§ 13. экономическая культура

Введение

Экономическая культура — часть общей культуры человека, совокупность ценностей, определяющих экономическое поведение людей, в том числе и на финансовых рынках, — является одной из базовых основ построения экономических моделей. Сами ценности имеют нравственную, политическую, материальную, религиозную и т.д. природу. Экономическая культура развивается вместе с развитием общества, но из этого движения не следует, что развитие происходит одними темпами и в позитивном направлении. Существует множество доктрин, религиозных течений, политических деклараций и т.п., которые пытаются определить цели общества и экономики в соответствии с моральными категориями авторов, их мироощущениями и уровнем интеллектуальных способностей, но ни одна из них пока не предложила систему ценностей, объединяющую нравственные, культурные, экономические, экологические элементы поведения человека и его институтов, которые могли бы заменить действующие экономические отношения. Актуальность совершенствования экономических отношений на макро- и мегауровнях ещё более обострилась в последние годы в связи с началом завершения монополии США на мировом финансовом рынке, отсутствием экономических теорий, адекватно описывающих состояние и развитие современной экономики, усилением влияния культурных центров азиатского, латиноамериканского и североафриканского регионов, обострением социально-экономических и экологических проблем во всём мире.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Из работы российского государственного деятеля, доктора жономических наук Е. С. Строева «Государство, общество и реформы в России».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться..

свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Сорокин: «…Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестаёт быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощён и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в арсенал её интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь всё больше напоминают «историческую
свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

О чём предупреждает автор российское общество? Какой выбор оно должно сделать и почему?

Автор предупреждает российское общество о том, что неспособность нации в критический момент создать новый социокультурный прядок в замену распавшемуся старому — основная причина утери уникальности нации. Она влечет за собой утрату государством лидирующих позиций в мировом сообществе, а также грозит государству эксплуатацией и поглощением со стороны других более развитых стран.

Нужен ли России новый социокультурный порядок?

На данный момент Россия нуждается в новом социокультурном порядке, избавленном от пережитков прошлого и построенном с учетом настоящих исторических условий.

Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

Ряд культурных накоплений стоит отправить на «историческую свалку»:

  1. Отсутствие у государственных предприятий возможности принимать самостоятельные решения.
  2. Невысокое качество товаров.
  3. Слабое внедрение передовых технологий из-за направленности производства на план, а не на прибыль.

Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значительными элементами экономической культуры XXI в.

«Новая экономика» XXI в. нуждается в следующих элементах:

  1. Эффективное распределение ресурсов: направление в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.
  2. Свобода предпринимательской деятельности, свобода выбора, свобода перемещения ресурсов и ценообразования.
  3. Способствование улучшению качества товаров и услуг.
  4. Гибкость, обладание высокой адаптированностью к изменяющимся условиям.
  5. Стимулирование научно-технического прогресса и активное внедрение передовых технологий в производственной сфере.

Классификация экономических интересов

  • общественные – групповые – личные;
  • национальные – региональные – ведомственные.

Задача общества – поиск способов разрешения противоречий, которые возникают между интересами в обществе.

Экономическая свобода состоит из свободы принятия экономических решений, свободы экономических действий.

Она проявляется в подборе форм собственности, в сфере применения собственных способностей и знаний, в методах распределения прибыли.

Экономическая свобода осуществляется на основе законодательных правительственных норм, она нераздельна от экономической ответственности. Такой вид свободы без регулирования прав собственности с помощью традиции, морали или закона превращается в хаос. При таком положении первенствующее значение приобретает право силы.

Ответственность – своеобразная общественная и морально-правовая позиция личности по отношению к социуму в целом и к остальным людям, которая характеризуется исполнением собственного нравственного долга и законных норм. Первоначально общественная ответственность была связана прежде всего с исполнением законов. Спустя время её непременным признаком стало предвидение будущего (формирование «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, общественной и политической стабильности, поднятие образовательного и культурного уровня).

Социальная ответственность участников экономической деятельности ныне безгранично увеличивается благодаря прорыву науки, техники и, в целом, НТП. Обострение экологических проблем привело к изменению позиции предпринимателей к окружающей среде.

Царь Фёдор I Иванович (годы жизни 1557-1598) стал последним представителем.

Частная Deutsche Schule или Немецкая школа в Санкт-Петербурге при Генеральном консульстве Германии существует с.

Елена Глинская (годы жизни 1508-1538) была второй женой Василия III. После его.

Битва за Москву – одно из самых ожесточенных и значимых сражений Второй.

Распад СССР больно ударил по экономике всех бывших советских республик.

Прогрессивные люди сегодня выбирают онлайн-репетиторов, потому что форма.

хво-стик или хвос-тик Оба варианта являются правильными: «хво-стик», «хвос-тик». Правило В.

Потсдамская (Берлинская) конференция — встреча глав государств.

Прошло уже несколько десятилетней с тех пор, как человечество.

Это учебное учреждение имеет богатую историю и создано в 1992 году. Частная школа «Интеграция» получила.

В своем высказывании автор имел в виду, что воспитание – неотъемлемая часть.

Данное учебное заведение идеально подходит вашему ребенку, если вы ищете школу с.

Функции экономической культуры:

  • адаптационная – приспосабливание норм, ценностей, стандартов поведения к трансформирующимся социально-экономическим обстоятельствам своей жизни;
  • познавательная – познание законов, способов и методов экономической деятельности;
  • нормативная – определение стандартов и правил поведения в экономической деятельности;
  • трансляционная – передача накопленного опыта экономической деятельности, соответствие её нормам и правилам поведения в экономике;
  • селекционная – обнаружение и выбор из унаследованных общественных ценностей, норм и эталонов поведения наиболее подходящих к изменившимся общественно-экономическим условиям, подходящих для финансовой деятельности в новейших условиях;
  • инновационная – выработка новейших, ранее не имевшихся ценностей и норм, примеров финансового поведения и общественно-экономических отношений;
  • целеполагающая – постановка целей экономической деятельности;
  • информационная – получение индивидом, социальной группой и обществом в целом достоверной экономической информации;
  • коммуникативная – передача, приём, осмысление информации, общение людей, их групп, общностей;
  • мотивационная – определение мотивов, побуждающих действовать в экономике;
  • мобилизующая – побуждение разных индивидов, групп, общественных организаций к конкретным целеустремлённым действиям, мобилизация их воли, разума, чувств, действий ради достижения поставленных общественных и экономических целей и разрешения последующих задач.

Найдено научных статей по теме — 15

Фактор экономической культуры

Куничкин А.М.

Характеризуются признаки экономической культуры; исследуется взаимодействие идеальных и вещественных факторов экономики; определяются приоритеты влияния экономической культуры на эволюцию экономики.

Экономические теории и культура

Галуцкий Геннадий Максимович

Статья посвящена проблемам совместимости аксиом экономической теории и экономики культуры на этапе трансформации «человека экономического» в «человека культурного».

Культура как экономический тренд

Гриценко Василий Петрович, Данильченко Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается предпроект реконструкции набережной Сочи немецкого архитектора Манфреда фон Пентца.

Экономическая культура и ценности

Морозов Владимир Александрович

В статье рассмотрены проблемы экономической культуры и ценностей. Дана характеристика понятия и сущности экономической культуры и ценностей. Сформирована иерархия ценностей в сопоставлении с направлениями экономической культуры.

Экономическая культура и финансовый механизм

Коляда Николай Иванович

Объект исследования. Экономическая культура. Предмет исследования. Экономическая культура мирового финансового рынка Цель исследования.

Трансформация экономической культуры общества

Денисова Ирина Викторовна, Яблочкина Татьяна Владимировна

В статье говорится об экономической культуре общества, о влиянии уровня экономической культуры личности на результативность экономической деятельности, на характер трудовых отношений.

Экономическое развитие сферы культуры в Украине

Кучин Сергей Павлович

Исследуются современные социально-экономические проблемы развития сферы культуры в Украине. Акцент в статье сделан на изучении социально-экономического развития субъектов сферы театрального искусства.

Культура как новый фронтир в экономической науке

Владимир Сергеевич Автономов, Андрей Станиславович Воробьёв, Павел Борисович Кононенко, Данила Евгеньевич Расков, Григорий Львович Тульчинский

Отправной точкой для данной статьи явилась новая книга Шурда Бёгельсдейка и Робберта Маселанда «Культура в экономической науке: история, методологические рекомендации и области практического применения» (М.; СПб.

Экономические и культурные основания креативности

Боровинская Дарья Николаевна

Статья посвящена выделению экономических и культурных оснований креативности в рамках подхода культурных инду-стрий.

Корпоративная культура как экономическая категория

Лычагина Виктория Альбертовна

В статье проводится анализ точек зрения различных авторов на понятие корпоративной культуры и определяется корпоративная культура в качестве экономической категории.

Корпоративная культура как экономическая категория

Солорева А.К.

Проводится анализ точек зрения различных авторов на понятие корпоративной культуры и определяется корпоративная культура в качестве экономической категории.

Доверие в истории культуры и экономических отношений

Литвиненко Лилия Львовна

В первобытном обществе в качестве регулятора групповой сплоченности начинают действовать культурные нормы, согласно которым индивид, не отделяя себя от коллективного «мы», относится к другому члену общины исходя из принципа взаимо

Социально-экономические проблемы управления культурой

Черкасова С. А., Бабатов З. Б.

Статья посвящена анализу социально-экономических проблем управления культурой и поиску путей их решения в рыночных условиях.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации. От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач

Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности.
Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Элементы экономической культуры

Культура производства:

Денежный розыгрыш Вконтакте!

  • повышение образовательного и профессионального мастерства работников;
  • использование передовой техники и технологий;
  • переход от экстенсивного к интенсивному способу хозяйствования;
  • рациональное использование ресурсов на основе применения энергосберегающих технологий;
  • улучшение облика производства;
  • создание условий для комфортной работы;
  • культура управления.

Культура потребления:

  • повышение требований к качеству благ и услуг;
  • рациональное использование благ;
  • потребление не только материальных, но и духовных благ, выделение средств на занятия спортом, учёбу, отдых и др.

Экономический интерес – это мотивы экономической человеческой деятельности, стремление удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности. Ярким образцом экономического интереса считается решимость покупателя приобрести более высококачественный товар по адекватной цене, и готовность продавца реализовать этот товар. Ключевым регулятором экономических интересов членов социума выступает рыночный механизм, предоставляющий право на удовлетворение интереса одной стороны, не затмевая при этом интересов другой.

Формирование

Прививать личности экономические ценности стоит начинать уже в детстве. Воспитание в этом направлении предполагает взаимную деятельность учителей и воспитанников, которая направлена на получение детьми экономических знаний, формирование навыков рационального отношения к материальным благам, воспитание в духе современных экономических ценностей и традиций.

В процессе воспитания личность должна получить способность ориентироваться в условиях рыночной экономики. Среди основных его задач — формирование потребности в экономических знаниях, усвоение законов рынка, развитие предпринимательских навыков, а также стрессоустойчивости, готовности к преодолению трудностей.

Развитие экономического сознания происходит постоянно. Первым примером экономического поведения становятся родители и ближайшее окружение ребенка. В школе предмету «Экономика» отведено отдельное место в учебном плане. Дальнейшее образование в этом направлении студент получает в высших учебных заведениях. Но и после обучения человек способен совершенствовать экономические навыки. 

Большое влияние на этот процесс оказывает общество. Выдвигая все новые требования к уровню рабочих специалистов и членам общества в целом, социальная среда способна мотивировать человека на получение новых экономических знаний и навыков.

Простой пример — появление ипотечного кредитования. Мало кто из наших граждан был знаком с ипотекой, в то же время в Европе и США кредитование на покупку жилья практикуется очень давно.

И если в первые годы многие настороженно относились к покупке жилья с помощью банка, то сегодня ипотечное кредитование стало одним из ключевых поддерживающих факторов существования всей строительной сферы. Понимание механизма ипотечного займа населением привело к развитию отрасли.

Россия как институциональный элемент мирового финансового рынка

Ещё больший негативный эффект от участия в международных финансовых отношениях несут те страны, где у власти находится компрадорская «элита». В этом случае решается не только вопрос использования созданной ценности в интересах заграницы, но и происходит ослабление страны как экономического и геополитического конкурента. Так, действия монетарных властей России (Банка России и Министерства финансов) при стабильно положительном счёте текущих операций (когда вывозится больше товаров чем ввозится), приводят не к укреплению национальной денежной единицы, а к её удешевлению и вывозу капитала . Проводится политика сдерживания развития национальной экономики через периодические сокращения реальной денежной массы и резкое снижение курса рубля, которое объясняется действием внешних факторов . Объём эмиссии рубля, который должен соответствовать потребностям национальной экономики, привязан к размеру поступления валютной выручки от экспорта, а не к объёму производства. Таким образом, размеры бюджета страны, уровень дохода национального бизнеса и российских граждан определяются за рубежом.

Приведённые данные в таблице прямо говорят о том, что монетарные власти проводят денежно-кредитную политику (аналогично и налогово-бюджетную, но это отдельный разговор) не для развития экономики страны, а для её «сокращения» .

Таблица 1. Показатели изменения реальной денежной массы (М) за трёхлетние периоды с 2007 по 2016 гг.

Показатель/период 1.01.2007-1.01.2010 1.01.2010-1.01.2013 1.01.13-1.01.2016
Прирост М за период, % 70,2 79,5 30,6
Прирост инфляции за период, % 37,9 23 34,7
Темп прироста реальной денежный массы М/Р 1,852 3,456 0,881
Доля внутреннего размещения средств ЦБ РФ, % (без внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и обеспеченных золотом) 3,2 14,4 45,6

Во-первых, значения двух верхних строк таблицы показывают, что чем выше прирост денежной массы, — тем ниже темп инфляции, а не наоборот, как уверяет «монетарное правительство». Связано это не с ошибками экономической науки, а с недостаточным объёмом денежной массы, который удерживается на заниженном уровне Банком России.

Во-вторых, если темп прироста денежной массы в среднесрочном периоде менее 1 (третья строка), то это означает, с точки зрения представителей монетаристского направления экономической теории, преднамеренное введение экономики в состояние кризиса — доходы граждан, бизнеса и бюджета будут снижаться, соответственно, произойдёт и снижение валового внутреннего продукта страны. В 2008 и в 2015 годах это заметили домохозяйства и фирмы, ориентированные на внутренний рынок, а также бюджетная сфера. Но по действующему законодательству Банк России не отвечает за экономический рост страны. В то же время, по этому же законодательству, он организует и осуществляет систему рефинансирования национальных банков, которую сводит к поддержанию платёжного оборота (внутридневные кредиты и кредиты на 1 день), отправляя большую часть средств за рубеж (показатели нижней строки таблицы) для финансирования иностранного бизнеса и бюджета враждебных России стран.

В связи с вышесказанным, Банк России должен прекратить наращивание золотовалютных резервов (по причине их завышенного размера) и абсорбацию «избыточной» ликвидности, сосредоточив свою работу на целевом кредитовании национальных коммерческих банков для создания системы инвестиционных кредитов и насыщения денежными средствами реального сектора экономики.

Другими словами, Банк России должен прекратить работать на четвёртого рыночного субъекта известного под терминами «заграница» или «иностранный сектор».

Заключение

Таким образом мы имеем отработанный финансовый механизм из отдельных, якобы свободных рынков, — кредитного, валютного и ценных бумаг, которые через систему плавающих валютных курсов и свободный вывоз капитала переводят созданную ценность развивающихся стран в пользу развитых экономик. По факту финансовых потоков система финансовых отношений на макроуровне представляет собой захват собственности и национальной ценности слабых экономик. Инвестор на бирже, — это не инвестор, а финансовый спекулянт, задачей которого является вывоз созданного в стране дохода. На бирже нет реальных инвестиций, а есть перераспределение уже созданного бизнеса и дохода; нет плавающих валютных курсов, а есть внешнее управление этими курсами и разделение дохода на дань ведущим игрокам и их профессиональным помощникам, и остаток для соучастников, — спекулянтов из национального бизнеса и местного населения.

Проблема экономической культуры заключается в том, что её значительная составляющая, относящаяся к финансовому рынку, соответствует экономическому человеку и создана для экономического человека. Человеческий капитал существует на микроуровне для повышения экономической отдачи индивида, а на макро- и мегауровне действует экономический человек и его объединения. В связи с этим, на базе соединения институциональных подходов и развития мэйнстрима необходимо создать новую экономическую теорию и новую экономическую культуру, в полной мере учитывающую морально-этические и экологические факторы развития человека и его цивилизации. Главной задачей накопленных знаний должна стать трансформация существующего экономического и финансового механизма в том направлении, которое бы не уничтожало духовность, природу и самого человека.

Список литературы

1. Бранский В.П. Проблема «смысла жизни»: общефилософское и общенаучное значение / В.П. Бранский, И.Г. Микайлова, М.Р. Зобова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 83 с.

2. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. ИНФРА-М, 1996. 368 с

3. Грибов А.Ю. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг. М.: РИОР, 2008. 200 с.

4. Евсеев В.О. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: Монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. 304 с.

5. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. СПб: Издательство «Питер», 2000. 752 с.: ил. — (Серия «Базовый курс»)

6. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: 2-е изд. / Пер. с англ. СПб: Питер. 2007. 624 с.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Ну-реев. — 2-е изд., изм. М.: Норма, 2008. 576 с.

8. Пикетти Т. (1971 -). Капитал в XXI веке / Томас Пикет-ти. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. 592 с.

9. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Т. I: Идеология опережающего развития человеческого потенциала / Институт развития гражданского общества и местного самоуправления. М.: Издательство «Европа», 2007. 464 с.

10. Селищев А.С. Деньги, Кредит. Банки. СПб.: Питер, 2007. 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

11. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учебник / А.А. Суэтин. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 411 с. — (Высшее образование).

12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2006. 654 с.

13. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 400 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

14. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В.М. Усоскина. М.: Прогресс, 1990. 750 с.

15. cbr.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: