[править] История
Истоки и возникновение
Hawkwind — наиболее влиятельная спейс-рок группа
Выход человечества в космос предоставил обширную тематику для рок-н-ролла и ритм-н-блюза с середины 1950-х до начала 1960-х годов. Он также вдохновил на использование новых звуков и звуковых эффектов в самой музыке. Ярким ранним примером спейс-рока является концептуальный альбом I Hear a New World 1959 года британского продюсера и автора песен Джо Мика. Альбом был вдохновлен космической гонкой и повествовал о первом близком столкновении человека с инопланетными формами жизни. Затем Мик добился достиг 1 места в Великобритании и США в 1961 году с «Telstar», названным в честь недавно запущенного спутника связи и, таким образом, призванным ознаменовать новую космическую эру. Его основным инструментом был клавиолин, электронный предшественник синтезаторов.
Ранние альбомы Pink Floyd содержат новаторские образцы спейс-рока: «Lucifer Sam», «Astronomy Domine», «Pow R. Toc H.» и «Interstellar Overdrive» из их дебютного альбома 1967 года The Piper at the Gates of Dawn. Их второй альбом A Saucerful of Secrets содержал другие примеры: «Let There Be More Light» и «Set the Controls for the Heart of the Sun» с явными темами из научной фантастики, а их третий, More (1969), имел «Cirrus Minor». В начале 1971 года Pink Floyd начали писать песню из альбома Meddle, которая впоследствии стала известна как «Echoes». Песня исполнялась с апреля по сентябрь 1971 года с альтернативным набором слов, написанным о встрече двух планет в космосе. Перед выходом альбома Meddle текст был изменен на водную тему из-за опасений группы, что их называют спейс-рок-группой.
Песня The Beatles «Flying» (1967), первоначально называвшаяся «Aerial Tour Instrumental», была психоделической инструментальной песней о ощущении полета, будь то в самолете или в вашем собственном головном пространстве. Джими Хендрикс также является одним из первых новаторов этого жанра, выпустив такие треки, как «Third Stone from the Sun», «1983… (A Merman I Should Turn to Be)» и «The Stars That Play with Laughing Sam’s Dice».
Основным альбомом в истории спейс-рока был Space Ritual (1973) Hawkwind, концертный альбом из двух дисков, рекламируемый как «88 минут повреждения мозга», документирующий тур Hawkwind 1972 года, который включал жидкое световое шоу и лазеры, обнаженных танцоров, дикие костюмы и психоделические образы. Этот жесткий концерт привлек разношерстную, но преданную группу наркоманов, фанатов научной фантастики и мотоциклистов. Среди европейских коллективов, экспериментировавших со спейс-роком, можно выделить Eloy и Nektar.
Возрождение в 1990-е
Жанры шугейзинг, стоунер-рок/металл и нойз-поп стали популярными с появлением таких групп, как Kyuss, Monster Magnet, The Desert Sessions, Swervedriver, Slowdive, The Verve, My Bloody Valentine, Flying Saucer Attack, Loop, Ride, Shiner, The Flaming Lips, Failure, Year of the Rabbit, Cave In, Sun Dial, Hum, Orange Goblin, Porcupine Tree, Spacemen 3, Spiritualized и Mercury Rev., которые отнесли к спейс-року.
В середине 1990-х в Америке появился ряд групп, построенных на стилях космического рока Hawkwind и Gong. Некоторые из этих групп были подписаны на Cleopatra Records, которая затем приступила к выпуску многочисленных сборников космического рока. Начиная с 1997 года Дэвид Аллен из Gong вместе с участниками Hawkwind и других спейс-рок-групп начал выступать в Spirits Burning, студийном проекте, посвящённом спейс-року.
XXI век
В 2005 году Том ДеЛонг сформировал рок-супергруппу Angels & Airwaves, которая известна своим влиянием спейс-рока как в музыке, так и в текстах песен, а также в использовании космической тематики в оформлении альбомов.
[править] Источники
- ↑ Space rock. Проверено 9 марта 2017.
- Nickson, Chris Shapeshifter — Gong | AllMusic. allmusic.com. Проверено 11 ноября 2018.
- Joe Meek: The RGM Legacy. Проверено 7 января 2021.
- A.Robbins «The Trouser Press record guide» (Collier Books, 1991)
- Nicholas Schaffner, «Saucerful of secrets: the Pink Floyd odyssey», (Dell, 1992), p.66.
- AllMusic Review by Richie Unterberger
Прогрессивный рок |
---|
Арт-рок • Кентербери • Нео-прогрессивный рок • Симфо-рок • Спейс-рок |
Zeuhl • Краут-рок • Математический рок |
Список групп прогрессивного рока • Список музыкантов прогрессивного рока |
Связанные статьи |
Авангардный метал • Барокко-поп • Джаз • Джаз-фьюжн • Прогрессивный метал • Психоделический рок • Нью-прог |
Альтернативный метал • Альтернативный рок • Анатолийский рок • Арт-рок • Бард-рок • Барокко-поп • Бит • Блюз-рок • Брит-поп • Виолончельный метал • Гаражный рок • Глэм-рок • Гранж • Джаз-фьюжн • Дэнс-рок • Инструментальный рок • Индастриал-метал • Инди-рок • Камеди-рок • Кантри-рок • Келтик-рок • Краут-рок • Латин-рок • Математический рок • Метал • Нойз-рок • Паб-рок • Пауэр-поп • Панк-рок • Поп-рок • Пост-панк • Пост-рок • Прогрессивный рок • Прото-панк • Психоделический рок • Рокабилли • Рок-н-ролл • Рэп-рок • Рэпкор • Сатерн-рок • Сёрф-рок • Синти-рок • Софт-рок • Спейс-рок • Стадионный рок • Стоунер-рок • Трип-рок • Фанк-рок • Фолк-рок • Хард-рок • Хартленд-рок • Христианский рок • Хеви-метал • Чикано рок • Экспериментальный рок | |
Стили и направления рок-музыки • Зал славы рок-н-ролла • Рокеры |
Термин «шугейз» (shoegaze) придумал журналист издания NME после посещения концерта британской группы Moose.
Все выступление вокалист банды стоял с опущенной головой, читая тексты песен с листочка на полу. Словно собственные ботинки разглядывал — именно это шугейз и обозначает, разглядывание ботинок. Закрепился же термин потому, что гитаристы шугейз-банд для создания сложной текстуры звука используют связки из множества гитарных примочек. Их контроль требует сосредоточенности, так что музыканты, как и вокалист Moose, мало двигаются и весь концерт внимательно смотрят в пол — на примочки.
Самих Moose к «чистому» шугейзу отнести сложно, хотя многие элементы направления в их музыке задействованы. Но куда больше там брит-попа, и даже кантри. Но как знать, может, без них шугейз не стал бы отдельным направлением.
Гитарные партии в шугейзе обычно простые и однообразные. Никаких резких переходов, смены темпа или вызывающих соляков— многие шугейз-банды играют на одних только квинтах и голову не ломают. Эффектами это все нагружено так плотно, что звучит итоговая музыка часто едва ли не на грани с нойзом.
Но суть, разумеется, не в том, чтобы накидать реверба, дилея, дисторшена и рандомно пошуметь. Душа шугейза — в создании плотной текстуры гитарного звука. Нужно так подобрать эффекты и выстроить последовательность аккордов, чтобы образовалась та самая стена звука, в которой равномерно утопают все остальные инструменты и вокал. А свойства у этой текстуры могут быть любые — она может быть грубой и шершавой как наждачка, а может плавно уносить слушателя в небо, эффектами превращая диссонирующие шумы в волшебную музыку.
Шугейзу близок не только нойз-рок, но также пост-панк, дрим-поп и гитарный эмбиент. Часто это довольно тяжелая, громкая и сложная для понимания музыка. Но внутри — умиротворяющая и мечтательная. За стеной звука обычно прячется нежный вокал с придыханием и сладкие поп-мелодии с абстрактными романтичными текстами.
Шугейз — музыка для одиночек. Под эти песни не хочется танцевать. Скорее, погружаться в свои мысли и, действительно, разглядывать свои ботинки. Зародился жанр в Великобритании и своего пика достиг вскоре после возникновения — в конце восьмидесятых и начале девяностых.
Метки
Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара
Ulrich Schnauss — Goodbye (2007)
Альбом Goodbye немецкого музыканта и продюсера Ульриха Шнауса — одна из важнейших пластинок ньюгейза. В общем смысле ньюгейз — это музыка шугейз-банд, появившихся уже в нулевых. Они переработали наследие девяностых, осовременив шугейз, но сохранили все самые важные особенности направления. В результате шугейз порой трансформировался настолько, что образовывались новые поджанры. Хорошим примером тут будет музыка Sigur Rós. Сам же термин появился благодаря вокалисту My Vitriol Сому Уорднеру, он в одном интервью музыку своей шугейз-группы в шутку назвал ньюгейзом — в итоге прижилось.
Одним из важнейших элементов ньюгейза стало активное использование электроники. Ранее шугейз ассоциировался в первую очередь именно с инструментальной музыкой. Электронные эксперименты, популяризированные Шнаусом некоторые относят к отдельному поджанру — электрогейзу. Говоря коротко, альбом Goodbye — электроника, пропитанная философией шугейза. Смесь меланхолии и светлой мечтательности. Разве что особогошума на диске почти нет, но этот элемент шугейза с наступлением нулевых стал в жанре больше опциональным.
Pinkshinyultrablast — Grandfeathered (2016)
Группа из Санкт-Петербурга, стабильно шумящая еще с 2007 года. В России у шугейза дела вообще идут довольно хорошо, хотя центры жанра — Британия и Япония. Даже в советское время шугейз у нас был — его представляла как минимум группа Velvet and Velvet Dolls, основанная в Ижевске в 1988 году. В том же городе в 90-х существовала неплохая шугейз-банда «Пластика», да и «Гражданская оборона» делал очень близкую к шугейзу музыку, просто термина такого никто не знал. А вот с дистрибуцией подобной музыки у нас всегда было так себе. У тех же Pinkshinyultrablast хватает фанатов на родине, но куда большего признания они добились на мировой сцене. Grandfeathered — уже второй альбом группы, вышедший на известном шугейзовом лейбле Club AC30.
Музыка у Pinkshinyultrablast гипнотическая. Очень высокий, тонкий как струна женский вокал, много-много экстремального шума и попсовой мелодичности. Все это аккуратно сдобрено электроникой в духе уже упомянутого Шнауса и крайне бодрыми ударными секциями. Экспериментов музыканты группы вообще не боятся, поэтому классический жанровый звук иногда могут и вовсе металкорными или хэви-риффами разбить. Поэтому альбом Grandfeathered — ультимативный выбор для подборки. Он и классический шугейз развивает, и в ньюгейз попадает и даже электргейз цепляет немного.
DIIV — Deceiver (2019)
Шугейз все еще сидит больше в андерграунде, но это вовсе не значит, что жанр не развивается. DIIV — относительно молодая бруклинская банда, основанная в 2011 году. Так что их альбом 2019 года Deceiver представляет в подборке современный шугейз.
Пластинка наглядно иллюстрирует, как сильно на жанр повлияли My Bloody Valentine. Почти все песни с Deceiver запросто могли бы исполнять они. Разве что продакшен на диске более вылизанный, звук более читаемый и чистый. Местами альбом касается даже гранжа, что немного иронично, и пост-метала. Тяжелые проигрыши с пробивными метал-риффами как раз и придают релизу уникальный вкус.
Становление пост-рока
Огромное влияние на пост рок направление оказала группа The Velvet Underground, популярная в конце 60-х. Но как самостоятельное направление и название пост-рок приобрел гораздо позже.
The Velvet Underground — Venus in furs
Саймон Рейнолдс, описывая альбом «HEX» своего коллектива Bark Psychosis в эмбиент стиле, дал первую попытку определить это направление. Оно звучало примерно так: использование рок–инструментов в нероковых целях. Гитары используются не для создания аккордов и рифов, а для текстур и тембров. Чуть позже он предположил, что пост-рок будет развиваться как кибернетический рок с применением цифровых эффектов.
Bark Psychosis — Hex (full album)
У нас основоположником направления post был в то же время лидер «Арсенала» Козлов Алексей, который даже организовал «Ассоциацию» post-rock. Это относится к 1989 году, что было намного раньше заявлений Рейнолдса. В «Ассоциацию» входили известные в то время коллективы Нюанс, Вежливый Отказ, До Мажор и некоторые другие. Но Союз, как страна, приказал долго жить, «Ассоциация» распалась вслед за ним и пальма первенства в определении принадлежит С. Рейнолдсу.
Алексей Козлов
На пост-рок оказали серьезное влияние такие роковые направления, как эмбиент, краут, space, math, а также джаз и даже этно с классикой. Этот стиль в какой-то мере можно считать синтезом этих течений.
Как сейчас можно охарактеризовать звучание, характерное для пост? Если просто, то это жанр, в котором применяются рок инструменты для создания нероковых композиций. Мелодии более незатейливы, мелодичны и гармоничны, вокал почти всегда отсутствует, композиция закольцовывается. Из пост-рока исчезли внутренняя мощь, присущая року, бунтарство и попытки изменить мир. Музыка, можно сказать, более интеллигентная, спокойная, инструментальная, немного гипнотизирующая. Такое впечатление, что Post противопоставил себя хард-року.
Этапы развития пост-рока
Начало. Британский коллектив Public image Ltd можно определить, как первую настоящую пост-группу, которая в 79 году прошлого века полностью отошла от привычного рокового звучания и стала играть краут. Неортодоксальная группа My bloody Valentine в конце 80-х также вместо привычного гитарного звучания стала использовать слоистые и многоканальные текстуры в краут стиле.
Группа Mogwai
Mogwai — Les Revenants (Full Album)
21 век. Самыми известными исполнителями пост-рока становятся Sigur Ros (которая поет на выдуманном языке, что исполняет функцию еще одного инструмента), Exxasens, Hammock и некоторые другие. Их отличает структурная простота песен и краткость композиций.
Группа Sigur Ros
С некоторыми исключениями можно сказать, что музыка пост-рок в их интерпретации имеет сильное влияние прогрессив–рока и прогрессив–металла. Вокала почти нет, выступление сопровождается видеорядом для более полной передачи настроения, огромное количество цифровых эффектов – отличительная черта этих исполнителей.
EXXASENS — Rocket to the sky
На нашей сцене наиболее яркими представителями пост направления считаются Химия Низких Температур, Сны моего неба и послеDождя, а также некоторые старые команды (например, Silence Kit).
Сны Моего Неба — Глубокое,вечное,чистое
Пост-рок группы не придерживаются какого-то одного стиля, стараясь выразить свои эмоции при помощи любых музыкальных течений. Направление это до сих пор можно считать экспериментальным. Музыка пост-рок имеет своих почитателей, но ее трудно отнести к массовому направлению. Многие фанаты рока считают пост излишне интеллектуальным, надоедливым, монотонным и даже занудным. Лишь небольшая часть композиций некоторых групп звучит на радиостанциях, транслирующих рок. О продолжении его развития свидетельствует факт, что смешение металла и пост привело к возникновению еще одного направления – «post–metal».