Главная проблема музыки в россии

Ритм-н-блюз (R’n’B)

R’n’B – хороший пример плавного перемещения нескольких направлений музыки из 20 в 21 век. С одной стороны, здесь присутствуют особенности духовной (евангелистской) музыки – феномен, который можно встретить только в американских церквях: духовные строки поются в заводном, ритмичном темпе.

Нотки блюза, с другой стороны, придают этому направлению теплые аккорды и богатые басовые ноты. Современный R’n’B слегка отошел от классического звучания, сделав уклон в сторону хип-хопа с рэп-вставками и брейк-дансом. Типичный пример современного – певица Aaliyah, которую именуют «принцессой R’n’B».

R’n’B включает в себя много поджанров, некоторые принято считать индивидуальными стилями:

Классический ритм-н-блюз;

Ду-воп: в этом поджанре основное внимание уделяется вокалу при минимуме музыкального сопровождения;

Соул: отличается уклоном в духовную (околорелигиозную) музыку;

Фанк: танцевальный вид ритм-н-блюза;

Диско: фактически является сочетанием соула и фанка;

Буги (электрофанк): также танцевальный стиль r’n’b, но с элементами техномузыки.

Рок

Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е, хотя уже в 70-е перестал даже отдаленно напоминать своего прародителя. Рок-музыка настолько захватила музыкальную индустрию, что до сих пор многие критики считают его самым значимым направлением. Рок-н-ролл, а затем и рок, появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные. Важным составляющим музыки считается бас-гитара и ударные, иногда присутствуют ритм-гитары. Звучание может изменяться от более легкого, как у Beatles, к более тяжелому, как у Rolling Stones и Animals.

Основную популярность жанр получил после знаменитого «британского нашествия», когда в США приехали яркие представители рока Beatles и Rolling Stones. В 70-е рок-музыка позаимствовала некоторые приемы у классической музыки, как гармонизация голосов у группы Smokie и почти оперные вставки у Queen.

Классика и джаз – музыка для аристократов?

Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. Дело в том, что ещё в Средние века музыкальное искусство разделилось на два вида – народное и церковное. Первое было сугубо функциональным – оно служило аккомпанементом для торжеств, службы и прочих бытовых сторон жизни человека низших сословий. Второму, максимально обособленному от идей обыденных и потому понятных каждому, отдавали предпочтение представители духовенства и аристократии.

Гармония и композиция церковной музыки намерено строились так, чтобы не походить на «низшие» жанры, «не распалять чувства» и «не возбуждать страсти»

Для ее понимания, в противоположность народному музыкальному творчеству, необходима была тишина, покой и внимание.  Именно эта музыка, кстати, стала истоком западноевропейской классической музыки. И здесь можно провести параллель между восприятием «высоких» и «низких» жанров тысячу лет назад и в наше время

Несмотря на условность такого сопоставления, можно заметить, что и тогда и сейчас существовало два разных вида музыки – музыки, как незатейливого аккомпанемента знаковых моментов человеческой жизни, и музыки, как самоценного искусства.

Выходит, что у нас до сих пор есть выбор из тех самых «низких» и «высоких» направлений, и наши предпочтения целиком зависят от социальной среды, знаний и опыта.

Так ли это? Ведь XXI век тем и характерен, что мы медленно, но верно избавляемся от предрассудков и потому более открыты всему новому. И, тем не менее, что-то ведь заставляет нас слушать классическую музыку, в то время как в нашей культурной копилке собралось бесчисленное количество простейших композиций на все случаи жизни, прослушивание которых не требует от человека и намека на усилие.

Ученые попытались ответить и на этот вопрос.

Рекомендации

Самое важное в любом музыкальном сервисе — это рекомендации. Сервис должен быть озабочен конверсией и лояльностью своих пользователей

Зачем еще можно приходить в музыкальный сервис, как не для поиска новой музыки?

Рекомендации Ямы — это не рекомендации, на самом деле. Это три самых популярных группы среди других слушателей выбранного исполнителя.

Самая важная и самая провальная часть Яндекс.Музыки. Убедиться в этом просто, достаточно зайти на страницу любой очень популярной группы, например, Nirvana.

Вот какие рекомендации дает нам сервис. Тем, кто слушает «Нирвану», нравятся еще Перцы, Marilyn Manson и Linkin Park. В разделе «Похожие исполнители» можно узнать много нового. Например, что Нирвана похожа на Bloodhound Gang, Offspring, Queen. Список похожих на Нирвану групп можно продолжать бесконечно: Gorillaz, Guano Apes, Muse, Slipknot, Limp Bizkit. Только действительно похожих на эту группу исполнителей в списке не будет.

Как-то так вышло, что группы, играющие в жанре «гранж», в разделе «Похожих» не встречаются. Почему-то здесь нет Perl Jam, Alice in Chains, Soundgarden. Да вы можете проверить сами — зайдите как-нибудь в рекомендации по своему любимому исполнителю.

Кстати, обратите внимание, какие жанры используются в разделе «Рекомендованных». Не удивительно, что здесь такая каша — это теги «рок» и «альтернатива», по которым можно достать вообще что угодно

Спасибо, что хоть группы «Кино» здесь нет. А, ну да, это же не просто «рок», а «русский рок».

Кажется, что работа музыкального сервиса, в основном, состоит в том, чтобы рекомендовать новую музыку своим слушателям. Казалось бы, что сложного в том, чтобы каталогизировать названия и жанры музыки, а потом на основе этих данных выдавать рекомендации? У «Яндекса» есть идея получше, он рекомендует слушать ту музыку, которую слушают люди, которым нравится то же, что и вам. Вместо друга-меломана это болван, нахватавшийся по верхам — не очень разбирается в музыке, но всегда рад дать рекомендацию. Чаще всего это самая очевидная, набившая оскомину музыка.

Лояльность пользователей поддерживается не только плеером, но и созданием пространства ценителей музыки и постоянных слушателей. Для этого нужен контент, с этим в современном мире проблем нет, но вот найду ли я здесь что-то интересное для себя?

Рекомендации Ямы начинаются с того, что я и так слушаю чаще всего. Это так тупо, что даже описывать не хочется — у меня в рекомендациях стоят 3 исполнителя, которые мной залайканы, а если нажму кнопку — появляются еще три, и ни одного нового! Зачем вообще рекомендовать мне то, что я и так знаю, и уж тем более, слушал на этой неделе?

Сам сервис рекомендаций крайне неотзывчивый. Он не реагирует, например, на то, что я лайкаю тех исполнителей, которых он предлагает, и не предлагает мне новых вместо них.

Темы для песен о себе

Картина Марка Шагала «Над городом», 1918

Примечание переводчика

Слова, от которых автор предлагает отталкиваться, в дословном переводе не всегда подходят для песен на русском. Поэтому мы приведём оригинальные фразы и их буквальный или вольный перевод. А фразы с теми же смыслами и посылами, благозвучные и ритмически удачные эквиваленты на русском языке придумайте сами.

Напишите песню с такими словами (или посылом):

41. I’m happy. «Я счастлив» (расскажите в песне почему).

42. I’m sad. «Мне грустно» (расскажите в песне почему).

43. I don’t know. «Я не знаю» / «Я не в курсе» / «Без понятия».

44. Nothing’s gonna stop me. «Ничто меня не остановит» / «Я всё смогу».

45. Something awesome is coming. «Грядёт что-то потрясное» / «Впереди чудеса» / «В ожидании чуда» / «Чудо к нам приходит».

46. I’ve been holding myself back all this time. «Я держался до последнего» / «Накипело» / «Держаться нету больше сил».

47. I’m ready to start a new chapter in my life. «Я готов открыть новую главу своей жизни» / «Я больше не хочу жить прошлым» / «Готов перелистнуть страницу жизни» / «Открыта жизни новая глава» / «Хочу начать всё с чистого листа».

48. I need help. «Мне нужна помощь» / «Помоги мне».

49. I never saw that coming. «Не думал, что до этого дойдёт» / «Никак не ожидал я такого вот конца» :)

Поп-музыка

Фактически поп-музыку можно отслеживать примерно с 40-ых годов, когда в моду вошли так называемые «крунеры» Фрэнк Синатра и Бинг Кросби, а позднее – Пэт Бун и Дин Мартин. Эти артисты пользовались огромной популярностью, и авторы их песен использовали разные разновидности жанров в музыке, чтобы достичь идеальной формулы успеха. Этот подход сработал: например, сингл «Everybody loves somebody» Дина Мартина был так популярен, что в разгаре «битломании» в США скинул Beatles с первой строчки самого уважаемого музыкального чарта – Billboard.

https://youtube.com/watch?v=ZRSlmDceWMI

Это означает, что сначала поп-музыка рассматривалась не как отдельный жанр, а как сборник самых популярных произведений разных жанров. Поэтому сложно выделить ее типичные признаки. Довольно часто такие песни включают в себя сразу несколько признаков других жанров. Поэтому поп имеет самое большое количество ответвлений, среди которых:

  • Кантри поп/кантри рок: отличается большим количеством гитар и фолковым (кантри) либо около-роковым звучанием. Часто используется в качестве саундтреков к вестернам.
  • Поп-рок: объединяет элементы рока (электрогитары, ударные, энергетика) и мелодичность поп-музыки.
  • Софт-рок: почти аналогично поп-року, но с более жестким звучанием;
  • Дископоп/пост-диско: возникло на закате популярности диско и объединило танцевальные ритмы и электро-звучание поулярной музыки 80-ых.
  • Инди: термин применяется к музыке независимых авторов.
  • Синти-поп: мелодия, оснвоанная на звучании синтезаторов и подобных. Стало широко популярно в 80-е, в основном благодаря норвежской группе a-ha. Они же вернули этот стиль в моду в конце 90-ых.

Жанры и теги

Это настоящий корень всех проблем. Отсюда вытекают все остальные проблемы, в частности, с рекомендациями.

Посмотрите, каким количеством жанров ограничилась Яма. Например «Рэп и хип-хоп» бывает только зарубежный и русский. Для сравнения, список поджанров из общедоступной «Википедии» насчитывает 24 вида, это при условии, что «Википедия» ничего не знает про русский рэп.

У пользователя есть два варианта, как разобраться с жанрами, которые его интересуют. Первый — ужасное меню из кнопок-дропдаунов, которыми не ясно, как пользоваться. Второй — кладбище с картинками, организованное непонятно по какому принципу. Как видно, ни в том, ни в другом случае информацию не получилось организовать удобно или понятно. Жанров и поджанров очень мало, их связи и пересечения никак не увидеть. Узнать, какие из них интересны (или потенциально интересны) мне, тоже нельзя.

В Яме редкий исполнитель содержит в описании хотя бы три жанра, когда в действительности большинство известных исполнителей играют на пересечении трех-четырех жанров, а отдельный жанр не характеризует группу или исполнителя полностью, а работает скорее как тег. Что и говорить о тех ребятах, которые за время своего существования меняли жанры, музыкальные инструменты и состав.

Песни на самую неожиданную тему

Фрагмент иллюстрации из Библии Мациевского

95. Напишите песню о жизни на других планетах.

96. Напишите песню о любимой ракушке или камушке — как о домашнем питомце (pet rock). А назовите его, скажем, Игнасио.

97. Напишите песню о продлении северной линии лондонского метро до Баттерси.

Примечание переводчика

Можно найти подземку поближе — и написать о том, как строят ветку московского метро до Троицка, продолжают Правобережную линию в Санкт-Петербурге или наконец-то возводят ещё пару станций в Нагорной части Нижнего Новгорода. Или о том, как метро в Омске внезапно решили не засыпать, а достроить.

98. Напишите песню о жизни и смерти Хильдегарды Бингенской.

99. Напишите песню о батате, который похож на Майкла Кейна.

100. Напишите песню, в которой нет слов с буквой «м».

101. Напишите песню с минутным соло на сакбуте/тромбоне.

102. Напишите песню, которую всегда хотели написать.

103. Напишите песню, которую вы решили написать только что.

104. Напишите песню, которую никогда не хотели написать.

105. Да напишите вы уже наконец эту песню, которую всё ещё не хотите писать :)

106. Напишите песню, идея которой ошеломляет настолько, что вы боитесь сдвинуться с мёртвой точки. В общем, этакий петрификус тоталус :)

107. Просто начните писать о чём-нибудь. Обо всём, о чём пожелаете.

Если вы напишете песни по всем 107 идеям, автор купит вам тако.

Удачи!

Изображение: Patrick Kain / giphy.com

Воспроизведение

Неужели нет другого способа слушать музыку, кроме как «Вперемешку»? Почему я не могу послушать все альбомы по порядку? Слушать один альбом по кругу я не могу — если я его поставлю, по завершению Яма подсунет что-то из жанра «рок», и это будет самый избитый и популярный трек исполнителя из моей библиотеки.

Само проигрывание «вперемешку» реализовано просто ужасно, особенно если у вас много исполнителей из разных жанров. Алгоритм не останавливается на отдельном жанре или исполнителе дольше, чем на один трек, прослушивание превращается в идиотский винегрет из всего «самого популярного».

Если шаффл отключен, проигрывание обязательно начнется с самой верхней, заезженной и популярной композиции у исполнителя.

Современная музыкальная индустрия

Как часто до нас отовсюду доносится музыка. Музыка становится звуковым фоном нашей жизни. А знакомы ли вам ощущения, когда вот просто забыл взять с собой наушники? Тишина, нет – даже пустота. Непривычно, и руки стремятся что-то включить. Перестает играть музыка – включается внутренний голос, а его слушать как-то совсем не хочется. Напоминает нам о незаконченных делах, укоряет в чем-то, серьезные мысли приносит. Нет, поскорее бы уже начался новый трек. Мы просто привыкли к музыке, привыкли, что всё время не одни, а с этими весёлыми (или не очень) музыкальными ритмами.

Наверное, у каждого есть любимые мелодии, при звуке которых где-то глубоко внутри всплывают строки знакомых песен. При этом часто так бывает, что текст песни человек знает наизусть, а о смысле запечатлённых в памяти и даже часто произносимых слов он никогда и не задумывался. Так происходит потому, что музыку большинство людей привыкли слушать в формате фона или отдыха, то есть, расслабившись и ни о чём не думая, наслаждаясь эмоциями или просто погрузившись в сторонние мысли.

В результате такого прослушивания мировоззрение человека наполняется текстами и смыслами, не прошедшими фильтрацию на уровне сознания. А так как информация подаётся в сопровождении различных ритмов и мелодий, то усваивается она очень хорошо, и в дальнейшем с уровня подсознания начинает влиять на поведение человека. Какие же программы поведения транслирует массовой аудитории современная популярная музыка – та, которую крутят по телевизору и на радио, и можно ли к ней относиться неосознанно, то есть не задумываясь о её влиянии? Давайте посмотрим несколько видеообзоров:

Влияние попсы на массовую аудиторию

После просмотра этих видеороликов уместно вспомнить цитату древнекитайского философа Конфуция: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречён на вырождение».

Обратите внимание, в последнем обзоре речь шла не только о содержании конкретных песен, но и об общей направленности тематики популярной музыки. Это важный нюанс, который надо учитывать

Ведь музыка должна отражать разные аспекты нашей жизни, а не возвышать какой-то один до несоответствующего ему размера и важности. Творчество человека, когда оно идёт от души, всегда отражает его внутренний мир, затрагивает вопросы личного развития, поиска ответов на волнующие вопросы

Если же творчество подменяется бизнесом, и на первое место выходит зарабатывание денег, то его содержание автоматически наполняется соответствующими смыслами и формами: примитивными, шаблонными, пресными, глупыми

Творчество человека, когда оно идёт от души, всегда отражает его внутренний мир, затрагивает вопросы личного развития, поиска ответов на волнующие вопросы. Если же творчество подменяется бизнесом, и на первое место выходит зарабатывание денег, то его содержание автоматически наполняется соответствующими смыслами и формами: примитивными, шаблонными, пресными, глупыми.

Прослушивание того контента, который сегодня крутят на музыкальных телеканалах и в эфире большинства радиостанций, представляет собой реальный процесс программирования людей на бессознательную реализацию в своей жизни всех перечисленных в роликах моделей поведения.

При этом в представленных видеообзорах проводился анализ только содержания текстов и видеоряда клипов, но огромное влияние на человека оказывает и ритм, и тональность, и мелодичность, и громкость музыки. Ведь любая музыка – это, в конце концов, вибрации, которые могут либо гармонировать с внутренним состоянием человека, либо в прямом смысле действовать разрушительно.

Музыкальный вкус зависит от событий в нашей жизни

В качестве вступления расскажем о довольно сомнительном, по причине малой выборки, исследовании российских психологов, результаты которого свидетельствуют о зависимости предпочтения жанров музыки от социального статуса и уровня образования опрошенных. Иными словами, ученые мужи твердо убеждены, что отстающие в обучении дети и подростки в большей мере рискуют оказаться в числе фанатов шансона, чем их достигшие успехов в учебе сверстники. Также была выявлена зависимость предпочтений детей от общественного положения их родителей.

Выводы не носят на себе печать оригинальности и не заслуживали бы нашего внимания, если бы не одна деталь.

В свою очередь, классику и джаз выбирают в основном дети, растущие в благоприятной атмосфере. В первом случае музыка имеет функциональный характер – она играет роль катализатора психической разрядки от накопившихся негативных эмоций; во втором случае музыка ценна сама по себе.

Метал

Хэви-метал в конце шестидесятых был взаимозаменяемым термином с хард-роком. Самые ранние образцы этого жанра часто упоминаются как образцы Hard Rock и наоборот. Таким образом, классический металл — это свободно определяемый жанр: просто «тяжелее хард-рока», в основном за счет большего усиления и искажения звука.

Основными признаками стиля является то, что обычно в этом направлении поется о нигилизме, анархии, боли, потере или какой-либо трагедии либо открыто антирелигиозные тексты, и большое количество «тяжелых» инструментов. Типичные представители – Iron Maiden, Metallica, Kiss, Black Sabbath, Мэрилин Мэнсон. На российской сцене это Ария, Коррозия Металла. Популярная в США российская/советская группа Gorky Park являлась представителями глэм-метала.

На самом деле список музыкальных направлений исчисляется десятками и, возможно, даже сотнями примеров. Сложно однозначно сказать, что относится к жанрам современной музыки, так как в так как в XII веке продолжают возникать новые музыкальные течения.

Влияние музыки на общество

Диссонанс в музыке, резкие перепады ритма, громкое звучание – всё это организм воспринимает как стресс, как загрязняющий фактор, который воздействует не только на нервную, но также и на сердечно-сосудистую и эндокринную системы. В интернете вы можете найти результаты множества экспериментов, которые показывают, что если классическая или народная музыка улучшают психические способности, то современная попсовая музыка, построенная на одних и тех же ритмах, или тяжёлая рваная музыка наоборот угнетают психику человека, ухудшая память, абстрактное мышление, внимательность.

Наглядно увидеть влияние музыки можно вот на этих картинках:

Эти фотографии сделаны японским исследователем Масару Эмото. Он подвергал воду воздействию разных мелодий и речи человека, после чего замораживал её и фотографировал с большим увеличением полученные замороженные кристаллы воды. Как видно на слайде, под воздействием звуков классической музыки кристаллы дистиллированной воды приобретают изящные симметричные формы, под воздействием тяжёлой музыки или негативных слов, эмоций замороженная вода образует хаотические, фрагментированные структуры.

Учитывая, что мы все по большей части состоим из воды, можете себе представить, какое значительное влияние на нас оказывает музыка. По этой причине к выбору тех композиций, которые вы часто слушаете сами или включаете детям, следует относиться осознанно, оценивая воздействие музыки и эффект, который вы хотели бы получить.

Музыка влияет на человека в 3-х аспектах

  1. Содержательный посыл текстов песен и видеоряда клипов
  2. Вибрации музыки (ритм, тональность, мелодичность, тембр голоса и т.д.)
  3. Личные качества популярных исполнителей, чья жизнь выставлена напоказ

Третьим пунктом на этом слайде мы выделили личный аспект, связанный с нравственностью тех исполнителей, которые получают известность и славу. Так как современный шоу-бизнес построен на том, что выносит на публичное обсуждение всю личную жизнь так называемых звёзд, навязывая подрастающим поколениям их в качестве кумиров, олицетворяющих «успех», то при оценке современных песен надо учитывать и образ жизни, который своим примером транслируют их исполнители.

Все, наверное, слышали про такую популярную западную певицу, как Мадонна. Давайте посмотрим, какую идеологию она продвигает своим творчеством, да и личным примером.

Чему учат песни Мадонны?

https://vk.com/video_ext.php

В рамках проекта Научи хорошему были сделаны аналогичные обзоры на других самых популярных западных исполнителей: Майли Сайрус, Леди Гагу, Рианну, –  и везде одно и то же. Их карьера развивается как по шаблону: из относительно простых и скромных девушек они, войдя в индустрию шоу-бизнеса, постепенно превращаются в тех, чьи фотографии и плоды творчества даже неловко демонстрировать в ходе лекции из-за навязчивой вульгарности и пошлости.

При этом именно этих звёзд постоянно награждают главными музыкальными премиями, их клипы крутят на телеканалах и радиостанциях, даже у нас в России регулярно звучат их песни. То есть так же, как в кинематографе, в музыкальной индустрии выстроена та же самая система, опирающаяся на 3 главных инструмента: институты премий, финансовые потоки и контроль над центральными СМИ.

Начните песню со словесного хука

Примечание переводчика

Хук (англ. hook — «крючок», «зацепка») — повторяющаяся часть песни, которая запоминается, цепляет слушателя.

Автор говорит о лирическом, или словесном, хуке, то есть о словах и фразах. Классический пример такого хука — слово Yesterday в песне The Beatles. Ещё хук может быть ритмическим или мелодическим.

Песни-приставучки дружат со всеми хуками.

73. Напишите песню с хуком из одного слова, как в Jealousy, Hello или Fever.

74. Напишите песню с хуком из двух слов, как в Bad Romance или Space Cowboy.

75. Напишите песню с фразой-хуком, как в No Good at Goodbyes.

76. Напишите песню с хуком из полноценного предложения, как в I’m Outta Love.

77. Напишите песню с хуком-вопросом, как в Where Is the Love?.

78. Придумайте для хука несуществующее слово или фразу, как в Love Foolosophy или Ghetto Gospel.

79. Измените в хуке какой-нибудь песни одно слово и напишите свою песню с ним.

Начните с грува

Как выбрать грув или стиль исполнения, чтобы они дополняли текст песни, читайте здесь. Ну а действовать на слушателей любой грув должен примерно так:

Примечание переводчика

Под грувом (англ. groove) обычно подразумевают ритмическую организацию музыки, которая «качает» слушателя: побуждает его двигаться в такт, притопывать, прихлопывать, покачивать головой — иными словами, грувить.

Автор, вероятно, предлагает создать ритмический рисунок (например, записать электронные или акустические ударные), прежде чем приступать собственно к песне.

86. Создайте бодрый грув, придумайте подходящий сюжет и совместите их в песне.

87. Создайте меланхоличный грув…

88. Фанковый грув…

89. Странно звучащий грув (от просто необычного до реально дурацкого или даже жуткого)…

90. Чилловый, расслабляющий, лаунжевый грув…

91. Напишите грув, основанный на двух сменяющих друг друга аккордах…

92. Напишите грув из последовательности трёх или четырёх аккордов…

93. Напишите грув на основе последовательности аккордов из существующей песни…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: