Происхождение человека

КИТАЙ — РОДИНА ЕВРОПЕЙЦЕВ?

В Китае вообще делается немало интересных антропологических находок. Так, в провинции Хубэй, в уезде Юнсянь, в 1989-1990 годах были обнаружены два черепа. Эта находка еще больше запутала представления о расселении древних людей. Специалисты из Института культурных реликвий и археологии из города Ухань — столицы провинции Хубэй — под руководством Ли Тяньюаня идентифицировали их как — homo erectus и определили их возраст в 600 тыс. лет. В находке, казалось бы, не было ничего удивительного, но самое интересное, как это часто бывает, скрывалось в деталях.

Поразительным образом черепа из Юнсяня своими еще более развитыми надбровными дугами повторяют находки на Яве, то есть оказались ближе к питекантропу, а не к пекинскому человеку.

Но это стало не единственной неожиданностью: хотя по строению скул черепа эти близки к большинству китайских черепов, однако фасциальные измерения показали их поразительную близость к значительно более поздним черепам, обнаруженным в… Европе. Была установлена их поразительная близость к — homo heidelbergensis — человеку гейдельбергскому, который предположительно дал начало сразу двум разновидностям homo sapiens: людям современного вида и неандертальцам, вымершим порядка 30-40 тыс. лет назад.

В настоящее время антропологам известны и такие предшественники пекинского человека, как синантроп лантьянский из Центрального Китая (1,15-1,13 млн лет) и еще более древний синантроп из Данау (Юго-Западный Китай), живший 1,8-1,6 млн лет назад. Так что китайские специалисты порой делают предположения, что китайской нации уже около миллиона лет, а то и более. А если учесть существование черепа человека гейдельбергского из Юнсяня, то может и вовсе получиться, что Китай является древнейшей родиной не только монголоидной, но и европеоидной расы. Не факт, конечно, но не исключено.

Первобытное искусство

С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.

Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.

Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.

Первобытный человек

Около 2 миллионов лет назад самый древний из известных науке видов человека, человек умелый (Homo habilis), ударяя одним камнем о другой, изготовил каменные орудия труда – оббитые особым образом куски кремня, чопперы.

Ими резали и пилили, а тупым концом, в случае необходимости, можно было раздробить кость или камень. Множество чопперов различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания), поэтому эту культуру древних людей стали называть олдувайской.

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад.

Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки).

При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

В своем физическом строении гоминиды существенно отличались друг от друга, поэтому они и разделяются на отдельные группы.

Неандерталец

130 тысяч лет назад на территории Европы и Западной Азии обитал еще один наш родственник. Судя по строению его голосового аппарата, можно с уверенностью сказать, что он уже мог говорить.

Впервые останки этого древнего человека были найдены в долине Неандерталь (Германия). Отсюда и пошло название неандарталец.

Неандартальцы населяли Землю в суровые времена Ледникового периода. И многие их отличительные черты сформировались под влиянием сурового климата.


Неандертальцы

Неандертальцы использовали самодельные инструменты и оружие из камня, дерева и костей. Это помогало им умело охотиться на крупных животных того периода: мамонтов, шерстистых носорогов, зубров и пещерного медведя. Полученные на охоте шкуры неандартальцы использовали как одежду и утеплитель для жилища.


Мамонт
Пещерный медведь
Шерстистый носорог
Зубр

В то время люди жили небольшими родовыми общинами, где у каждого было свое занятие. У неандертальцев впервые в истории человечества появились настоящие захоронения.

ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.

Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века

И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:

  • Австралопитек (Australopithecus) жил на территории Африки около 4,2-1 миллиона лет назад. Его тело было покрыто густой шерстью, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, нежели на человека. Однако этот представитель гоминид уже ходил на двух ногах. Кроме того, он блистал примитивным интеллектом. Австралопитек пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отставленный большой палец на кистях рук. Объем его мозга по отношению к объему тела был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у человекообразных обезьян.
  • Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем человеческого рода. Он жил около 2,4-1,5 миллиона лет назад в Африке и получил свое название за умение мастерить простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека. Особенности мозга человека умелого свидетельствуют о зачатках у него речи. В остальном человек умелый больше был похож на австралопитека, чем на современного человека.
  • Человек прямоходящий (Homo erectus) 1,8 миллиона — 300 тысяч лет назад расселился по Африке, Европе и Азии. Он мастерил сложные орудия и уже освоил искусство добычи огня. Его мозг по объему был близок к мозгу современного человека, что позволяло этому представителю участвовать в коллективной деятельности. Эти люди активно охотились на крупных зверей группами и использовали речь для общения.
  • В период от 500 до 200 тысяч лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному. Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным (Homo sapiens).
  • Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тысяч лет назад. Объем мозга нашего предка соответствовал размеру мозга современного человека и даже немного превосходил его. Раскопки свидетельствуют о развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали. Неандертальцы рисовали на сводах пещер сцены из своей жизни и проявляли заботу о соплеменниках. Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
  • Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens) — это человек современного типа. Он появился около 130 тысяч лет назад. Ископаемых «новых людей» впервые обнаружили в местечке Кро-Маньон во Франции. Их так и назвали — кроманьонцы. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, говорящие о высоком уровне их культуры и быта — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки и украшения. Благодаря своим способностям человек разумный 10-15 тысяч лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта он перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

2 вариант

Часть А

A1. Простейшие орудия труда научился изготавливать

1) Человек умелый
2) кроманьонец
3) лемур
4) горилла

А2. Неандертальца относят к виду

1) Человек разумный
2) шимпанзе
3) австралопитек
4) горилла

А3. Кроманьонцы первыми из предков современных людей научились

1) изображать людей и животных
2) собирать съедобные коренья
3) жить в пещерах
4) прямохождению

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Членораздельная речь сформировалась только у ныне живущего современного человека.
Б. Австралопитеки и неандертальцы — это вымершие виды.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите верную последовательность этапов эволюции человека.

1) Человек прямо ходящий
2) Неандерталец
3) Австралопитек
4) Кроманьонец

Часть В

B1. Прочитайте текст. Установите черты сходства Человека умелого и современного человека.

Наши далёкие предки — Человек умелый

Учёные называют Человека умелого одним из древних предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.

Ответы на тест по биологии Как человек появился на Земле 5 класс1 вариант
А1-3
А2-2
А3-3
Б1. 2
Б2. 2143
В1. Черты сходства кроманьонцев и современного человека.
1) Внешнее сходство.
2) Членораздельная речь.
3) Изготовление сложных орудий.
4) Умение украшать жилища — рисовать.2 вариант
А1-1
А2-1
А3-1
Б1. 2
Б2. 3124
В1. Черты сходства Человека умелого и современного человека.
1) Передвижение на двух ногах.
2) Изготовление орудий труда.
3) Умение использовать огонь.
4) Умение строить простые жилища.

История древних людей. Точка необратимости

Леонид Борисович Вишняцкий

Фрагмент из книги:

История одной случайности, или Происхождение человека

Эта книга – об антропогенезе; книга не столько о том, КАК совершалась эволюция человека, сколько о том, ПОЧЕМУ она совершалась, почему антропогенез вообще состоялся и почему это был именно АНТРОПОгенез.

«Хотя Homo  habilis  является  древнейшимобщепризнанным членом рода Homo,по-настоящему человечество начинаетсяс Homo erectus».

Н. Боаз. “Eco Homo”.

Выше мы попытались выяснить основные причины и примерное время начала первой культурной революции. Было сказано также, что главным ее итогом стало превращение культуры в фактор, определяющий наиболее важные аспекты поведения предков человека и направление их биологического развития. Но когда же именно был достигнут этот итог? Можно ли хотя бы приблизительно датировать момент завершения первой культурной революции? Я думаю, можно. Конечно, наши знания о ранних стадиях эволюции человека и культуры еще очень ограничены и любые обобщения в этой области носят предварительный и гипотетический характер, но все же, если суммировать имеющиеся сведения, то нельзя не заметить, что целый ряд очень важных, переломных изменений в биологии и в поведении гоминид приходится, в общем-то, на один и тот же период – период, отстоящий от наших дней примерно на полтора миллиона лет. Согласно археологической периодизации – это начало так называемой ашельской эпохи, которая следует в археологической периодизации за олдувайской и охватывает период примерно от 1,5 млн. до 200 тыс. лет назад. Для антропологов же это время, когда род Homo в лице вида гомо эректус обретает, наконец, легко узнаваемые черты, многие из которых почти в неизменном виде сохраняются у его представителей и поныне.

Особенно резкие перемены происходят в анатомии скелета, в размерах и строении мозга, в способах жизнеобеспечения и характере питания, в географии расселения гоминид, в технологии изготовления орудий и формах этих орудий, а также, предположительно, и в способах коммуникации. Создается впечатление, что в рассматриваемый период процессы биологического и культурного развития человека как бы сходятся в одной точке, после чего в нашей истории начинается уже совсем другой этап. Эту точку я предлагаю называть «точкой необратимости», поскольку, как мне кажется, по ее достижении возврат к прежнему, чисто биологическому пути адаптации стал если и не абсолютно невозможен, то, во всяком случае, крайне маловероятен (рис. 6.3).

Кроманьонцы — покорители Европы

Кроманьонцы большими группами охотились на шерстистых представителей семейства слоновых — мамонтов. Они рыли огромные ловушки, маскировали их ветками, загоняли туда свою огромную добычу, а затем убивали каменными копьями и топорами. Мамонт давал им пищу, шкуру и кости для жилища и бивни для изготовления разных орудий

Людей современного типа, первыми за селившими Европу, называют кроманьонцами — от названия грота Кро-Маньон на территории Франции, где впервые обнаружили их останки. Эти люди появились в Европе около 40 тысяч лет назад. Кроманьонцы были выше ростом, чем неандертальцы, а их черепная коробка имела более округлую форму. Но самое главное, что, несмотря на меньший объём мозга, интеллект кроманьонцев был гораздо выше, чем у их соседей. Этот фактор и предопределил победу человека разумного в борьбе за территорию Европы.

Деятельность современного человека в природе

Примерно 10 тысяч лет назад люди стали сами выращивать растения и одомашнивать животных.

Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь человека?

  1. Человек перестал быть зависимым от результатов собирательства. Меньше рисковал жизнью на охоте.

2. Появились новые доступные и безопасные источники пищи. Они разнообразили рацион человека.

Люди стали меньше болеть. Продолжительность жизни увеличилась. Соответственно, и общая численность людей постепенно росла.

3. Сельскохозяйственные культуры требовали постоянного ухода, и человек стал вести оседлый образ жизни. В результате возникла необходимость в постройке новых поселений. В них начала развиваться инфраструктура. Люди уже мало зависели от погодных условий.

4. Человек смог использовать дополнительные возможности животных (в качестве охраны, транспорта, доставки) и растений (лекарства, сырье, корм для скота и т.д.).

5. Спустя время люди научились специально выводить новые сорта растений и породы животных.

6. Не было необходимости тратить много времени на охоту. Поэтому появилось больше времени на отдых, творчество и производство нужных предметов. Развивались ремесла, строительство и кулинария. Все это сделало жизнь человека значительно комфортнее.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Шло время, человечество постепенно развивалось и разрасталось. Появлялись города.

Огромным толчком стало изобретение и развитие транспортных средств. Люди стали быстрее передвигаться по суше и воде, а затем и по воздуху, познавая мир и обмениваясь знаниями.

Заполните таблицу:

Вид древнего человека Образ жизни

Эволюция человека

Показать ответ

Скрыть ответ

Вид древнего человека Образ жизни
человек умелый научился изготавливать простые орудия труда и строить жилища, перешел на всеядность, охотился группой, появилось разделение труда
человек прямоходящий широко расселился по Европе и Азии, научился поддерживать огонь, появились зачатки речи
неандерталец жил в ледниковый период. Использовал орудия из камня, дерева и костей. Охотился на крупных животных, использовал шкуры в качестве одежды и утеплял ими жилище. Жил родовыми общинами, делал захоронения
кроманьонец строил жилища и целые поселки, пользовался сложными орудиями (копья, гарпуны, силки, стрелы, лук), шил одежду и занимался искусством (рисунки, фигурки, музыкальные инструменты), приручил собаку
{"questions":}}}]}

Первые орудия труда первобытного человека

Фото с сайта www.museum.perm.ru

Орудие труда – звучит нормально для современного человека, но не для первобытных человекообразных обезьян (предков человека). Путь к пониманию труда и необходимости применять труд длился не одно столетие и начинался с простого понимания, что собранные камни и палки, обработанные природой, эффективны в борьбе с животными и в защите. Предки человека просто подбирали необходимые камни или палки, по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем, стало понятно, что найти подходящий обработанный природой камень не всегда легко, а иногда вообще – невозможно. Пришлось накапливать подходящие камни или, используя собственный труд, дорабатывать имеющиеся камни и палки. Так, медленно и постепенно, проходил процесс накопления знаний и применение собственного труда на практике.

Прислушайтесь, ведь слышно как рассказывают экспонаты музея, как камни, ударяясь об камни, превращаются в универсальное орудие древних людей. Таким первым и универсальным стало древнее рубящее орудие или каменное рубило. Каменное рубило появилось в раннем палеолите, когда первобытный человек стал совершать неторопливые и неточные удары по камню.

Рубило – это первое орудие труда человека, которое представляло собой камень миндалевидной формы с одним утолщенным концом у основания и вторым заостренным концом. 

Жизнь древних людей для детей. «Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе

Елена Олейникова «Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как давным – давно три миллиона лет назад жили древние люди . Ещё их называли первобытными людьми . Они жили небольшими группами , и чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, как-то общаться друг с другом. И постепенно у людей развилась особая система общения – язык, позволяющий выражать мысли с помощью слов. Древние люди говорили мало и медленно, но именно язык и общение уже отличало человека от животного. Разговаривая, люди сообщают друг-другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человечество не могло бы существовать. Ребята, а откуда мы, современные люди узнали , как жили в древности. Во- первых , нам помогли ученые-археологи. Они занимаются изучением найденных при раскопках предметов, изготовленных древними людьми. По остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям, посуде они могут рассказать, как жили люди в древности . Во-вторых, это делают путешественники, забираясь в самую глушь, где сохранились и живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей. Ребята, а древние люди сразу стали прямо ходить? Нет. Они долго ходили на четырех конечностях, но когда выпрямились – у них освободились руки. С помощью рук древние люди стали изготавливать и использовать орудия труда. Их делали из палок и камней. Также в качестве инструментов использовались кости умерших животных. Люди научились заострять камни и палки, чтобы разрезать шкуры, резать мясо животных и рыб, нанизывать и сбивать с деревьев плоды, охотиться и добывать огонь, рыть ямы для загона мамонтов. Дети, назовите орудия труда древних людей – остроги, копья, стрелы, рубила, молотки. Так как орудий из камня было в истории первобытных людей больше всего – этот период называли каменный век. Дети, подойдите к столу, посмотрите на макет. Возьмите по человечку. Пусть каждый из вас расскажет, что делает или готовится сделать каждый ваш человечек. Кто может нам рассказать, как жили древние люди ? Чем древний человек отличался от нас? Где он жил, спал, укрывался от непогоды? Как и какую добывал пищу, где её готовил? Как древние люди ловили животных и рыбу? Кто нам расскажет откуда древние люди узнали про огонь ? Как поддерживали его в очаге, обложив камнями, что кидали в огонь, чтобы костер долго горел. Как вы думаете, где находился очаг? Сначала внутри пещеры, а потом внутри хижины.

Дети, древние люди не умели многое из того, что умеем мы – считать, рисовать, есть вилкой и ложкой, работать на компьютере, но зато они прекрасно видели, слышали, различали запахи, были очень сильными, ловкими, выносливыми, умели по следам выслеживать зверя. Постепенно они поняли, что из семян можно вырастить новые вкусные съедобные растения и стали учиться обрабатывать землю.

Физминутка: Показываем, как ходили древние люди , выслеживаем зверя, ловим рыбу, обрабатываем землю, греемся у огня, едим плоды и насекомых, танцуем под барабан.

Дети, как вы думаете, чем отличалась жизнь древних мужчин и женщин? Чем занимались маленькие дети? Думаете играли? Но они в отличие от вас, как только начинали ходить, сами искали себе пищу, ловили рыбок, искали плоды, съедобные растения, вкусные корешки. Ребята а как вы думаете, древние люди любили своих детей ? Конечно любили, защищали, согревали, кормили, всему учили. Вы знаете, ребята, как еще археологи узнавали о жизни древних людей? Древние люди рисовали в пещерах на стенах различные сценки из своей жизни – охоту, танцы, животных, рыбную ловлю, древнюю семью, взрослых и детей. Так все это дошло до нас.

Жизнь древних людей

В питании древних людей важную роль играла рыба. На реке ставили ловушки для некрупной рыбы, а более крупную били острогой.

Но как действовали древние люди, когда река или озеро были широкими и глубокими? Рисунки на стенах пещер Северной Европы, сделанные 9-10 тыс. лет назад, изображают людей, которые в лодке преследуют северного оленя, плывущего по реке.

Прочный деревянный каркас лодки обтянут шкурой животного. Эта древняя лодка напоминала ирландский куррах, английский коракль и традиционный, до сих пор использующийся инуитами каяк.

10 тыс. лет назад в Северной Европе был еще ледниковый период. Найти высокое дерево, из которого можно выдолбить лодку, было трудно. Первая лодка такого типа была найдена на территории Нидерландов. Ее возраст около 8 тыс. лет, и сделана она из сосны.

Кроманьонцы уже занимались живописью, резьбой и скульптурой, о чем свидетельствуют рисунки на стенах и потолках пещер (Альтамира, Ласко и др.), фигурки человека и животных, сделанные из рога, камня, кости и слоновых бивней.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название каменного века.

Основные даты

2 млн. Человек умелый изготовил первые орудия.
1,4 млн. Ашельская культура.
1 млн. Человек прямоходящий изготовил молотки из рога оленя.
20 000 Наскальная живопись в Европе.
8300 Древнейшая лодка, выдолбленная из сосны.
7000 В Древнем Египте научились плести корзины.
4700 до н. э. В Китае научились ткать шелк.

Как бы ни старались историки, археологи и другие ученые, достоверно узнать о том, как жили древние люди, мы не сможем никогда. Но все же науке удалось очень серьезно продвинуться в изучении нашего прошлого.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Кроманьонец

Около 40 тысяч лет назад появились люди, многими чертами сильно похожие на нас. Свое название, кроманьонцы, они получили в честь грота Кро-Маньон, где были обнаружены их останки.

Поселение кроманьонцев

Кроманьонцы строили землянки, жилища из камня и шатры из шкур. Именно кроманьонцы впервые создали настоящие человеческие поселения. Похоронные ритуалы также стали сложнее. Появились первые представления о загробной жизни.

В отличие от своих предков, кроманьонцы пользовались сложными, мастерски изготовленными костяными и каменными орудиями. Они изготавливали копьеметалки, гарпуны и крючки для ловли рыб, силки для птиц, а в дальнейшем — стрелы и луки — строили ловушки.

Таким образом, теперь древние люди могли использовать не только свою собственную силу при загонной охоте, но и свою смекалку. Кроманьонцы не только охотились на животных, но и успешно одомашнивали их.

Оружие кроманьонцев (слева — копья и стрелы, справа — гарпун)

Кроманьонцы научились шить одежду и даже начали ее украшать. Это указывает на зарождение искусства. Именно кроманьонцы оставили после себя известные всем наскальные рисунки, украшения, фигурки из слоновой кости и рогов оленей. Самый ранний музыкальный инструмент — каменная дудка — тоже их заслуга.

Наскальные рисунки
Наскальные рисунки
Фигурка бизонаИскусство кроманьонцев

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: