Жизнедеятельность медоносных пчел

БЕЗУСПЕШНОСТЬ ПОПЫТОК НАРУШИТЬ РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ

Цикл работ, выполняемых пчелой в течение ее жизни, видимо, находится в прямой
зависимости от ее физического состояния. Пчела становится кормилицей, когда
у нее полностью развиваются кормовые железы; она переходит к другим занятиям,
как только эти железы дегенерируют и выделение «маточного молочка» прекращается;
становится строительницей, когда ее восковые железы достигают полного развития.
Но действительно ли проявление различных инстинктов определяется просто сроками
развития соответствующих органов? Останется ли их последовательность неизменной
и в том случае, если в пчелиной семье возникнут несколько иные потребности?
Для решения этих вопросов небольшую пчелиную семью поселили в наблюдательный
улей с двумя сотами (А и Б) и с двумя летками, один из которых вначале был
закрыт (рис. 36, вверху). В течение восьми недель было занумеровано больше
тысячи только что вышедших из ячеек пчел, так что их возраст был точно известен.
Однажды всех пчел, находившихся на соте Б, перегнали на сот А. Затем между
двумя сотами установили заранее заготовленную перегородку (П), улей повернули
на 180° и открыли второй леток (рис. 36, внизу). Молодые, еще не вылетавшие
пчелы остались, конечно, на соте А; летные же пчелы в ближайшие предполуденные
часы покинули улей и вернулись домой привычным путем, приведшим их на сот Б.
Так завершилось разделение семьи на «молодую» в отделении А и «старую» на соте
Б. В молодой семье не было пчел-сборщиц. Там не было никого, кто мог бы добывать
корм, и его незначительные запасы были быстро израсходованы. Спустя два дня
мы увидели печальную картину: часть пчел лежала на полу, умирая от голода,
некоторые личинки были вытащены из ячеек и высосаны.

Однако на третий день произошло поразительное изменение. Вопреки всем обычаям
за взятком вылетели пчелы, достигшие всего недельного или двухнедельного возраста,
и они вернулись домой с ношей. Благодаря полностью развитым кормовым железам
они должны были бы стать пчелами-кормилицами. Но решающим фактором оказалось
не их физическое состояние, а потребности семьи; в течение немногих дней их
железы сжались и зачахли. В это же время в семье со старыми пчелами не хватало
пчел-кормилиц. Этот пробел заполнили те пчелы, которые были еще сравнительно
молоды, и у этих пчел полностью развитые кормовые железы сохранялись значительно
дольше, чем обычно.
В другой семье путем простого вмешательства была изъята большая часть пчел-строительниц,
причем семья была поставлена в такое положение, что отстройка новых сотов оказалась
крайне необходимой. И соты были построены.

Полиэтизм пчел

Королева и рабочие пчелы в окружении выводка

Пчелы — это социальные насекомые, образующие колонии, в которых мы находим два типа разделения труда: кастовый полиэтиизм (или полифенизм) и возрастной полиэтиизм. Кастовый полиэтиизм возникает между рабочими пчелами и маткой и является формой репродуктивного разделения труда. Рабочие пчелы — бесплодные самки, а матка — единственная фертильная самка в колонии, производящая более 2000 яиц в день. Помимо функциональных яичников, матка крупнее рабочих пчел и имеет продолжительность жизни как минимум в 20 раз дольше. Возрастной полиэтиизм возникает между рабочими пчелами и относится к разделению задач, связанных с ростом и развитием семьи. Таким образом, мы обнаруживаем в пчелиной семье две подкасты рабочих пчел: медсестер и собирателей. Принадлежит ли пчела к одной подкасте или другой, зависит, среди прочего, от ее возраста. После вылупления рабочая пчела сразу становится пчелой-кормилицей на срок от 2 до 3 недель, после чего она обязательно станет пчелой-собирателем. Однако точный момент перехода к фенотипу пчелы-фуражира является гибким и определяется определенной формой социального регулирования. Пчела обычно принадлежит подкасте собирателей до самой смерти, но обратимость трансформации возможна в соответствии с потребностями колонии. Пчелы-собиратели в конечном итоге специализируются на сборе пыльцы или нектара. Эта специализация характеризуется поведенческими изменениями и морфологическими модификациями придатков.

Причины

Закладка маточника происходит на уровне инстинкта размножения. Именно он подталкивает к тому, чтобы осуществлялось строительство нового дома и расширить свою численность и укрепить семью.

К тому же, именно это является отличным способом для того, чтобы избежать неблагоприятных жизненных условий в дальнейшем, когда пчелок становится слишком много.

Если же рассматривать все причины, вплоть до мелочей, которые могут подтолкнуть к данному состоянию, то вот, что может стать катализатором:

  1. Когда невозможно осуществлять дальнейшую яйцекладку из-за отсутствия должного места. Нужно новое пространство.
  2. Часть рабочих, которые перестают выполнять свои функциональные обязанности, также могут подтолкнуть остальных к отделению.
  3. Когда королева стала слишком старая.
  4. Когда внутри домика оборудована недостаточно интенсивная вентиляция. Пчелы перегреваются.
  5. Также некоторые породы склонны к более интенсивному и частому возникновению такого состояния.
  6. Также это может произойти, когда весна наступает достаточно поздно. Или в конкретном сезоне наблюдаются неблагоприятные погодные условия.
  7. При бедном цветении медоносов в непосредственной близости пасеке – часть тружениц находится в состоянии без дела, что побуждает их к отделению.
  8. Но также это может произойти и при перегреве домика семьи и пчел, например, когда на него падают слишком долго жаркие лучи солнца и внутри пространство перегревается. Таким образом это может случиться в июле.
  9. Старение маток тоже достаточно веская причина для возникновения этого процесса. По достижении четырехлетнего возраста, самка уменьшает количество вырабатываемых феромонов, поэтому остальная часть семьи перестает воспринимать ее как особь для выведения нового потомства. Поэтому происходит выстраивание маточников, чтобы получить новую матку.

Репродуктивное роение

Даже несмотря на загруженность работой и просторное жилище некоторые семьи все равно приходят в роевое состояние. И это нормально, поскольку семья следует инстинкту размножения.

Выйдя из зимовки, пчелы стремятся нарастить численность в преддверии взятка. При появлении первых медоносов, посчитав силу семьи достаточной, они начинают заполнять все соты медом, не оставляя матке места для червления.

Когда пчелы-кормилицы остаются без работы, то начинают издавать звуки, больше похожие на трели, чем на жужжание. Этим они выражают свое недовольство. После заполнения гнезда медом начинается закладка роевых маточников, а вскоре и матка покидает гнездо с частью семьи.

Как не допустить роение? Меры предупреждения

На самом деле, опытные пчеловоды делают все для того, чтобы не допустить это состояние у медоносных пчел.

Они для этого проводят определенные методы профилактики:

  • Обеспечивают достаточное свободное пространство пчелам.
  • Привлекают часть освободившихся тружениц к полезному труду.
  • Не дают им возможности выстроить новые маточники или вывести новую матку.

Реформирование корпусов ульев

Когда пчеловод видит, что пространство домика становится слишком тесным, ему следует провести комплекс мероприятий по расширению жилого пространства.

Это можно выполнить следующими способами:

  • Первоначально установить рамки. Они могут быть, как пустые, так и вощеные.
  • Когда и они становятся заполненными, то можно решить проблему выставлением нового корпуса или так называемого второго этажа.

Замена матки

Когда причина кроется в возрасте королевы, то ее заменяют новой. Рекомендуют проводить такую манипуляцию не реже, чем 1 раз в 2 года. Старую уничтожают, а новую либо выводят из яйца, либо стараются подсадить молодую.

Выбор рамок

Можно решить проблему забирая рамки с оплодотворенным расплодом и выставляя их в домики, где семейство слабое или малочисленное. Это делают с каждой 3-ей рамкой.

Здесь достигается сразу два положительных момента:

  • Предотвращение роения пчел.
  • Усиление слабых отводков.

Разновидности УЗИ исследований

Ультразвуковая диагностика представляет широкий спектр исследований. Существует несколько видов УЗИ, которые с предельной точностью определяют внутриутробные пороки развития малыша.

Стандартное УЗИ. Оно обычно совмещено с биохимическим анализом крови. Оно проводиться не раньше 10 недель беременности. В первую очередь у плода выявляют толщину воротниковой зоны, которая не должна превышать 3 мм, а также визуализацию носовой кости. У малыша с синдромом Дауна воротниковая зона толще нормы, а носовые кости не развиты. Также на увеличение толщины влияют следующие факторы:

  • порок сердца
  • застой крови в шейных венах
  • нарушение лимфодренажа
  • анемия
  • внутриутробные инфекции
  1. 3D УЗИ позволяет увидеть цветное изображение малыша, разглядеть конечности, отсутствие сросшихся пальчиков, недоразвитых стоп и пр. Точность диагностики воротникового пространства увеличивается на 30%. Врач может точно сказать, имеются ли патологии развития нервной трубки.
  2. 4D УЗИ по принципу работы не отличается от более простых вариантов, но обладает массой преимуществ. Врач видит трёхмерное изображение сердца, вид плода с разных ракурсов. Именно 4D диагностика окончательно расставляет все точки над «i», есть ли хромосомные аномалии или их нет. Со 100% точностью можно утверждать, имеются ли пороки развития нервной системы, скелетная дисплазия, заячья губа или волчья пасть.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЧЕЛ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ИХ ЖИЗНИ

Жизнь рабочей пчелы от «рождения» до смерти можно разделить на три периода.
В первый период жизни (примерно с 1-го по 10-день) пчела работает внутри улья
и называется ульевой пчелой. Ее можно видеть заползающей головой вперед в
ячейки, освободившиеся после выхода из них других пчел. Она чистит ячейку
и подготавливает ее для откладки нового яйца. Предохраняя ячейки с расплодом
от охлаждения, молодые пчелы большую часть времени проводят обычно в бездействии,
пребывая на сотах без движения или медленно прогуливаясь по ним. В дальнейшем
мы узнаем, что даже этим бездействием они вносят свой вклад в общее благополучие
семьи.
Через несколько дней в голове пчелы полностью развиваются те кормовые железы,
о которых уже шла речь на . С этого времени пчелу можно считать созревшей
для выполнения главной задачи первого периода ее жизни — работы в качестве
кормилицы. Белковые вещества для кормовых желез поступают из запасов перги,
которые в большом количестве поглощаются и перевариваются пчелами-кормилицами,
производящими «маточное молочко».
Уход за расплодом доставляет немало хлопот. Для выращивания одной-единственной
личинки ухаживающим за ней пчелам приходится посещать ячейку две-три тысячи
раз. Если подсчитать, сколько времени затрачивает на это одна пчела-кормилица,
то получится, что за все то время, когда она выполняет обязанности «няни»,
она может вырастить только двух или трех личинок.К концу этого периода жизни пчела впервые покидает улей и устремляется в ориентировочный
полет. Примерно через пять минут она уже снова дома. Но за это время она хорошо
осмотрелась и запечатлела местность в своей памяти. Если ее отнести в сторону,
она уже найдет дорогу домой с расстояния нескольких сот метров от улья. В дальнейших
ориентировочных полетах пчела продолжает знакомиться с местностью; после этого
она может перейти к выполнению обязанностей, связанных с пребыванием вне улья.

Во второй период жизни (примерно с 10-го по 20-й день) кормовые железы пчелы
дегенерируют и ее работа в качестве кормилицы заканчивается. Но к этому времени
достигают наивысшего развития восковые железы (рис. 35) — основа ее строительной
деятельности. Другие функции пчел этого возраста — принимать и перерабатывать
приносимый в улей нектар, заполнять им ячейки, а также размельчать челюстями
и уплотнять обножки, сброшенные в ячейки пчелами-сборщицами.
В улье нужно поддерживать чистоту, и эта работа связана уже с выходом на волю.
Пчелы подбирают всевозможный мусор, а нередко и тела погибших товарищей по
улью и, отлетев с ними на некоторое расстояние, бросают свою ношу. В конце
этого периода жизни некоторые пчелы берут на себя охрану летка. Они внимательно
ощупывают усиками всех входящих пчел, защищают жилище от ос и других грабителей
меда и мгновенно бросаются в атаку, если человек, лошадь или иной потенциальный
враг слишком приблизится к их поселению*.

* Жало пчелы снабжено маленькими зазубринами, и поэтому, ужалив, пчела
уже не может извлечь его из кожи врага. Пчела отрывается, оставляя жало
вместе с частью внутренностей брюшка, и в результате этого погибает. Однако
это не нелепая жестокость природы, как думают некоторые. Напротив, в этом
есть свой смысл. В отрывающейся задней части внутренностей имеется нервный
узел, который управляет действием жала, а также ядовитая железа, связь
которой с жалом не нарушается. Таким образом, жалящий аппарат оказывается
хотя и отделенным от пчелы, но живым. Если жало сразу же не выдернуть,
то еще некоторое время яд будет накачиваться в ранку и служить действенным
оружием против врага, превосходящего пчелу по силе. Многочисленному пчелиному
государству потеря нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба.
Значительно чаще жало применяется против особей того же вида или других
насекомых. Оно легко вынимается из их твердого хитинового покрова, в котором
не удерживается так прочно, как в эластичной коже позвоночных. Борьба до
победного конца против равных себе не заканчивается для пчелы столь трагично.

В третий период жизни (примерно с 20-го дня и до смерти) пчела становится
сборщицей. Она вылетает за взятком, чтобы приносить в улей нектар и пыльцу
цветов. В плохую погоду, препятствующую вылету, пчелы-сборщицы редко возвращаются
к домашним делам. Большей частью они просто дожидаются лучших времен. Поговорка
о «трудолюбии» пчел возникла потому, что люди обычно видят только пчел, берущих
взяток. Если понаблюдать и за внутренней жизнью улья, очень скоро можно убедиться,
как много времени пчелы бездельничают.

Эффект Болдуина: обучение направляет эволюцию

Взаимоотношения
между генами и поведением вовсе не исчерпываются однонаправленным влиянием
первых на второе. Поведение тоже может влиять на гены, причем это влияние
прослеживается как в эволюционном масштабе времени, так и на протяжении жизни
отдельного организма.

Изменившееся
поведение может вести к изменению факторов отбора и, соответственно, к новому
направлению эволюционного развития. Данное явление известно как «эффект
Болдуина» (Baldwin effect) — по имени американского психолога Джеймса Болдуина,
который впервые выдвинул эту гипотезу в 1896 году. Например, если появился
новый хищник, от которого можно спастись, забравшись на дерево, жертвы могут
научиться залезать на деревья, не имея к этому врожденной (инстинктивной) предрасположенности.
Сначала каждая особь будет учиться новому поведению в течение жизни. Если это
будет продолжаться достаточно долго, те особи, которые быстрее учатся залезать
на деревья или делают это более ловко в силу каких-нибудь врожденных вариаций в
строении тела (чуть более цепкие лапы, когти и т. п.), получат селективное
преимущество, то есть будут оставлять больше потомков. Следовательно, начнется
отбор на способность влезать на деревья и на умение быстро этому учиться. Так
поведенческий признак, изначально появлявшийся каждый раз заново в результате
прижизненного обучения, со временем может стать инстинктивным (врожденным) —
изменившееся поведение будет «вписано» в генотип. Лапы при этом тоже, скорее
всего, станут более цепкими.

Другой
пример: распространение мутации, позволяющей взрослым людям переваривать
молочный сахар лактозу, произошло в тех человеческих популяциях, где вошло в
обиход молочное животноводство. Изменилось поведение (люди стали доить коров,
кобыл, овец или коз) — и в результате изменился генотип (развилась
наследственная способность усваивать молоко в зрелом возрасте).

Эффект
Болдуина поверхностно схож с ламарковским механизмом наследования приобретенных
признаков (результатов упражнения или неупражнения органов), но действует он вполне
по-дарвиновски: через изменение вектора естественного отбора. Данный механизм
очень важен для понимания эволюции. Например, из него следует, что по мере
роста способности к обучению эволюция будет выглядеть всё более
«целенаправленной» и «осмысленной». Он также позволяет предсказать, что в
развитии интеллекта может возникнуть положительная обратная связь: чем выше
способность к обучению, тем выше вероятность, что начнется отбор на еще большую
способность к обучению.

Когда и почему возникают генетические патологии плода: риски по возрастам

Аномалии развития плода закладываются уже в момент оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки. Например, такая патология, как триплоидия (наличие трех хромосомом в ряду цепочки, а не двух, как положено), возникает в случае проникновения в яйцеклетку двух сперматозоидов, каждый из которых оставляет по одной хромосоме. Естественно, с таким набором живой организм не может выжить, поэтому на определённом этапе происходит выкидыш или замершая беременность.

В целом хромосомные патологии разделяются на 4 группы:

  1. Гаметопатия. Патология имеется ещё до зачатия в самом сперматозоиде или яйцеклетке, т.е. это генетическое заболевание — врожденная патология.
  2. Бластопатия. Аномалии возникают в первую неделю развития зиготы.
  3. Эмбриопатия. Повреждения эмбрион получает в период от 14 до 75 дней после зачатия.
  4. Фетопатия. Заключается в формировании патологии развития плода начиная с 75 дня после оплодотворения.

Данные статистики наводит на мрачные мысли. Так, риск рождения малыша с хромосомными аномалиями у 20-летних женщин составляет 1:1667, а у 35-летних уже 1:192. А на деле это означает, что в 99,5% случаев ребёнок у тридцатипятилетней матери родится здоровым.

Признаки

Чтобы пасечник смог заранее сориентироваться, вот на какие признаки, возникающие при роении, обращают внимание:

Вылеты за взятком становятся более редкими.

В вечернее время осуществляется вылет, но при этом на небольшое расстояние. Это свидетельствует о том, что происходит рассматривание прилегающих территорий для возможности обустройства нового гнезда.

На рамках или стенках медоносные труженицы начинают собираться достаточно большими группами

В это время они ведут себя беспокойно и производят интенсивный шум.

Также важно присмотреться к поведению рабочих из такой семьи – они начинают счищать с летка и отверстия прополис, прилипший к поверхности. Это они делают для того, чтобы королева смогла беспрепятственно выйти наружу.

Появляются звуки, которые издает молодая матка

Она перекликается со своими конкурентками, которые сидят еще в запечатанных сотовых ячейках. Это, также признак роения.

Вопрос-ответ

  1. Когда и почему начинается роение пчел? Обычно роевой инстинкт просыпается с середины апреля, когда улей заполняется молодыми поколениями семьи. Большинство из них в это время не занято выращиванием расплода, что провоцирует выход роя.
  2. Пчелы какого возраста покидают улей при роении? Отроившаяся от семьи ячейка включает разновозрастные группы, но 80% ее массива составляют рабочие пчелы до 24 дней. Часто к ним прибивается до 71% трутней. Отделившись, рой останавливается в безветренном месте и улетает после сигнала пчелок-разведчиц.
  3. Какие признаки в поведении работающих пчел указывают на скорое роение? Поглощенные сбором меда пчелки улетают из гнезда поспешно, а вернувшись, без промедления входят в леток. Снижение активности вылетов и многочисленные скопления пчелиных групп у входа в улей указывают, что роевой инстинкт набирает силу.
  4. Как предугадать роение, по поведению пчел на прилетной доске? Готовясь расселяться, пчелки скапливаются на входной площадке улья и грызут ее. На доске покрытой краской такие повреждения будут заметнее.
  5. Если в конце июля пчелосемья группируется под рамками сот, но их продуктивность при сборе меда не упала. Стоит ли ожидать, что они отроятся? Сигналы, указывающие на роение – это уменьшение темпа работы и строительство маточников. Пока они не появились – роевого инстинкта у жительниц улья нет. Скопление пчел скорее связано с нехваткой пространства.
  6. Можно ли остановить роение, подрезав пчеломатке крылья? Подобная мера неэффективна. Матка уйдет вслед за улетевшей семьей пешком и затеряется. Не обнаружив ее, отводок возвратится к дому, а дождавшись появления новой матки, повторит вылет.
  7. Сколько времени пройдет между выходом из гнезда молодых маток и их вылетом с роем? К моменту выхода из ячейки матки активны, сильны и способны лететь за отселяющейся группой на 2-е сутки.
  8. Случается ли, что семья отпускает рой, не закладывая маточников? Да, так как с началом роения развитые пчелосемьи часто принимают молодых маток, залетевших из чужих гнезд. Тогда пришлая «королева» занимает место родной, а та уходит за роем.
  9. Почему при сезонном роении одни семьи расселяются, а другие продолжают работать, собирая больший урожай меда? На роевое состояние пчел влияют условия жизни, производительность матки, количество медосбора. Проживая в душном гнезде, где нет ячеек для расплода, а число незанятых медосборщиц растет, пчелосемья начинает роиться. Когда улей просторный, теплый, хорошо вентилируемый, стремление расселяться у них снижается. Следует учесть, что у отдельных пород роевой инстинкт угасает при разном уровне медосбора. Среднерусские пчелы задерживают выход роя, собирая 2-3 кг меда в сутки, а серым горным кавказским достаточно 400-500 гр.
  10. Что выгоднее для пасеки: делать отводки семеек или не останавливать естественное роение? Для повышения медосбора выгоднее увеличивать численность семей делением рода пополам или отбором отводков. Ведь при роении хозяину нужно отлавливать улетевших пчел, а после ждать восстановления их сил потеряв время на сбор нектара.

Отлов роя

Какие бы меры не предпринимались, даже у самых опытных пчеловодов наблюдаются случаи вылета роев. А уж если стаж вашей пасеки небольшой, то и подавно следует заняться подготовкой к возможному слету пчел.

Для этого в запасе всегда должны быть:

  • Как минимум один пустой улей;
  • Заранее подготовленные и расставленные 2-3 ловушки. Подготовить их лучше с осени: продезинфицировать, хорошенько высушить, а в случае необходимости – покрасить ;
  • Специальные препараты, которыми приманивают пчел (Апирой, Апимил).

Отлов с помощью ловушек

На небольшом расстоянии от пасеки на дерево закрепляют роевню. Она может быть покупная или самодельная. Если вы делаете ловушку сами, то позаботьтесь о ее большом объеме (не менее 50 л), т. к. масса пчел, вылетевших из улья, может не поместиться внутри.

Чтобы пчелы заметили новый домик, обрызгайте его приманками, сделайте леток и вентиляцию, а внутри установите несколько рамок с сушью.

Вокруг пасеки разместите несколько приготовленных роевен, прочно их закрепив в 6-8 м от земли. Выбирайте тихие места, а из деревьев лучше всего подойдут хвойные породы.

Если вы все сделали правильно, рой обязательно заметит уютный домик и поселится там. Осталось только перенести пчел в улей:

  • После захода солнца, когда все пчелки слетятся домой, аккуратно закройте леток пучком сухой травы и перенесите к подготовленному улью;
  • На место снятой ловушки не забудьте поставить пустую;
  • При переносе рамок с пчелами в улей обязательно проверьте, есть ли там матка;
  • Пересмотрите все рамки из ловушки, если они плохие, замените;
  • В улей доставьте при необходимости рамки с вощиной и сушью;
  • Накройте пчел холстиком и крышкой, а пустую ловушку поставьте рядом, чтобы оставшиеся пчелы залетели в улей.

Отлов без ловушек

Специальные ловушки – это еще кусок работы, которой на пасеке всегда невпроворот. Поэтому некоторые пчеловоды используют способы снятия роя без специальных приспособлений:

  • При помощи улья. Для этого нижний дадановский корпус или лежак размещают примерно в 50 м от пасеки. Внутрь пчелиного домика устанавливают 5-8 рамок с сушью, а затем обрабатывают приманками. Преимущество такого способа – поселившийся рой уже не нужно перемещать в улей, пчелы спокойно развиваются. В течение сезона такая импровизированная ловушка может собрать до 3 роев;
  • При помощи рамочного ящика. Такое приспособление всегда под рукой и может быть использовано в экстренном случае. Заменой может послужить любой другой ящик соответствующего размера. Когда рой снялся и завис недалеко от пасеки, в ящик ставят 2-3 рамки с сушью и производят обработку приманками. После этого, если нет под рукой стремянки, ящик ставят на голову и медленно перемещаются под деревом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: