 1991-м вышел попсовый «Черный альбом», на котором, однако, всё ещё оставалось что-то от старой «Металлики». Но спустя пять лет группа выпускает диск, на котором и следа трэш-метала не осталось. Теперь банда рубит смесь хэви-метала и утяжелённого блюз-рока — на гране с грувом. Тексты тоже вполне себе блюзовые — депрессивные и личные, но поданные с фаталистическим задором.
На самом деле выпуском Load группа доказала, что не собирается сидеть на троне, не боится экспериментировать и видит, что происходит в тяжёлой музыке. Банда спокойно могла выпустить копию «Черного альбома» или вообще больше ничего не выпускать, но музыканты пошли другим путём и преуспели. Кстати, под Load здорово пить — а это не мелочь!
История создания альбома
Альбом «Мумий Тролль» «Морская» был записан в Лондоне на студии Alaska Studios. До начала студийной работы возглавляемый Ильёй Лагутенко коллектив существовал уже довольно продолжительное время, однако пользовался лишь локальной известностью. В конце 80-х и начале 90-х годов музыканты пробовали записать магнитоальбом, но он не принёс им известности, поэтому лидер команды решил завязать с музыкой и отправился на поиски счастья в Китай.
Весной 1996 года в ходе одной из поездок в Москву Илья встретился со своим другом Леонидом Бурлаковым, который к тому времени стал успешным бизнесменом. Он и предложил Лагутенко возобновить музыкальную деятельность, взяв на себя всю финансовую сторону вопроса. Решив подойти к делу ответственно, музыканты отправились записывать материал в Лондон, пригласив саундпродюсером Криса Бэнди, ранее сотрудничавшего с такими легендами, как Duran Duran, The Cure и другими.
Работа над пластинкой была завершена осенью 1996 года. Тогда же стартовала мощная рекламная кампания диска, подразумевавшая жёсткую ротацию нескольких клипов в эфире как музыкальных, так и федеральных телевизионных каналов. Песни «Утекай», «Кот кота», «Девочка» и «Владивосток 2000» взяли в ротацию практически все вещавшие на тот момент в России радиостанции. Во многом благодаря этому никому доселе неизвестная рок-группа в мгновение ока стала одной из известнейших в стране и на всём постсоветском пространстве.
Варианты издания альбома
Релиз альбома «Мумий Тролль» «Морская» состоялся 24 апреля 1997 года. На компакт-дисках и магнитофонных кассетах его выпустила компания Rec records. Успех пластинки оказался оглушительным – впервые с советского времени тираж альбома рок-группы в России составил 1 000 000 копий. Таких показателей продаж удалось достичь всего за несколько месяцев. В дальнейшем альбом неоднократно переиздавался.
Виниловая пластинка
Альбом «Мумий Тролль» «Морская» на виниле вышел в 2012 году. Эта работа стала первой в истории коллектива, выпущенной на классическом носителе. Релиз осуществила компания «Мирумир». Альбом напечатан на 180-граммовых дисках-гигантах чёрного цвета, производство которых велось в Чехии. Издание также содержит внутренние иллюстрированные конверты с текстами песен.