Как была записана песня «Татарин»
Прежде чем найти свой саунд и стиль, Илья Барамия и Айгель Гайсина записали около 20 экспериментальных треков с мелодекламацией. Ни один из них в дебютный релиз дуэта не вошел. В основу пластинки «1190» легли песни, которые рассказывали реальную историю о судебном обвинении и тюремном заключении молодого человека Айгель. Главный хит, «Татарин», появился, когда альбом уже был практически записан.
«Аигел» на Inside Show
Айгель Гайсина: Я мылась в душе, и в голове начали крутиться строчки. Я напела их на какой-то минус, найденный в интернете, супертреш дискотечный. Мне показалось, что в альбоме не хватало такой песни. Альбом грузовый, а это такой черный юмор».
Песня «Татарин» не сразу стала хитом. Альбом группы оказался настолько необычным, что несколько СМИ отказались его презентовать. Несмотря на то что в арсенале Ильи Барамии было несколько успешных проектов («Елочные игрушки», 2H Company, «СБПЧ»), журналисты сомневались в успехе «Аигел». В итоге альбом «1190» опубликовал портал Colta.ru.
Илья Барамия: Все боялись. Запись была дикая и на грани. И я очень хорошо понимаю этих людей. Это была первая реакция на альбом, я с таким не раз сталкивался. Люди говорили: „Ой, это что такое? Шансон под электронную музыку? Выключи“. А потом привыкали. На самом деле у нас все очень плохо с музыкальной журналистикой, прямо крайне плохо, поэтому я и не рассчитывал особо».
«Аигел». Фото: Яна Инсмут
Интересные факты
- Айгель Гайсина росла в татарской семье мусульман, не придерживающихся строго канонов. Певица верит в религию предков и уважает традиции своего народа. «Моя главная проблема во взаимоотношениях с исламом – там женщинам нельзя петь при посторонних. Что с этим делать – не знаю. Я даже в “инстаграмчике” спросила: “А что с этим делать?” Мне на это ответили: “Все люди – братья”. По-моему, гениальный выход из положения».
- Группа охотно сотрудничает с другими российскими исполнителями. Например, с Женей Борзых и Катей Павловой.
- За то время, пока гражданский муж Айгель отбывал срок, у звезды изменилось отношение к заключенным: «Попадают люди образованные, воспитанные. Сколько их по наркотикам сидит, кто сознание расширял. В Набережных Челнах, где сейчас живу, вся интеллигенция в тюрягу села – одним заходом, в один месяц. Вот недавно 3 еще, они делали все необычное в городе: инсталляции, всякие странные концерты. А их, как ОПГ, закрыли».
- Вслушиваясь в мотивы криминальной романтики, встречающиеся в таких песнях «Аигел», как «Ария судьи», трудно догадаться, что родственники автора, в том числе отец, связаны с ГАИ.
- В 2010 году Илью Барамию удостоили премией Сергея Курехина в музыкальной номинации «Электромеханика». Ежегодное мероприятие, посвященное современному искусству, организуется в рамках фестиваля «Арт-Механика». Проект нацелен на поддержку начинающих художников, работающих в смешанных жанрах.
Музыка
Первым результатом совместного творчества стал альбом «1190», вышедший 25 апреля 2017 года. Название неслучайно. Столько дней провела автор стихов в ожидании гражданского мужа из заключения (Темура освободили в декабре 2017-го).
Музыкальные критики окрестили пластинку «самым темным альбомом, который только можно себе представить», а участников группы назвали основоположниками так называемого судебного рэпа. Наиболее популярными композициями диска оказались «Татарин» и «Невеста».
Через личную боль певица рассказала о том, как пережила суд над близким человеком и окунулась в мир уголовных порядков, Айгель рассказала не просто языком рифмы. Артистка пела разными голосами, нарочито неверно расставляя ударение. Вставляла словечки на татарском языке. Словом, наслаждалась процессом, как могла и как хотела.
Творчество помогало Гайсиной пережить личную трагедию:
Критики однозначно решили: такого хип-хопа еще не было. И это при том, что солистка никогда не увлекалась рэпом.
Откровенных хейтеров, впрочем, не нашлось. Среди присылавших отзывы, которые стали приходить дуэту, было много тех, кто отсидел. Они признали, что им по вкусу новый формат уголовной лирики. Был немалый процент тех, кто вообще ничего не понял, воспринимая песни как набор слов. Кто-то, наоборот, отметил только стихи, а кто-то – исключительно музыку.
Второй диск группы в формате миньон тоже вышел в 2017-м и включал всего 3 трека: «Буш Баш», «Принц на белом», «Плохой». На этот раз наряду с самобытностью контента критики отметили и возросшее качество клипов. 9 октября 2017 года Илья и Айгель стали гостями популярного телешоу «Вечерний Ургант».
После выступления на Первом канале с хитом «Татарин», ставшим уже визитной карточкой коллектива, дуэт стал известен даже тем, кто не следит за трендами в интернете.
В полноценном 2-м альбоме группы с незатейливым названием «Музыка» (вышел 18 апреля 2018 года) 13 треков. По словам Ильи, при работе над контентом дуэт ставил задачу – расширить жанровую палитру. По признанию Айгель, хотелось отойти от темы ненависти и вернуться к нормальным человеческим ценностям, в женское тело. Ярким примером такого «возвращения» стали песни «Снег», «Она ужасная» и «Драма».
Презентация альбома состоялась в Санкт-Петербурге и в Москве. Накопленный музыкальный материал позволил «Аигел» ездить на гастроли: в апреле 2018 года состоялся концерт в Казани, а осенью ребята отправились в первый тур, включающий крупные города России, Украины и Беларуси.
Среди частых вопросов, которые тогда задавали музыкантам фанаты, – продолжится ли их творчество в тандеме после того, как Темур вышел на свободу и тюремная составляющая творчества себя исчерпала.
В 2019 вышел 3-й студийный альбом группы «Эдем». Композиции на этом диске звучат спокойнее, чем на предыдущих пластинках. В интервью «Медузе» исполнители рассказали, что многие тексты писались в дороге, а тематика посвящена родным краям.
Всего в «Эдеме» записано 10 треков на двух языках:
Как осуществлялась промокампания клипа «Татарин»
Илья Барамия: Я их давно знал. Они делали концерты „СБПЧ“ и работали с промо музыкальных событий. Я всегда представлял, что если буду делать свой проект, рекламу нужно будет доверить профессионалам. Это большой объем работы, который не должен выполнять музыкант. У группы должен быть менеджмент. Я не должен разговаривать с клубами про деньги. Это плохая практика. Голова должна быть занята либо расчетами, либо написанием песен».
Интерес к клипу начали подогревать заранее. На страницах Аигел» были опубликованы тизер и фото с бэкстейджа, но основная промокампания началась после премьеры видео на сайте «Afisha-Daily». Сотрудники агентства стали рассылать ссылки на него в другие медиа: The Village, Meduza, Rap.ru, Собака», The Flow, а также казанские СМИ (Айгель из Татарстана). В первый день вышло около 30 публикаций.
Одновременно с этим агентство распространяло видео по крупным музыкальным пабликам во «ВКонтакте»: «Новый рэп», MotherLand, «Полжизни я пропил, полжизни я пропью» фотографа Марата Сафина, «Родной звук», Indie Music и многим другим. PR-менеджеры напрямую связывались с администраторами сообществ и в результате получили около 50 публикаций. Благодаря активности больших пабликов было инициировано еще около 300 «вирусных» (репостов и публикаций в других сообществах).
Вот какие типы аудитории туда вошли: участники группы и прошедших встреч, активная аудитория других проектов Айгель и Ильи, друзья музыкантов, слушатели (люди, которые добавили себе в аудио песни группы), аудитория, проявлявшая активности под публикациями о группе (собрали все старые публикации ВК» о прошлых концертах и релизах, а также регулярно обновляли список актуальных постов с упоминаниями Аигел» в различных пабликах и на личных страницах пользователей), аудитория ретаргетинга по просмотрам анонсов концертов (одно из недавних обновлений ВК» позволяет собирать в отдельную базу пользователей, которые видели в ленте рекламные посты).
«Аигел». Фото: Дима Мельничук
Как развивались события после выхода клипа
Айгель Гайсина: Песня в некотором смысле частушечная. На самом деле, я понимаю ее успех с точки зрения текста. Во-первых, малые народы, кровь — это все очень древняя тема, которая сразу находит отклик. Во-вторых, это история нетипичная, одиозная, с одной стороны, жутковатая, с другой — смешная, с третьей — у нас полстраны сидит, полстраны охраняет. Это связано с нашей реальностью. Я бы специально не придумала такой текст».
Илья Барамия: Я понимаю, почему это работает. Это дико и свежо, когда девушка из интеллигентной семьи с хорошим образованием хорошим русским языком рассказывает про тюряшку и описывает ее со своей точки зрения. Такого не было. В шансоне это давным-давно ушло, они перерабатывают вторичный материал. Рэперы кичатся этой штукой, но на самом деле знать не знают, о чем пишут, они не сталкивались с ней, они просто переводят понты. А тут вдруг раз: по теме, исполнено хорошо и в форме актуальной».
За первые несколько недель клип собрал несколько миллионов просмотров. Большой скачок случился после того, как песня попала в Kwai и рекламу этого приложения.
Илья Барамия: Они у нас не спрашивали разрешения, и мы попросили удалить видео. Ведь там дети пели: „Он сидит уж год шестой“. И нам начали писать: „Вы чего? Охренели? Что вы детям рассказываете?“ Дети разберутся, я за них не беспокоюсь, они прекрасно чувствуют, что можно, что нельзя, а что на грани. Но когда этих детей ставят в рекламу — это уже манипуляция. Эта компания зарегистрирована где-то в Гонконге, отсюда их нельзя забанить, это нужно ехать туда и с ними судиться(о том, почему это сложно, читайте в нашем материале.— Прим. ИМИ)».
«Аигел» в эфире «Вечернего Урганта»
«Аигел» сейчас
Весной 2020 года знаменитости сняли 2 клипа на песни из «Эдема»: You’re Born в марте и «Две недели» в апреле. Текст 2-й композиции Айгель написала, когда пришла весть об условно-досрочном освобождении мужа Гайсиной. Во многих интервью автор утверждала, что супруг получил неоправданно суровое наказание.
В 2020 году дискография музыкантов пополнилась и миньоном с 3 песнями «Офигенно».
28 января 2021 года на «КиноПоиске HD» состоялась премьера мистического сериала Дмитрия Глуховского «Топи». Илья и Айгель записали для киноленты саундтрек «Чудовище». Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова назвала композицию мистической, а голос исполнительницы – погружающим в «нужную» атмосферу.
Как возникла идея клипа и каким был бюджет
С предложением снять клип на «Татарина» к музыкантам обратился их старый друг — режиссер Илья Соловьев. Нижегородское агентство Fastway, которым он руководил, придумало название «Аигел», логотип и дизайн обложки альбома. Сами участники проекта на тот момент не думали о съемке видео. Они недавно выпустили дебютную запись и сыграли первый полноценный концерт в московском клубе «16 тонн». Собственно, после презентации и состоялся разговор музыкантов и режиссера.
Илья Барамия: Илья показал нам свой сценарий и сказал: „За полмиллиона это можно сделать“. Мы такие: „А, ну, ладно, не будет у нас клипа, жили без него и дальше проживем“. Это были реально неподъемные деньги для нас».
Но для режиссера было важно снять это дебютное видео. Он много работал в рекламе, делал ролики для брендов, но мечтал о кино и хотел начать с такой короткометражки
Поэтому Илья Соловьев решил вложить в производство часть собственных денег.
Илья Барамия: Он уговорил сотрудников видеопродакшена Profilm, чтобы они работали бесплатно. Более того, они там тоже потом свои деньги вкладывали. То есть они нам очень сильно помогли. Мы в итоге заняли деньги и в течение полугода половину гонораров отдавали на погашение долга».
На самом деле полмиллиона на клип — это не так дорого. Средняя стоимость производства аналогичного видео составляет 2–3 миллиона рублей.
Илья Соловьев: Если клип стоил дешевле и он выстреливал — это очень большое везение. Ну или это действительно классный трек, которому, может, и клип не нужен был. Зарабатывают на клипах в России вообще единицы. Я не учитываю попсовые клипы, там свой мир. Аренда локации для съемок стоит денег. Люди с камерами, техники, осветители бесплатно работать не будут. Ты сможешь с ними договориться о скидке, но все равно им придется платить деньги. Костюмы стоят денег. Транспорт стоит денег. Питание — про него часто забывают, но люди должны хорошо питаться на площадке обязательно. Монтаж хороший стоит денег. Чем больше у тебя денег, тем более классных чуваков ты можешь найти на все работы: на монтаж, цветокоррекцию, договориться с хорошим оператором».
Снять клип Соловьеву во многом помог его большой опыт работы в рекламе.
Илья Соловьев: Во-первых, ты всегда должен удивлять зрителя в рекламе, держать его внимание. Во-вторых, ты приобретаешь связи, которые помогают снимать клипы, а в-третьих, ты приобретаешь опыт режиссера-постановщика, то есть ты придумываешь какие-то полезные штуки, которые ты не придумал бы никогда, не имея опыта в рекламе
И, в-четвертых, ты зарабатываешь на рекламе деньги и поэтому имеешь возможность делать клипы для души. Это самое главное».
Декодинг клипа «Татарин» с режиссером
История создания и состав
Поскольку группу образовали уже зрелые творческие личности, то, рассказывая об истории создания коллектива, нельзя не коснуться ранней биографии участников «Аигел».
Музыкант из Санкт-Петербурга Илья Барамия родился 18 июня 1973 года. Много лет профессионально занимался звукорежиссурой. С 1997-го начал эксперименты с электронным звучанием, создал в тандеме с Александром Зайцевым дуэт «Елочные игрушки». В 2006 году примкнул к яркой российской инди-группе «Самое большое простое число» («СБПЧ»).
Солистка Айгель Гайсина родилась 9 октября 1986 года в Набережных Челнах. С детства писала стихи и песни. А в 16 лет, выйдя на сцену, начала исполнять собственные наработки. В 17, став студенткой Казанского государственного университета (факультет международных отношений и политологии), переехала в столицу Татарстана.
Параллельно с учебой развивалась как певица и поэтесса, участвовала в поэтических мероприятиях и творческих тусовках города, печаталась в литературных журналах. В 2003 году вышел дебютный альбом Гайсиной «Лес», а в 2012-м девушка стала вокалисткой электронной группы «Так красиво темно», которую создала вместе с бойфрендом Темуром Хадыровым.
В 2016 году Айгель выпустила сборник стихов «Суд», который стал квинтэссенцией переживаний, связанных с арестом и заключением под стражу Темура Хадырова. Мужчину осудили на 3 года после бытовой потасовки, применив статью «Покушение на убийство». Доказать отсутствие состава преступления и необоснованность применения столь серьезной статьи было невозможно.
Гайсина нашла в «Фейсбуке» известного петербургского знатока электронной музыки Илью Барамию и написала звукорежиссеру с просьбой рассмотреть текстовый материал на предмет написания мелодии и создания радиоспектакля.
Будущие участники коллектива договорилась встретиться в Москве, где у Ильи намечался концерт, а у Айгель – презентация книги. После той открытой репетиции и визуального знакомства музыканты решили объединиться в группу. Состав команды и сегодня не изменен.