Ирина Горбачева
Я пока не определился, почему в “Обратной связи” так сильно выделялась актриса Ирина Горбачева. То ли она подняла свое актерское мастерство на столь высокий уровень, то ли остальные артисты сыграли совсем как-то сухо, без искры.
Каждая сцена с Ириной – это буря эмоций, игра мимики, жестов. Самый крутой эпизод – момент ссоры ее героини Алины с мужем Борей (Ростислав Хаит) из-за прошлых похождений последнего. Едва сдерживаемая обида, чуть погодя слезы, а затем истерика. Кадр с натянутым на лицо воротом свитера и проступающими сквозь него слезами потрясающ. Но в остальном все в фильме очень средненько и серенько.
Хотя если уж стоит вопрос идти или не идти на фильм, то сходить определенно стоит. Как минимум, ради игры Ирины Горбачевой. Да и в целом новогодняя атмосфера там поддерживается и даже пара удачных шуток в исполнении бессмертного “Квартета И” присутствует. Но не более того. В следующем году выйдет какой-нибудь похожий проходной фильм, и вы навсегда забудете про “Обратную связь”, а жаль, от ребят из “Квартета И” всегда ждешь лучшего.
Техно-молитвы в каждом треке
Каждому треку соответствует определенная молитва, которая зачитывалась вслух во время записи. Молитвенное дыхание определило длину и структуру каждой композиции. Позднее записи молитв были удалены из треков. Этим можно объяснить сдержанность альбома: в некоторых моментах на пластинке будто ничего не происходит.
Музыку для альбома я писал по такому же принципу, как отливают колокола: треки отливал по форме молитв. Подсказки спрятаны в названиях: «Богородица» — это Богородичные молитвы, «Молитва св. Николаю» — молитвы во славу святого Николая. Кстати, святому Николаю я молюсь с детства перед важными поездками: он покровитель путешествующих и, думаю, путешествующим диджеям тоже наверняка помогает.
Благодать помогает мне с альбомом в разное время в течение вот уже трех лет. Не забуду того ощущения, которое охватило меня в пещерах Киево-Печерской лавры. Акустическое решение трека «Богородица» навеяно этим посещением подземных келий христианских святых.
Forgive Me — покаянный трек, им я заранее прошу прощения у всех, у кого «Колокол» (или предыдущие работы) вызвал смущение или смятение духа. Основан на «Покаянном псаломе».
Обе версии трека I Am Saved обыгрывают тему христианской святой Марии Египетской, бывшей блудницы, которая, покаявшись, обрела Бога и уединилась в пустыне на 47 лет. Ее ускользающему от посторонних взоров существованию посвящены абстрактные матрицы ambient mix, а версия main mix славит спасение святой на громкий лад.
«Трисвятое» назван по одноименной молитве: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Этот трек отсылает к литургии, к общей молитве.
Главный трек всего альбома — «Колокол» — посвящен колокольному звону как аскетичной молитвенной дисциплине. Именно к ней через звуки рейва и электроакустические приемы ведут мои смысловые, музыкальные мосты.
Марафон по колокольням
В марте этого года Александр Чайка провел для Филиппа Горбачева и его съемочной группы колокольный марафон по всем наиболее интересным с точки зрения акустики колокольням Орловской области. Также в тур вошли колокольни древнего тульского города Белева. Записали много качественного колокольного звона, причем был случай, когда одновременно гармонично звучали целые четыре колокольные системы.
Пробный шар на предмет восприятия публикой музыкального эксперимента с колоколами и техно-рейвом был брошен в мае этого года в новом московском арт-центре Mutabor. Филипп Горбачев привлек к проекту не только Александра Чайку, который привез из Болхова мобильные колокольные установки и систему бил, но и авангардного саксофониста Сергея Храмцевича и бас-гитариста Андрея Клинга, имитировавшего звуками бас-гитары удары колокола-Благовестника. Поскольку Благовестники весят по несколько тонн, настоящий колокол такого масштаба в передвижные колокольные системы, конечно, входить не может.
Александр Чайка (на переднем плане) провел для съемочной группы колокольный марафон по звонницам Орловской области и тульского Белева Фото: Елизавета Бадр
Шоу было дополнено движущимися объемными картинами колоколов и православных храмов, которые буквально парили в «космическом пространстве». Произвело впечатление: впервые на танцполе звучала музыка настолько далекая от самой сути этого места. И в то же время Филипп Горбачев считает, что любое место хорошо для обращения к душе человека.
Mutabor, в конце концов, означает в переводе с латыни «я превращаюсь». И именно на превращение, на изменение в душах слушателей и рассчитывает музыкант. «Мне интересно было наблюдать за людьми в процессе нашего выступления и после него. Колокольная музыка стала альтернативой привычным способам оттянуться в клубе, я почувствовал нечто абсолютно новое в атмосфере», — делится впечатлениями Горбачев.
Замечание, не слишком ли смелый эксперимент он затеял, Филипп легко парирует: то, что делается в проекте, не новаторство, если быть честными. Признанные мастера колокольного звона XIX века, такие как Смагин и Сараджев, вынашивали идеи соединения колокольных звонов с оркестром, с театральными представлениями. «Поэтому мы идем путем наших славных предшественников — ищем новые формы, которые помогут раздвинуть рамки мировосприятия», — уверен Горбачев.
В поисках чего-то большего
Несколько лет назад звонарь, музыкант и создатель колокольных систем Александр Чайка, ныне живущий в древнем городке Болхов Орловской области, начал проводить мастер-классы колокольного звона через свой ютуб-канал «Мистер Звонарь». Тема довольно специфическая, для не очень широкого круга посвященных.
Однако мир слухами полнится, и через общих знакомых на ресурс Чайки вышел всемирно известный техно-диджей Филипп Горбачев. Общение и обучение, соединенное с собственным духовным поиском, привело к тому, что Филипп стал параллельно звонарем храма Николая Чудотворца в подмосковном Аксиньино. Кроме того, путешествуя по миру, он старается не пропускать православные колокольни, где можно было бы опробовать звучание колоколов и собственные силы. Так, в коллекции звонов музыканта есть звучание колоколов древних подмосковных колоколен, звонниц Орла, Болхова, Белева, а также Риги, Парижа, Берлина и даже Бразилии.
«Однако связи колокольного звона с молитвой, как это существует в русской традиции, импровизации, сродни джазовой, нигде, кроме православного храма, вы не услышите. Русский звон — прямой призыв к молитве, к обращению к Христу», — рассказывает Филипп Горбачев.
Музыкант, который многие годы «зажигает» площадки ночных клубов не только России, но и Европы, и Нового Света, в какой-то момент через колокольные звоны пришел к тому, что есть очень важные темы, которые ему бы хотелось проработать в музыке. И через музыку дойти до глубины души слушателя. Но для решения этой задачи выразительных средств техно-рейва явно недостаточно, а вот колокольная импровизация — как раз «то, что доктор прописал».
Со своей стороны Александр Чайка, служивший некогда главным звонарем Троице-Сергиевой лавры и покинувший столицу ради возможности писать колокольную полифоническую музыку, используя болховские колокольни и их удивительные акустические характеристики, накопил огромный опыт и искал возможность поделиться им с большим числом людей, чем обычно посещают литургии в Болхове. Идея Филиппа Горбачева соединить ритмы техно-музыки с колокольной полифонией показалась Александру своевременной и сулящей творческое развитие обоим музыкантам.
По ком он звонит
Колокольный марафон в Орловской области включал в себя и съемки фильма «Колокол», который на днях был представлен на Beat Film Festival. Это первый фильм такого плана в программе фестиваля.
«„Колокол“ — фильм условно документальный, — говорит Филипп Горбачев, — в нем нет ни единого слова. Но он показывает поиск нового звука через молитву. Я посмотрел программу фестиваля и приятно удивился тому, что мы номинированы, значит, и такое кино интересно, значит, хип-хопу есть альтернатива?»
В фильме отчетливо проступают мотивы и влияние «Андрея Рублева» — недаром и название совпадает с последней новеллой истории о средневековом иконописце. Символы поиска дороги, а может, и судьбы пронизывают новый «Колокол». Герой, который предстает в двух ипостасях — диджея и монаха-звонаря, то падает, раздваивается, блуждает, то находит опору в чистом звуке колокола и выходит на твердую дорогу. При этом дорогу монаха постоянно пересекают линии электропередачи — очевидно, как отсылка к электронной музыке, которая сформировала мировоззрение диджея. Разрушенный и опустевший храм оживляется через звон колоколов. С храмом души происходит, в общем, такая же история.
Колокол в русской традиции — это всегда зов. Такова его историческая и духовная сущность — предупреждать, призывать, отрывать от обыденности и напоминать о существовании мира вечного, непреходящего, отрешенного от потока суеты. В фильме явно прослеживается диалог еще и с пушкинским «Пророком» — «как труп в пустыне я лежал, но Бога глас ко мне воззвал». Голосом огромного Благовестника, звук которого пронизывает и очищает душу человека.
«Фильм „Колокол“ войдет в мой большой проект, куда я включаю колокольные марафоны, и мастер-классы по звонарскому делу для детей, и дальнейшую работу по звукозаписи», — рассказывает Филипп Горбачев.
Сюжет
“Обратная связь” – это уже не адаптация чужого проекта, как было с приквелом “Громкой связью”. Напомню, что тогда за основу был взят сюжет итальянской комедийной драмы “Идеальные незнакомцы”. Тогда было непонятно, почему ребятам из “Квартета И” было проще взять чужую истории и преподнести ее как свою, но в случае с “Обратной связью”, видимо, лучше было все-таки искать сюжет на стороне.
Состав участников прежний, только сменилось время года, и герои оказываются в обстановке Нового года. Снова загородный дом, снова вскрытие секретов, подноготной семейной жизни, скандалы, примирения, танцы, музыка, обнимания. Что-то знакомое, правда?
Фактически мы узнаем много нового про персонажей, но на самом деле ни одна из этих подробностей не меняет ни хода развития событий, ни отношения к персонажам. Даже самые пикантные секреты не получают продолжения и никак не влияют на сюжет. Формула “дружба-ссора-дружба” стала откровенно банальной. Не хватает дополнительного конфликта, который сначала перевернул бы все с ног на голову, а затем привел бы к изначально понятному тезису – что бы ни случилось, дружба прежде всего.
Большинство конфликтов между персонажами выглядели уж совсем как-то по-детски. Одно дело, когда кого-то из героев подозревают в гомосексуализме, а другое, когда ссора рождается из-за желания сделать подарок друзьям, несмотря на утвержденные ранее договоренности. Но надо отдать должное, что были и действительно важные темы, конфликты, которые, собственно, и поддерживали интерес к фильму. Возможно, развитие семейных тем, споров, проблем и кризисов в отношениях мужей и жен стоило бы поставить во главу угла и не разбавлять порой непонятно для чего вставленными сценами. Музыкально-танцевальные отбивки, конечно, были забавными, но логика их появления в кадре иногда вызывала вопросы.
Концовка в итоге вообще как-то оборвалась. Конфликт в компании, часть героев уезжает, попадает в беду, остальные выручают, а затем мир, дружба, жвачка посреди зимнего леса. Но дом-то сняли на три дня. Новый год новым годом, но мне, как зрителю, хотелось бы увидеть, что случилось с героями в оставшееся время. Хотя бы в виде нарезки, хайлайта событий. А тут титры и новогодние поздравления. Ясно-понятно.