Образование как фактор обеспечения социальной мобильности человека в современном обществе : социально-философский аспект нурмухаметова виктория васильевна

Вы точно человек?

Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с  индивидами  и  ассоциациями  того  статусного  соя,  в  который социализируется мобильный индивид.  Идеальным  условием  вхождения  в  новый слой является положение? когда  индивид  полностью  окружен  представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура  осваивается очень  быстро.  Однако  положительным  моментом  налаживания  связей  всегда служит то, что новое знакомство может  создать  благоприятное  общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с  представителем  более  высокого  статусного  слоя.  Во  все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров,  стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в  значительной  степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто  минуя несколько  статусных  уровней.  В-третьих,   брак   с   представителем   или

представительницей более высокого статуса в значительной  степени  разрешает проблемы  социального  окружения  и  быстрого  освоения  образцов   культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли  людям  преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а  также  проникать  в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только  в  том  случае,  если индивид из более низкого статусного слоя  подготовлен  к  быстрому  усвоению новых  образцов  поведения  и  образа  жизни  нового  для  него  социального окружения если он не может  быстро  усваивать  новые  культурные  статусы  и стандарты, то этот брак  ничего  не  даст,  так  как  представители  высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализациязначительной части населения страны. Экономические реформы начала 90-х годов и приватизация государственных предприятий привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны.

Социальная структура Российского общества к концу 90-х годов приобрела следующий вид:

1. верхний слой — 0.5% политическая и экономическая элита, высшее чиновничество и крупные предприниматели

2. верхний-средний — 6% государственные чиновники, предприниматели, менеджеры

3. средний слой — 20% квалифицированные работники, особенно в сфере финансов и экспортно ориентированных отраслях промышленности (нефть, газ), мелкие предприниматели

4. базовый слой – 60% работники бюджетных сфер и частных предприятий

5. нижний слой – неквалифицированные рабочие, одинокие пенсионеры

6. социальное дно – бомжи, наркоманы, бывшие заключенные

В целом для современного Российского общества характерна довольно невысокая доля в социальной структуре среднего класса. В современных странах Запада средний класс, составляющий примерно 60% населения, включает мелких предпринимателей, государственных служащих, врачей, научных работников и ряд других профессиональных групп, а в российском обществе большая часть этих профессиональных групп по своему экономическому положению существенно уступает аналогичным группам на Западе.

В начале и середине 90-х годов наблюдался значительный рост интенсивности социальной мобильности как восходящей, так и нисходящей, но в дальнейшем возможности социальной мобильности населения все более ограничивались.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 186 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:


Поиск на сайте:



Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают власть.

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

вопрос. Теория социальной мобильности. Особенности и факторы социальной мобильности в современном российском обществе.

⇐ Предыдущая12

Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне разработана Питиримом Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность.

Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов). От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Важно различать вертикальныеигоризонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности

Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью.

В зависимости от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения.

Список литературы

  1. Сорокин П.А. Социальная стратификация
    и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
    Общество. М., 1992. — 418 с.
  2. Вебер М. Основные понятия стратификации
    // СОЦИС, 1994. № 5. — 326 с.
  3. Попова И.П. Новые маргинальные группы
    в российском обществе (теоретические
    аспекты исследования) // СОЦИС. 1999. −№7. — 186 с.
  4. Мансуров В.А., Семенова Л.А. Интеллигенция
    конверсируемых предприятий // СОЦИС. 1998. — №10. -203 с.
  5. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы
    интеграции и дезинтеграции в социальной
    структуре российского общества // СОЦИС.
    1999. −№9. — 132 с.
  6. Серегина И.И. Профессиональная карьера
    // СОЦИС. 1999. − №4. — 193 с.
  7. Вишневский Ю.Р., Шапко В.О. Студент 90-х
    — социокультурная динамика // СОЦИС. 2000.
    − №12. — 174 с.
  8. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников
    вузов // СОЦИС. 1997. -№3. − 241 с.
  9. Мкртчан Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы
    на рынке труда // СОЦИС. 2000. — №12. −198 с.
  10. Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х
    годов: нововведения и социальная селекция
    // Социологический журнал. 1999. − №1/2. — 152 с.
  11. Ковалева А.И. Кризис системы образования
    // СОЦИС. 1994. − №3. — 142 с.
  12. Социология образования перед новыми
    вызовами («круглый стол») // СОЦИС.
    2000. − №6. -114 с.

1
Сорокин П.А. Социальная стратификация
и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. С. 373.

2
Вебер М. Основные понятия стратификации
// СОЦИС, 1994. — №5.- С. 155.

3
Сорокин П. А. Социальная стратификация
и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. С. 397.

4
Попова И.П. Новые маргинальные группы
в российском обществе (теоретические
аспекты исследования) // СОЦИС. 1999. -№7.-
С. 64-66.

5
Мансуров В.А., Семенова Л.А. Интеллигенция
конверсируемых предприятий // СОЦИС. 1998.-
№10. -С.101.

6
Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы
интеграции и дезинтеграции в социальной
структуре российского общества // СОЦИС.
1999.- №9. -С. 26-27.

7
Серегина И. И. Профессиональная карьера
// СОЦИС. 1999. — №4.- С. 79-81.

8
Вишневский Ю.Р., Шапко В.О. Студент 90-х
– социокультурная динамика // СОЦИС.2000.-
№12.- С.57.

9
Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников
вузов // СОЦИС. 1997. -№3. — С. 111.

10
Мкртчан Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы
на рынке труда // СОЦИС. 2000. -№12.- С. 43-45.

11
Вишневский Ю.Р., Шапко В.О. Студент 90-х
– социокультурная динамика //СОЦИС.2000.-
№12.- С.63.

12
Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х
годов: нововведения и социальная селекция
// Социологический журнал. 1999. -№1/2. -С.
18-19.

13
Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х
годов: нововведения и социальная селекция
// Социологический журнал. 1999. -№1/2. -С.
20.

14
Ковалева А. И. Кризис системы образования
// СОЦИС. 1994. -№3.- С. 79.

15
Социология образования перед новыми
вызовами («круглый стол») // СОЦИС. 2000.
-№6. -С. 65-66.

Барьеры социальной мобильности, определение

Барьером социальной мобильности называют такое препятствие, которое мешает отдельно взятому индивиду либо целой группе воспользоваться возможностью горизонтальной либо вертикальной мобильности.

В зависимости от характеристики общественного устройства существуют следующие виды таких барьеров:

  • административно-бытовые;
  • религиозные и профессиональные;
  • доступность и качество образования;
  • деньги и собственность;
  • раса, пол, возраст.

В условиях современности самым распространенным барьером на пути социальной мобильности является доступность и качество образования. Примером могут служить дети из неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей, и те, чьи родители сами не имеют хорошего образования. Они реже продолжают учебу в десятом классе, предпочитая как можно раньше найти работу.

А качество образования и подготовки к ЕГЭ в сельских школах зачастую не дает шанса их выпускникам поступить в престижные вузы. Да и горожанам для качественной подготовки к экзаменам приходится тратить деньги на репетиторов или дополнительные курсы, что может оказаться препятствием на пути к получению престижного образования для способных детей из бедных семей.

Отсутствие денег и собственности является барьером к продвижению из среднего в высший элитный класс общества, ведь для соответствия его образу и уровню жизни требуются немалые средства, в том числе на приобретение престижной недвижимости.

Факторы социальной мобильности

Каналы и механизмы социальной мобильности не работают сами по себе. Существуют факторы, определяющие их. Для каждого перемещения внутри социальной стратификации необходим набор факторов, определяющих это передвижение. Происходит это в связи с тем, что от наличия того или иного фактора зависит, открытым или закрытым будет канал мобильности для индивида.

Разделение факторов происходит на следующие группы:

  • культурные;
  • исторические;
  • семейные;
  • социально-политические;
  • экономические;
  • место жительства;
  • интеллектуальные и физические способности;
  • миграционные процессы;
  • демографические;
  • образование;
  • личные качества.

То есть, если человек живёт в деревне, где нет технических ВУЗов, в бедной семье, которая не может оплатить для него жизнь вне дома, то канал образования в сфере техники для него практически закрыт, так как нет факторов, необходимых для продвижения по нему. Впрочем, недостаток одних факторов может компенсироваться другими. Если интеллектуальные способности этого человека оказались хорошо развиты, то он сможет поступить на бюджет в другой город и получить место в общежитии. Таким образом, наличие развитого фактора умственных способностей компенсирует фактор места жительства и семьи, а человек сможет воспользоваться лифтом образования.

Ранее приведённым в пример влюблённым из Древней Индии помешал бы культурный фактор (в их среде не принято поступать подобным образом), но личные качества (настойчивость, независимость) могли бы его компенсировать.

Виды и каналы социальной мобильности

Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от  индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная  способность немного  значим,  если  общество  распределяет  вознаграждения   на   основе предписанных ролей.  В  другой  стороны,  открытое  общество  мало  помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим  статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей  могут  находить  один  или  два возможных, открытых для них канала мобильности.  В  то  же  время  в  других обществах  молодежь  может  воспользоваться  сотней  путей  для   достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть  закрыты  в связи с этнической или  социально-кастовой  дискриминацией,  другие  в  силу того, что индивид  из-за  индивидуальных  особенностей  просто  на  способен применить свои таланты.

Однако  для  того  чтобы  полностью  изменить  социальный  статус,   у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую  субкультуру  группы  с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема  взаимодействий  с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера и барьера общения существует несколько способов, к  которым  так  или  иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и  тратить большие  деньги  в  том  случае,  когда  индивид  сравнялся  в   доходах   с представителями  более  высокого  социального  слоя.  Для  усвоения   нового статусного  уровня  ему  необходимо  принять  новый  материальный  стандарт, соответствующий   этому   уровню.   Устройство   квартиры,   покупка   книг, телевизора, машины  и  т.д.  —  все  должно  соответствовать  новому,  более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это и не  очень  заметный, но  весьма  значительный  способ  приобщения  к  более  высокому  статусному уровню. Но материальный образ жизни — только один из моментов  приобщения  к новому статусу и сам по себе,  без  изменения  других  компонентов  культуры немного значит.

2.  Развитие  типичного  статусного  поведения.   Ориентированная   на вертикальную  мобильность  личность  не  будет  принята  в   более   высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения  этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо  усилий.  Образцы  одежды, словесные  обороты,  проведение  досуга,   манера   общаться   —   все   это подвергается пересмотру и должно стать  привычным  и  единственно  возможным типом поведения.  Детей  часто  готовят  специально  к  усвоению  поведения, характерного для  высокого  социально-классового  слоя,  обучая  их  музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не  все  аспекты  субкультуры  социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного  обучения  и сознательной имитации, но  такие  усилия  могут  ускорить  процесс  принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3.

Образование как фактор социальной мобильности в современном обществе

7большинстве
цивилизованных государств, школа (и
особенно послесреднее образование) играла
заметную роль в процессе социальной мобильности,
размывании сословных перегородок в обществе,
появлении новых социальных слоев. Но
всякий раз в случае возникновения угрозы
государство принимало меры, чтобы не
допустить слома сословных перегородок,
в частности, ограничивало доступ в школу,
особенно высшую, выходцам из непривилегированных
сословий. Социальное происхождение оставалось
своеобразным “ситом”, не допускающим
в верхние слои общества.
ХХ век принес крупные
изменения в систему общественных
отношений. Однако определяющую роль в
социальной мобильности (при наличии весьма
существенных региональных особенностей)
по-прежнему играло социальное происхождение.
Примерно с середины 60-х
годов в условиях установки общества
на массовость и доступность образования
и некоторой либерализации режимов в Восточной
Европе образование как социальный институт
стало основным механизмом социального
тестирования, отбора и распределения
индивидов по социальным слоям, группам.
На систему образования возлагались функции
социального контроля за процессами интеллектуального,
нравственного, физического развития
молодого поколения. А на систему профессионального
образования, кроме того, еще и функции
контроля за распределением поколения,
вступающего в самостоятельную трудовую
жизнь, по различным ячейкам социальной
структуры общества: классам, социальным
группам, слоям, производственным коллективам.
Образование приобрело статус
важнейшего средства социальной мобильности,
выступая в качестве канала массовых
социальных перемещений из одних социальных
групп, слоев в другие. Что же касается
образования как канала вертикальной
циркуляции индивидов и механизма отбора
внутри различных социальных групп, то
здесь данный социальный институт в ряде
стран (в первую очередь социалистического
лагеря) уступал такому средству, как членство
в политической (особенно правящей) партии.
В условиях перехода к рыночным
отношениям в СНГ роль образования
как фактора социальной дифференциации
и социальной мобильности меняется.
Значение дифференцирующей функции
образования ощутимо ослабевает. Оно уже
не играет прежней роли в качестве канала
социальных перемещений. Сама система
образования, в результате ее реорганизации,
с появлением большого числа элитарных
учебных заведений теряет прежнюю массовость
и доступность. Получение хорошего образования
становится все более дорогостоящим уд и т.д……………..

Типы обществ по уровню социальной мобильности

За период развития человечества существовали разные системы социальных стратификаций с присущими им разными уровнями социальной мобильности.

Выделяют следующие типы исторических стратификационных систем:

  1. Рабовладельческая. В такой системе один человек может быть собственностью другого, обладая нулевой социальной мобильностью, то есть, без права перемещения на более высокий слой населения. Примером является Древний Рим.
  2. Кастовая. Каждый социальный слой закреплён законодательно и практически не может быть изменён. Положение человека в обществе определяется с его рождения. У каждого слоя свои закреплённые права и функции. Была распространена в Индии.
  3. Сословная. Принадлежность к тому или иному сословию передаётся по наследству. Социальные лифты существуют, но они редки и непостоянны. Права сословий закреплены и поддерживаются в обществе. Пример – средневековая Европа.
  4. Классовая. Классы формируются по множеству признаков, в основном формируются в зависимости от приносимой обществу пользы. Права и обязанности классов не закреплены законом или религией. Тип общества с наивысшим показателем социальной мобильности.

Анализ социальной структуры производится стратификационным и классовым подходами. В первом случае идентификация производится на основании не только экономических, но и социально-политических, а также психологических факторов, в то время как при классовом подходе в первую очередь учитывается доступ к ресурсам, в том числе заработок и отношение к власти.

В современном обществе существует несколько систем деления на классы. Например, низший, средний и высший класс. В США распространение обрела условная классификация на белые и синие «воротнички».

В первую очередь системы социальных стратификаций делят на закрытые, как кастовая, и открытые, как классовая. Степень открытости системы определяется наличием социальных лифтов или, как их ещё называют, каналов социальной мобильности.

Ничего непонятно?

(Çəki: 1)

принадлежность к единой возрастной группе

общность религиозных взглядов

общность профессиональных интересов

Общность исторического опыта, исторической памяти

сходный уровень дохода и качества жизни

431Sual: Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? (Çəki: 1)

этносоциальный

Территориальный

религиозный

демографический

социально-классовый

432Sual: Что отличает молодежь как социальную группу? (Çəki: 1)

Сходные черты сознания и поведения

общность быта

единство политических взглядов

однородность, отсутствие дифференциации однородность, отсутствие дифференциации

экономическая зависимость друг от друга

433Sual: Одним из признаков народа как этнокультурной общности является (Çəki: 1)

единство убеждений

единое гражданство

принадлежность к одной возрастной группе

Общность социального статуса

общность религии

434Sual: Социальное неравенство проявляется в обществах традиционного типа в: (Çəki: 1) возможности для всех граждан получить образование и социальное обеспечение

Различном доступе представителей разных сословий к власти и обладанию привилегиями

равных доходах и правах граждан

делении общества на страты, определяемые уровнем образования, дохода, профессией

равных правах граждан в политической сфере, но различии в доходах, в обладании собственностью

435Sual: Какие социальные группы образованы по политическому признаку? (Çəki: 1)

бизнесмены и работники

педагоги и студенты

Избиратели и парламентарии

публика и актеры

менеджеры и банкиры

436Sual: По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители? (Çəki: 1)

конфессиональному

демографическому

экономическому

этносоциальному

Территориальному

437Sual: Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе жизни и деятельности, называются: (Çəki: 1)

социальной системой

социальной адаптацией

социальной стратификацией

Социальными отношениями

социальной мобильностью

438Sual: Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется: (Çəki: 1)

культурным плюрализмом

социальной адаптацией

Международной интеграцией

межнациональным конфликтом

межнациональной дифференциацией

439Sual: В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции? (Çəki: 1)

Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора .

Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание

Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей

За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде

Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра

440Sual: Малой социальной группой считается: (Çəki: 1)

нация

интеллигенция

элита

Семья

партия

441Sual: К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию? (Çəki: 1)

дядя посодействовал племяннику в приобретении путёвки на курорт

взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям

родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА

Нурмухаметова Виктория Васильевна (Кандидат философских наук)

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ; ДЕВАЛЬВАЦИЯ; EDUCATION; SOCIAL MOBILITY; THE DEVALUATION.

Аннотация: В статье обозначено противоречие между социальным потенциалом образования и его обесцениванием в качестве социального лифта в глазах современной молодежи.

Образование является объектом исследования многих социально-гуманитарных наук, а с недавнего времени и особой области философии – философии образования. Ее главная задача – выяснение сущности образования, его предназначения в социальном и индивидуальном бытии. К числу исследовательских задач также относится изучение социальной сущности и социальных функций образования, в частности такого проявления образования как канала перемещений индивидов в социальном пространстве, социального лифта. Традиция рассмотрения такого аспекта образования, начатая в начале ХХ в. П. Сорокиным, и продолженная весь век, заключалась в признании образования едва ли не главным фактором социальной мобильности. Во-первых, все более стало ощутимым образовательное сопровождение профессиональной траектории в любой сфере деятельности, будь то в предпринимательской, военной, административной, спортивной или даже религиозной области. Существуют специальные образовательные фильтры в виде особых учебных заведений, открывающих путь для карьеры. Во-вторых, с учетом того, что образование становится все более доступным, повышаются шансы все большего количества индивидов вступить в профессию. В-третьих, в сознании людей прочно укрепилось мнение об образовании как верном пути к успешной жизни через получение профессии и документа, подтверждающего его.

Но в результате самых последних исследований образования как социального лифта, в частности социологических, накопился значительный эмпирический материал, свидетельствующий о девальвации образования как канала социальной мобильности. В частности, данные исследования, проведенные ВЦИОМ, отмечают обесценивание образования в глазах современной молодежи России, выстраивающей свои образовательные и профессиональные траектории в ХХI веке. Тогда как в глазах людей, окончивших свой трудовой путь, образование по-прежнему является эффективным социальным лифтом. Таким образом, напрашивается вывод – в эпоху формирования общедоступного общего и профессионального образования огромные массы людей воспользовались на старте своей карьеры образованием для повышения своего социального статуса и материального благосостояния. Но в настоящий момент, когда высшее образование доступно каждому, оно девальвировалось, потеряло свой потенциал в качестве профессионального и карьерного локомотива, как писал У. Бек, образование только допустило человека на рынок труда, но вовсе не гарантировало какого-то ни было успеха в профессии и жизни в целом.

В результате осмысления факта обесценивания образования в качестве социального лифта возникают множество проблем, требующих дополнительного глубокого исследования: поиск причин девальвации образования в социальных процессах, рассмотрение динамики изменения места образования в системе каналов социальной мобильности в современном обществе, исследование смыслов образования для современной молодежи и перспективы образования в будущем. Налицо противоречие между огромным социальным потенциалом образования и его обесцениванием в глазах современной молодежи – будущего общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: