Ностальгия (альбом)

ГШ

Московская группа, образованная в 2012 году под именем Glintshake, начала как альт-рок коллектив с песнями на английском языке. Их материалу, возможно, и удавалось зацепить слушателя, но для прорыва не хватало здоровой творческой наглости. Спустя четыре года Glintshake, став русскоязычной ГШ, врываются в музыку с обновленной формой и содержанием. Эту веху для артистов открывает альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», одно название которого ассоциативно вынуждает говорить об авангарде.

Однако сами участники ГШ выступают против подобного определения жанра – они относят себя к поп-музыке, доступной широкой публике. Авангард, по мнению группы, остался в 20 веке с его революционным взрывом и принципиально новым искусством. Несмотря на это, ГШ использует опыт прошлого столетия, вдохновляется им и ведет творческий диалог – музыканты интересуются как академической музыкой, так и эстрадой.

В 2018 году ГШ выпустила третий альбом, который продолжает тенденции, заложенные в «ОЭЩ МАГЗИУ».

Moa Pillar

Федора Переверзева, который работает под псевдонимом Moa Pillar, журналисты успели окрестить «надеждой электронной музыки в России». Его приглашают на европейские фестивали, им интересуется западная пресса, а на родине Федор хорошо известен тусовке.

Moa Pillar – разножанровый проект, лишенный конкретных тэгов. Поэтому музыку Переверзева определяют просто: «экспериментальная электроника».

Какое-то время Федор интересовался этническими мотивами, и это вылилось в совместный с Lovozero проект – Tikhie Kamni. Также Moa Pillar нередко выступает на концертах с Синекдохой Монток в составе группы. Однако музыка Федора, в отличие от медитативных и даже интимных работ коллег, более размашиста и агрессивна. И, наверное, более универсальна для восприятия.

Помимо прочего, Федор отметился работой с Владимиром Мартыновым, получил премию Сергея Курехина и снялся в документальном фильме «Костры и звезды».

ИльяМазо

Илья Мазо – это человек-проект, который сделал из своего творчества мультиформатную площадку для самовыражения. Из-под пера Илья вышли: спектакль, книга, короткометражка, синглы и альбом – и в скором времени появится игра. Но в первую очередь москвич видит себя как поэта и музыканта.

Недавно, в январе 2019 года, Илья релизнул полноформатник. Неожиданная и напряженная работа за счет удачных экспериментов уводит слушателя в сторону от раннего творчества музыканта. Три-четыре года назад Илья прощупывал почву инструментальными аранжировками и яркими текстами. Сегодня же он предстает бо́льшим формалистом, чем прежде: Илья делает акцент на игре именно с формой произведения, его фактурой и внешним лоском.

Но альбом проработан и содержательно. Стихи Ильи – выпуклые в образности – написаны под ощутимым влиянием народной песни. Вокал же, впитавший традиции русского романса, наслаивается на резкую, прерывистую музыку.  Эти зарисовки по воспоминаниям и бытовые этюды тенденциозно лишены сторителлинга и скорее выстраивают гамму ощущений мелкими штрихами.

История создания и состав

История создания коллектива начала писаться в Москве музыкальной девушкой Варварой Краминовой — внучкой барда Бориса Вахнюка и выпускницей ВГИКа. Варя с детства не расставалась с музыкой: с пяти лет играла на фортепиано и пела в хоре. Уже в школе девочка начала самостоятельно писать мелодии и почувствовала сочинительский азарт.

Учась во ВГИКе, девушка не оставляла хоровое пение, а позже стала солисткой коллектива «Созвездия Отрезок». Однако Варвару не оставляло стремление создавать авторский материал, и первым шагом на пути к “Хадн дадн” стала песня “Подожди”, исполненная в подъезде и записанная на любительское видео. Первым состав группы пополнил друг Краминовой Никита Чернат — гитарист, барабанщик и просто человек, одержимый музыкой.

Вслед за ним появился басист Анатолий Яцков. Автором большинства песен была вокалистка, а парни помогали писать аранжировки. Варя также подарила группе название “Хадн дадн”, такими словами она в детстве обозначала все подряд. Продюсером коллектива стал Антон Моисеенко — парень солистки. Группа начала собираться вместе и репетировать с 2016 года, а пару лет спустя уже была готова представить публике дебютный альбом, в сведении и мастеринге которого музыкантам помогали звукорежиссеры Андрей Киреев и Михаил Звездовский.

К 2019 году состав “Хадн дадн” успел измениться: теперь на басу играет Сергей Какуркин. Группа выступает как трио и уже научилась записывать музыкальный материал собственными силами, самостоятельно доводя треки до технического совершенства. Исполнители работают с софтом Ableton, с помощью которого пишут музыку, аранжировки и занимаются постпродакшеном.

Интурист

Евгений Горбунов, который в ГШ работает сообразно масштабной концепции коллектива, успевает заниматься и сольной карьерой. В Интуристе он реализует сферу личных интересов: проект пестрит культурой перестроечного Советского Союза и угловатостью андеграунда 80-х.

Здесь Горбунов воплотил то, что практически несовместимо с ГШ – импровизацию и интуитивный подход к созданию музыки. Интурист, как набитый чемодан, удачно сочетает ударные от пост-панка, эмбиент, джазовые вставки, записи с лупера, кларнет и гитару.

Тексты Интуриста строятся на привычных вещах, которые с обывательской точки зрения напрочь лишены поэтичности. Горбунов берет за основу объявления, рекламные буклеты, расхожие фразы и причитания из магазинных очередей – и конструирует из них абсурдную мантру. Вкупе с энергичными аранжировками они гипнотизируют и завораживают слушателя.

В прошлом году Интурист успешно дебютировал с альбомом «Командировка».

Lovozero

Проект Анастасии Толчневой навеян путешествием на Кольский полуостров. Именно там реальное Ловозеро подарило название виртуальному. Так, родившись из прикосновения с природной Россией, Lovozero использует две основные переменные: народную традицию и экспериментальную электронную сцену.

Общая эклектика проекта с медитативным вокалом и ломаной, стиле Bjork или Arca, аранжировкой больше говорит о его направленности в искусствоведческое исследование, чем о явлении именно музыкальном. Между тем, Анастасия живо интересуется современным искусством и танцем. В Lovozero она полагается на интуитивное творчество, на синтез чувственного и интеллектуального.

Последний релиз, «Moroka», пришелся на 2017 год. Анастасия также участвует в save.co.lab – проекте, который направлен на интеграцию научного и перформативного искусства.

Shortparis

Shortparis преодолели ухабистый путь: от глухой Сибири и питерских стрип-клубов до крупных площадок и европейских фестивалей. Уже на старте они не вписывались в жанры и получали довольно нелепые ярлыки, которые не могли в полной мере охватить творчество группы. Однако как тогда, так и сейчас Shortparis настаивают на своей оппозиции по отношению к любой музыкальной сцене. Определяют же себя они лаконично: post-pop.

Продолжая тезис Медузы о «самой дикой группе страны», можно сказать, что Shortparis еще и самая парадоксальная группа в России. Они слишком размашисты для андеграунда, слишком экспериментальны и непонятны для массовой публики, слишком насмешливы для того, чтобы стать рок-звездами, и слишком искренние для выхода в тираж. Во времена повального юродства и иронии Shortparis слишком серьезны. Но за их серьезностью, театральностью и претенциозностью на деле стоит тонкая интеллектуальная игра – игра постмодернистов в музыку.

И в этой игре органично переплетаются символы далеких друг от друга культур: французского шансона и русской поп-музыки 90-х, христианства и подчеркнутого гомоэротизма, глэма и народного творчества. Shortparis ведут диалог – или монолог – не с аудиторией, а с пространством культуры. Само слово у них подвержено инфляции и обесцениванию – логические связи в куплетах и строках разорваны.

Под занавес 2018 года Shortparis выпустили крайне смелую видеоработу – клип на сингл «Страшно». Коллектив пошел нетипичным для себя путем, ударив по триггерам и не отрефлексированным травмам российского общества. Удар такой силы окончательно разрушил информационный вакуум вокруг творчества группы, и их популярность теперь растет с каждым месяцем.

Музыка

“Тайный альбом” группа записала в 2018 году и вложила в него все, что было за душой. Здесь “Хадн дадн” воспевает прозаичные и скромные вещи, в личном ракурсе обрастающие значимостью и таинственностью. Взгляд на обычный мир озорными и внимательными глазами обрамлен музыкальным рядом из смеси фольклора и синти-попа. Презентация пластинки состоялась 20 апреля, а уже осенью Jager Music Awards присудила ей Гран-при в номинации Young Blood.

К тому моменту трио уже давало концерты в столичных клубах, среди которых “16 тонн”. О них писали блогеры и музыкальные обозреватели. В том же году дискография москвичей пополнилась мини-альбомом “Подружки”. Следующая пластинка “Ляоакын” (2019) представляет избранный группой жанр и большей частью состоит из материала, написанного еще до “Тайного альбома”. Здесь меньше зрелости, задумчивости и печали, больше танца, драйва и пестроты. И даже обложка диска оформлена в виде пестрого павлопосадского платка.

Синекдоха Монток

В 2012 году Синекдоха Монток выпустил альбом «Внеклассное чтение» – и пропал из эфира на пять лет. За эти пять лет жизнь перевернулась с ног на голову: рок отправился на антресоли, воцарился рэп, играть инди в бабушкиной кофте стало моветоном, звезды нулевых ушли на пенсию, появились фестивали, туры, сотни групп и Антоха МС на Первом канале. Однако летом 2017 года Савва Розанов (так зовут исполнителя в миру) неожиданно для всех опубликовал второй полноформатник, открывающий личную аудио-трилогию музыканта.

Музыкальная ткань, положенная на тонкий и робкий голос Розанова, сперва заставляет вспомнить начало десятилетия, когда на смену субкультурам пришли хипстеры с вереницами своих альбомов. Но Синекдоха Монток – экспериментатор со сложносочиненными произведениями. В его творчестве гармонично переплетаются акустические гитары, электронные лупы, укулеле, фальцет, резкие переходы и причудливая лирика. Как и в случае с Хадн Дадн, стихи Саввы Розанова не дополняют песню, а выступают ее центром тяжести. Они уходят корнями в литературу символистов и обостряют фантазию слушателя, вовлекая его в хрупкий мир Синекдохи Монток.

Под конец 2018 года появилась заключительная часть трилогии «MMXVIII». Каким будет продолжение истории Саввы Розанова и как далеко он зайдет в творческом поиске – покажет время.

Хадн Дадн

Московская группа хоть и существует уже три года, но дебютировала с «Тайным альбомом» только прошлым летом. Их песни наполнены гаммой бытовых впечатлений: в спектре творческого осмысления коллектива оказались непримечательные ситуации («Мы сегодня дома», «Сегодня 25»), локальные географические открытия («Таганрог», «Новосибирск»), настроения («Батон», «Старый ДК») и воспоминания («Москва», «Песня школьника»). Хадн Дадн, по утверждению вокалистки Варвары Краминовой, ставит перед собой простую задачу: придать поэтическую огранку обыденности.

Коллектив тяготеет к текстоцентричности – их работы стоят на слове и раскрываются скорее на уровне языка и фолкового вокала, нежели благодаря инструментальной части. Даже сочетание «Хадн Дадн» родилось в детской языковой игре вокалистки и выросло в название коллектива, который жанрово идентифицирует себя как «ляоакын».

Поп-мотивы в аранжировках с несколько обэриутским взглядом на словесность позволили группе удачно стартовать – проект быстро привлек внимание публики и прессы. Вполне вероятно, что гибкая структура материала позволит Хадн Дадн успешно войти в поток и занять прочное место в плеяде популярных музыкантов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: