Обложка как предмет искусства в шестидесятых
В шестидесятых в моду снова вошли графика и фэнтезийные коллажи. Фанаты музыкантов обсуждали яркие обложки так же, как и музыку. Исполнители всё чаще обращались к современным художникам для работы над альбомами. Например, Beatles сотрудничали с Роджером Дином, Grateful Dead c Элтоном Келли, Iggy Pop и Psychedelic Furs с Барни Бабблсом, Pink Floyd со Стормом Торгерсоном, а Rolling Stones с Энди Уорхолом.
Обложка пластинки Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы Beatles 1967 года. Автор — художник Роджер Дин. Изображение: Wikimedia Commons
В 1965 году хозяин типографии Contact Printing Боб Карр познакомился с художником Уэсом Уилсоном и пригласил его для создания постеров и обложек. В 1967-м Уилсон придумал расплывающиеся психоделические шрифты, а в семидесятых их стали повально использовать другие художники.
Круиз
Группа «Круиз»
Одна из немногих советских супергрупп. И «супер» она лишь по одной причине: музыканты из «Круиза» были самыми лучшими в своём деле. Никто во всем Союзе не смог бы сыграть репертуар группы также талантливо, как и они. Речь, конечно, идёт о золотом составе «Круиза» – Гаина, Монин, Сарычев, Кирницкий и Королюк.
Правда состав группы часто менялся, музыканты уходили, затем приходили. Так называемый золотой состав долго не продержался. И лишь поэтому группе досталось всего лишь последнее место в нашем топе. Талантливо получалось, жаль, что мало.
Кстати, в том составе «Круиза» каждый музыкант был ещё и автором текстов. Советским слушателям повезло, что талантливые музыканты сошлись в одной группе. Правда, когда группа была распущена в 1984 году по инициативе Министерства культуры СССР, все везение пропало. Часть музыкантов создала свою группу – «Э.В.М.» (Эх, вашу мать!), а Гаина с Кирницким продолжили играть вместе. Только теперь уже играли хэви-метал…
Nautilus Pompilius
«Наутилус Помпилиус»
Эта группа в представлении не нуждается. Их знают все, по крайне мере, потому что им уделено много внимания в кинофильме «Брат». Но мы все равно немного о них расскажем.
Образовалась эта группа в 1982 году. С самого начала музыканты хотели назваться самым интересным образом, чтобы их нельзя было спутать с кем-то ещё. Они долго думали и в итоге назвались «Али-Баба и сорок разбойников». Но это негативно сказалось на имидже группы. Местные рокеры не воспринимали всерьёз «Али-Бабу». В итоге группа превратилась в «Наутилус Помпилиус».
Команда, состоявшая на тот момент из Бутусова, Умецкого, Саднова и Гончарова быстра набирала популярность. О них знали в середине 80-х, а чуть позднее – в 1987 году их даже объявили лучшей рок-группой. Они выиграли в номинации на рок-фестивале «Литуаника-87». Это было престижно, и популярность обрушилась на «Наутилусов» снежным комом.
Кино
Группа «Кино»
Уверены, многие ожидали увидеть эту группу на первом месте. Если бы топ был посвящён самым известным советским группам, это было бы так. Особенно, если учитывать тот факт, что группа Цоя и сейчас остаётся самой узнаваемой советской рок-командой. Музыканты Юрий Каспарян, Александр Титов и Игорь Тихомиров до сих пор гастролируют с тем материалом, который они играли в 80-х вместе с Цоем. И знаете что? На их концерты приходят тысячи людей!
Феномен, конечно, необъяснимый. Хотя музыка и тексты группы Кино очень узнаваемы, а голос Виктора Цоя невозможно спутать ни с чем. Может быть, поэтому они и стали популярными. Из-за харизматичного лидера–фронтмена. Когда его не стало – пропала и группа. И лишь поэтому «Кино» на шестом месте нашего топа. Действительно выдающимся и узнаваемой она была лишь из-за Цоя…
Первые дизайнерские обложки
Музыкальные пластинки двадцатых-тридцатых годов выпускали в обычных бумажных конвертах без рисунка. На лицевой стороне указывали только исполнителя и названия композиций.
Вариант конверта для выпуска пластинок Columbia Record, 1926 год. Изображение: Columbia Record
Всё изменилось, когда в 1938 году Columbia Record, крупнейшая на тот момент студия звукозаписи в США, пригласила на интервью дизайнера Алекса Стейнвейса. Он три года работал стажёром в небольшой студии, делал плакаты для музыкантов, брал заказы как фрилансер и стал известен в творческой среде.
Как арт-директор, Алекс изменил отношение Columbia Record к музыкальным обложкам. Компания закупила новое оборудование для цветной печати и разрешила ему изменить дизайн некоторых популярных пластинок. Для этого Алекс вручную занимался шрифтами и цветоделением.
Популярность пластинок выросла сразу после выхода в новой упаковке — продажи 3-й симфонии Бетховена Eroica выросли на 895%. Следующие семь лет Стейнвейс работал над дизайном каждой пластинки Columbia Record.
Первая упаковка записи 3-й симфонии Бетховена Eroica производства Columbia Record. Дизайн Алекса Стейнвейса для записи 3-й симфонии Бетховена Eroica в Columbia Record. Изображение: popsike.com / Алекс Стейнвейс / Columbia Record
С развитием технологий в 1956-м начался бум фотографий. На рынке стало меньше иллюстраций, но Стейнвейс и другие дизайнеры экспериментировали с коллажами и типографикой. После смерти Алекса дизайнер Майкл Дорет в память о нём создал цифровой шрифт Steinweiss Script Font, который напоминает авторскую каллиграфию Стейнвейса.
Трансформация восьмидесятых-девяностых: кассеты и компакт-диски
Первые диски появились в музыкальных магазинах в 1982 году и в девяностых почти вытеснили из продаж винил. Дизайнерам пришлось привыкать к новому размеру упаковки — он уменьшился с квадрата 30×30 сантиметров до прямоугольника 12,5×14,2 сантиметра.
Кассеты появились в середине семидесятых, а в 1979-м — первый кассетный плеер Sony Walkman. Но в последующие 20 лет они занимали лишь1–4% от общего производства — на рынке преобладали компакт-диски.
Одна из первых музыкальных кассет. СССР, 1975 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
В девяностых фотообложки использовались так же часто, как коллажи, иллюстрации и минималистичная графика. Стиль стал больше зависеть от музыкального жанра, чем от веяния моды. С начала девяностых среди номинантов и победителей премии Grammy в номинации за лучшую упаковку альбома присутствуют совершенно разные работы.
Обложка диска Suzanne Vega, победитель номинации Grammy за лучшую упаковку в 1991 году. Изображение: A& M Records / Discogs
Победитель в номинации Grammy за лучшую обложку в 1996 году. Изображение: Reprise Records / Discogs
Ещё один инструмент, за счёт которого можно было выделиться в эпоху CD — буклет с разворотом и кастомизированная коробка.
Разворот обложки диска Introducing музыканта Dj Shadow, 1997 год. Изображение: Swales92 / Reddit
Крис Биллхаймер — один из немногих известных дизайнеров, заставших эпохи винила, CD и диджитала. Карьера Криса началась в конце восьмидесятых с дизайна плакатов и пластинок.
При создании обложек я избегаю дизайн-трендов, чтобы проект не символизировал конкретный год или период, за исключением случаев, когда это нужно заказчику. Некоторые графические элементы и типографика ассоциируются с конкретным временем и могут ввести слушателя в заблуждение о том, какой будет музыка.
Я проработал с группами R.E.M. и Green Day 20 лет. Чем лучше я узнавал музыкантов, тем меньше времени занимали поиски дизайнерского решения для каждого нового проекта
Для меня как дизайнера очень важно быть внутри творческого комьюнити. Даже живя в небольшом городе, я общался с теми, кто занимается музыкой, кино и изобразительным искусством
Все эти люди обожают то, чем занимаются.
Крис Биллхаймер,дизайнер музыкальных обложек
Сайт-визитка Криса Биллхаймера: «Это был самый простой способ показать портфолио». Изображение: bilheimer.com
Один из самых известных в СССР дизайнеров музыкальных обложек Юрий Балашов учился создавать обложки самостоятельно, вдохновляясь книгой Album Cover Album Роджера Дина. До 1988-го он работал в «Мелодии» и изучал каталоги, отправленные в компанию зарубежными студиями. В девяностых Юрий стал рисовать CD-обложки для продюсерского центра Стаса Намина.
Разворот книги Album Cover Album Роджера Дина и Сторма Торгерсона. Изображение: Ozon / Ozon
Дизайн Юрия Балашова для пластинки «Ритмическая гимнастика» студии «Мелодия». Задняя и лицевая сторона. Изображение: Юрий Балашов / «Фирма Мелодия» / Discogs
Юрий — единственный советский художник, получивший Grammy за обложку для CD. Балашов познакомился с американским рок-музыкантом Фрэнком Заппой во время его приезда в Москву. После переезда в США Юрий получил предложение от Заппы создать обложку. Он изобразил гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, а из рояля пышет пламя, к которому возможно подобраться только на вертолёте. Работа заняла два месяца.
Обложка альбома Civilization Phaze III, созданная Юрием Балашовым в 1995-м. Изображение: Юрий Балашов / Barking Pumpkin Records
Стэнли Донвуд, дизайнер CD-обложек Radiohead, считает, что диджитализация сделала работу дизайнера проще:
Мы рисовали без возможности нажать кнопку отмены. Всегда была одна попытка, чтобы завершить начатый проект до конца. Из-за больших ошибок пришлось бы всё переделывать. А маленькие детали, которые нам не нравились, мы просто зарисовывали или заклеивали чем-нибудь сверху.
Музыкальный рынок СССР
С начала 70-х и до середины 80-х Советский музыкальный рынок был одним из крупнейших в мире. Только в трёх странах, помимо СССР, альбом достигал 6 миллионной отметки – Япония, Великобритания и США. В 1970 году Мелодия выпустила почти 200 миллионов пластинок. В связи со сложной экономической обстановкой, к концу 80-х началу 90-х продажи упали до 80 млн в год. До 1989 года Мелодия оставалась единственным лейблом в СССР.
В Советском Союзе не было чартов и сертификации в привычном виде. Учреждённый фирмой Мелодия в 1981 году “Золотой диск” вручали не за высокие продажи, а идейные и художественные достоинства записей и исполнительское мастерство артистов. Первый Золотой диск в СССР получил Центральный музей В. И. Ленина. Хит парады, публиковавшиеся в газетах Комсомольская Правда и Московский Комсомолец, составлялись по результатам опроса читателей.
Самым популярным и доступным форматом в СССР были виниловые пластинки. В конце 80-х виниловая пластинка стоила 2.5 рубля, кассета, 4.5 – 7 руб, а компакт диск – 20 руб. Кассеты выпускались небольшими тиражами, как правило это были компиляции лучших песен. Известно, что в 1989 году Мелодия продала 11 млн кассет и 89 млн виниловых пластинок. Компакт диски в СССР появились только в 1990 году, а в 1991 году в было продано 200.000 штук. В России кассеты обошли пластинки по продажам только в 1993 году; компакт диски опередили кассеты только в 2005 году .
Как рассчитываются тиражи:
Информация о продажах альбомов публиковалась в СССР крайне редко. Но в конце 70-х годов все заводы Мелодии стали указывать номер заказа и тираж на задней стороне конверта. Тиражи новых изданий определялись торгующими организациями, которые формировали заказы заводам грампластинок, учитывая покупательский спрос (всего в СССР было более 35 тыс. торговых точек). Таким образом, если найти все издания, то можно посчитать общий тираж.
Тираж на конверте пластинки Высоцкого Сыновья Уходят В Бой
Например, у пластинки Александра Розенбаума Мои Дворы было 64 различных изданий и у каждого свой тираж. Если сложить тиражи всех изданий, то получим общую цифру. Общий тираж пластинки может быть занижен, если: существуют издания без указания тиража или не все издания найдены. Сравнивая продажи, опубликованные в прессе (Мелодия, Музыкальный Прогноз) и сумму тиражей всех изданий, можно отметить, что данный метод позволяет узнать примерно 75 – 85 % от общих продаж. Общие тиражи не учитывают кассеты и компакт диски.
10 знаменитых хитов, украденных советскими ВИА
Группа (Исполнитель): 10 знаменитых хитов
Альбом: Сборник
Жанр: Pop-music
Самые известные хиты, перепетые ВИА СССР
Первое в мире государство рабочих и крестьян с «прохладцей» относилось к соблюдению чьих-то авторских прав. Справедливости ради, стоит сказать, что и коллективный Запад тырил советские ноу-хау без зазрения совести. Инь-янь, баланс интересов, т.е. мы крали у них – они крали у нас. Это утверждение в полной мере касалось и музыки. Как-нибудь подготовлю материал о русских песнях, украденных западными попсовиками. А сегодня вспомним то, что «оприходовали» советские ВИА. Истинное авторство, зачастую, не указывалось или шлягер сопровождался нейтральной подписью «народная песня». Шифровались, короче говоря… Впрочем, особой потребности в этом не было, так как перечислять иностранному автору гонорар никто изначально не собирался.
Многие слушатели и не догадывались, что полюбившиеся им композиции вокально-инструментальных ансамблей на поверку окажутся откровенным плагиатом. К слову, каверы в исполнении отечественных ВИА звучали не хуже, а зачастую – поинтереснее, чем в оригинале. Шлягеров было позаимствовано множество, но сегодня мы предложим ТОП-10. Мое мнение может разниться с мнением подписчиков моего музыкального дзена. Добавляйте свои мелодии.
Слушаем песни и вспоминаем молодость – длинные патлы, ажурные рубашки с воротниками до пояса и клешеные джинсы.
«Синий, синий иней» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст А. Азизов). Настоящий автор Neil Sedaka – «One Way Ticket».
«Школьная пора» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст В. Харитонов). Автор песни Stevie Wonder — «Ebony eyes»
«Толстый Карлссон» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст – И. Резник). Оригинал Christie — «Yellow River».
«В последний раз» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст — В. Луговой). Оригинальный исполнитель Jeanette — «Por Qué Te Vas».
«Город детства» — Эдита Пьеха (русский текст Р. Рождественский). Оригинал The Brothers Four – «Green Fields».
«Первая любовь» — ВИА «Красные маки» (русский текст – А. Григорьев). Оригинал Demis Roussos — «From souvenirs to souvenirs».
«Песенка велосипедистов» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст П. Ватник). Оригинальное исполнение The Tremeloes — «Suddenly you loved me».
«Люди встречаются» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст – О. Жуков). Автор музыки Viktor Havasy(Виктор Гаваши), первый исполнитель на венгерском языке Poоr Pеter — «Hajjaj fekete vonat».
«Ты мне сказала» — ВИА «Земляне». Оригинал Dire Straits – «Walk of life».
«Старенький автомобиль» — ВИА «Весёлые ребята». В этом случае, музыкальная тема песни заимствована у группы The Beatles.
Как видно из нашего ТОП-10 мировые хиты очень даже легко адаптировались на нашей эстраде. Всему виной не вдохновение, а хорошая музыкальная память наших музыкантов. Послушать оригинальную и отечественную версию шлягеров можно на Завалинке. Добавляйте свои версии «заимствований», возможно, скомпилируем еще один список песен.
Александр Розенбаум
- Годы творчества: 1980 г. – настоящее время.
- Наиболее известные песни: «Вальс-бостон», «Ау», «Покажите мне Москву».
- Родился: в Санкт-Петербурге, 13 сентября 1951 года.
Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.
Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.
При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.
Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.
Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.
Музыкальные обложки в Советском Союзе
В пятидесятых-шестидесятых в Советском Союзе существовало несколько заводов, выпускающих грампластинки. В 1964-м все заводы объединились в студию грамзаписи «Мелодия». До середины семидесятых «Мелодия», так же как когда-то Columbia Record, выпускала пластинки в простых бумажных конвертах. Дизайна пластинок в СССР как такового не было, поэтому советские коллекционеры вдохновлялись зарубежными обложками.
Стандартная упаковка пластинок студии грамзаписи «Мелодия» в шестидесятых. Фото: anumis.ru
В семидесятых «Мелодия» занялась экспортом пластинок в разные страны и стала выпускать цветные обложки с фотографиями и иллюстрациями. Графику создавали вручную, добивались различных эффектов с помощью подручных материалов, кистей, аэрографов, сканирования.
Когда обложки требовались для издания «Мелодией», я предоставлял исходные фотографии вполне приличного качества. Я тиражировал обложки размером 13×13 см — под коробку с катушкой. Это практически совпадает с размерами современных компакт-дисков. Разогнать её до альбома для «Мелодии» проблем не было. Я работал профессиональным фотографом, и у меня была возможность использовать хорошую плоскую плёнку.
Андрей Усов, фотограф и художник-оформитель. Фрагмент интервью для Colta
Обложка альбома ВИА «Красные маки», выпущенного «Мелодией» в 1977-м. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложка пластинки со сказками «Алиса в Стране чудес», вышедшая в 1976 году. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Дизайн Владимира Обатнина для альбома группы «Алиса», сделанный с помощью аэрографа, 1988 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs
Перед отправкой в печать работы штатных дизайнеров проверял специальный худсовет. Бывало так, что обложки отклоняли по внутренним или политическим соображениям. Решения принимались внутри компании, и музыканты часто не знали, какой будет обложка для их альбома в СССР, вплоть до выхода пластинки.
Зарубежные записи, которые попадали в «Мелодию», переиздавались для советских слушателей в новой русифицированной обложке. В дизайне избегали наготы, излишней роскоши и агрессии, а зарубежные названия переводили на русский напрямую или в виде транскрипции.
Обложка альбома Main Course группы Bee Gees в Великобритании и СССР. Изображение: RSO Records / Discogs / «Фирма Мелодия» / VinylMarket
Обложки сборника Эдди Кэверта Two Lips from Amsterdam в Великобритании и СССР. Изображение: CNR / Discogs
Обложки альбома Light My Fire группы The Doors в США и СССР. Изображение: Eagle Rock Entertainment Ltd. / Discogs / «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложки альбома Love for Sale группы Boney M. в Великобритании и СССР. Изображение: Discogs / Atlantic Recording Corporation / «Фирма Мелодия» / Discogs
Обложки альбома Happy Summer Party Джеймса Ласта в Нидерландах и СССР. Изображение: Discogs / Polydor / Atlantic Recording Corporation / «Фирма Мелодия» / Discogs
Западные прибалтийские республики Советского Союза славились наиболее развитой культурой графического дизайна. Здесь, по сравнению с текстами музыкальных композиций, обложки проверяли не так строго.
Самые продаваемые альбомы международных исполнителей
Объём продаж зарубежных исполнителей оценить сложнее, так как Апрелевский завод грампластинок не всегда указывал тираж у лицензионных альбомов (судя по вторичному рынку винила, большинство лицензионных записей было изготовлено именно там). Поэтому в список не вошли Band on The Run группы Wings, Imagine Джона Леннона, а так же альбомы ABBA, которые были очень популярны в СССР. К примеру, альбом ABBA Arrival занял первое место по опросам читателей Московского Комсомольца в 1979 году набрав 1571 голос, обойдя Аллу Пугачёву.
Festival группы Teach-In – самый продаваемый международный альбом в СССР.
№ | Исполнитель | Альбом | Тираж |
1 | Teach-In | Festival | 1 693 200 |
2 | Space | Magic Fly | 1 651 280 |
3 | Various | Greenpeace Rainbow Warriors / Гринпис-прорыв | 1 320 000 |
4 | Led Zeppelin | Stairway To Heaven | 1 312 430 |
5 | Stars On 45 | Long Play Album | 1 188 140 |
6 | Leo Sayer | The Very Best Of Leo Sayer | 998 120 |
7 | Creedence Clearwater Revival | Traveling Band | 932 260 |
8 | Paul Mauriat | Gone Is Love | 883 820 |
9 | The Rolling Stones | Lady Jane | 865 480 |
10 | The Rolling Stones | Play With Fire | 849 775 |
11 | The New Seekers | The New Seekers In Moscow | 843 200 |
12 | Arabesque | Ансамбль Арабеска | 775 360 |
13 | Various Artists | Радуга 1 | 760 280 |
14 | Ricchi & Poveri | Mamma Maria | 747 240 |
15 | Toto Cutugno | L’Italiano | 733 780 |
16 | Various Artists | Радуга 2 | 722 920 |
17 | Stars On 45 | The Superstars (The Greatest Rock ‘N Roll Band In The World) | 720 000 |
18 | Al Bano & Romina Power | Aria Pura | 709 700 |
19 | Stevie Wonder | Sunshine Of My Life | 682 730 |
20 | Elton John | Honky Cat | 678 015 |
21 | Pupo | Lo Devo Solo A Te | 677 260 |
22 | The Beatles | A Hard Day’s Night | 646 180 |
23 | The Beatles | A Taste Of Honey / Вкус мёда | 641 320 |
24 | Riccardo Fogli | Collezione | 614 680 |
25 | Deep Purple | Smoke On The Water | 612 880 |
26 | Kvintet A-B-C | ABC | 584 020 |
27 | Pink Floyd | Delicate Sound Of Thunder | 581 190 |
28 | Elton John | Your Song | 548 670 |
29 | Francis Goya | Франсис Гойя В Москве | 519 690 |
30 | The New Seekers | Tell Me | 518 070 |
31 | Black Sabbath | Блэк Саббат | 516 520 |
32 | The Dooleys | The Dooley Family In Moscow | 514 280 |
33 | The Doors | Light My Fire | 506 650 |
34 | Patricia Kaas | Scène De Vie | 500 000 |
35 | Adriano Celentano | Tecadisk | 493 360 |
36 | Elvis Presley | That’s All Right | 475 920 |
37 | Maryla Rodowicz | Марыля Родович | 471 800 |
38 | Paul McCartney | Снова В СССР | 467 800 |
39 | Express | Экспресс (1978) | 456 270 |
40 | Ivica Šerfezi | Поет Ивица Шерфези 1975 | 435 720 |
41 | Herrey’s | Diggi Loo, Diggi Ley | 409 020 |
42 | Maywood | Different Worlds | 408 280 |
43 | Robertino Loretti | Душа И Сердце | 402 380 |
44 | Adriano Celentano | Una Festa Sui Prati | 384 600 |
45 | Eruption | Eruption | 370 000 |
46 | Sandra | The Long Play | 361 930 |
47 | Smokie | Greatest Hits | 360 400 |
48 | Various Artists – Super 20 | Italo-Hits ’82 | 356 500 |
49 | Eddie Calvert | Two Lips From Amsterdam | 349 100 |
50 | Adriano Celentano | Soli | 345 000 |
51 | The Rolling Stones | All Together | 337 920 |
52 | Orchestra Caravelli | Caravelli In Moscow | 336 040 |
53 | Bon Jovi | New Jersey | 333 860 |
54 | David Bowie | Starman | 311 720 |
55 | Mireille Mathieu | Apprends-Moi | 300 000 |
56 | Gianni Morandi | La Mia Nemica Amatissima | 299 480 |
57 | Secret Service | When The Night Closes In | 288 940 |
58 | Greg Bonham / Lips | Грег Бонам И Липс В Москве | 252 700 |
59 | Express | Экспресс (1976) | 249 100 |
60 | Alex Silvanni | Exitos Al Organo Vol.1 | 242 000 |
61 | Radmila Karaklajić | Радмила Караклаич И Ансамбль “Контакт” | 240 440 |
62 | Rainbow | Ансамбль Rainbow | 231 060 |
63 | Joe Dassin | Поет Джо Дассен | 230 100 |
64 | Karel Gott | Карел Готт | 222 560 |
65 | Mireille Mathieu | French Collection | 212 300 |
66 | Boney M | Ансамбль Бони М. | 211 100 |
67 | Kikki | Midnight Sunshine | 210 520 |
68 | Modern Talking | Let’s Talk About Love – The 2nd Album | 209 600 |
69 | Paul Mauriat | L’été Indien | 205 900 |
70 | Kenny Rogers | The Gambler | 205 000 |
71 | Francis Goya | 16 Droommelodieën | 192 800 |
72 | Deep Purple | The House Of Blue Light | 192 140 |
73 | James Last | Well Kept Secret | 185 000 |
74 | Ottawan | Ottawan 2 | 181 800 |
75 | Paul Mauriat | Под Музыку Вивальди | 177 200 |
76 | Dire Straits | Love Over Gold | 170 980 |
77 | Peter Gabriel | So | 163 140 |
78 | Demis Roussos | Grands Succès 1 | 156 100 |
79 | Joe Dassin | Le Jardin Du Luxembourg | 152 000 |
80 | Whitney Houston | Уитни Хьюстон | 151 720 |
81 | Bobbysocks | Bobbysocks | 150 000 |
82 | Francis Goya | Symphony Of Love | 150 000 |
83 | The Alan Parsons Project | The Best Of The Alan Parsons Project | 149 960 |
84 | Emerson, Lake & Powell | Emerson, Lake & Powell | 145 580 |
85 | The Moody Blues | The Other Side Of Life | 144 180 |
86 | Waldo De Los Rios | El Sonido Magico De Waldo De Los Rios – Vol. 2 | 144 000 |
87 | Glenn Miller And His Orchestra | In The Mood | 143 820 |
88 | ABBA | ABBA | 143 000 |
89 | Modern Talking | Ready For Romance – The 3rd Album | 142 320 |
90 | Ray Conniff | Голубая Рапсодия | 130 940 |
91 | Amanda Lear | Never Trust A Pretty Face | 130 000 |
92 | Manfred Mann’s Earth Band | Watch | 129 300 |
93 | Express | Ezüst Expressс | 129 000 |
94 | Puhdys | Пудис | 125 180 |
95 | Michel | Поёт Мичел | 125 000 |
96 | Bing Crosby | Играйте Простую Мелодию / Play A Simple Melody | 121 150 |
97 | Karel Gott | Story | 120 380 |
98 | Mireille Mathieu | À Moscou | 119 560 |
99 | Takeshi Terauchi & Blue Jeans | Ансамбль “Блю Джинс” | 116 280 |
100 | Yngwie J. Malmsteen | Trilogy | 110 840 |
Аракс
Группа «Аракс» в 1989 году
Прямые конкуренты предыдущих рокеров, правда начали они раньше. Если «Круиз» набирали обороты в 80-х, то вот «Аракс» образовались аж в 1968 году. Соответственно, популярность группа набрала в 70-е годы, когда и советский рок в целом набирал популярность.
С 1973 года у этой группы было, в каком-то смысле, особенно положение. Группа, в которой на то время состояли Александр Буйнов, Борис Багрычёв, Эдик Касабов и Алексей Пантелеев, исполняла рок. А их пригласили стать коллективом в штате театра. Необычное предложение, но музыканты отказываться не стали. Из-за этого смогли спокойно творить и выступать. Правда им приходилось выступать на спектаклях вместе с театральной труппой. Это продолжалось до начала 80-х.
Затяжная работа в театре позволила музыкантам накопить материал. В 1980 году они выпустили дебютный альбом «Колокол тревоги», который широко рекламировался в прессе и создал вокруг себя много шума. Тогда группа и стала популярной. Кстати, в то же время в группу пришёл Евгений Маргулис, так что музыканты исполняли ещё и его популярные песни.