Учение о пассионарности л.н. гумелева

Зоны пассионарных взрывов и реальные следы энерголакун солнечных затмений

Коллективом под началом Л. Н. Гумилёва было определено общее количество свершившихся пассионарных толчков (взрывов / охлёстов); зафиксированы зоны их наибольшей интенсивности.

Как удалось установить, зоны пассионарных толчков — это узкие полосы, шириной около 300 км при широтном направлении и несколько больше при меридиональном, длиной примерно на 0,5 окружности планеты.

Закономерности во временном соотношении появления толчков не найдено. Сказать, когда будет следующий толчок пока невозможно.

Теория этногенеза не даёт пока ответы и на иные вопросы:

  • почему именно в то или иное время произошёл пассионарный охлёст поверхности Земли?
  • почему, наконец, данный взрыв охватил тот или иной географический регион, полосу планеты?
  • почему всё же, и всё-таки (!), не все матери, которые находились в полосе пассионарного облучения, родили пассионариев?
  • влияют ли энергетические импульсы, индуцирующие возникновение пассионарной доминанты человека, на животный и растительный мир в той же мере? Разве не может быть пассионарной лягушки, пассионарного одуванчика и субпассионарного мангуста? Если «да», то что тогда из этого следует?

Оси зон пассионарных толчков по источнику — см. рис.; именования полос и этнических систем их затронутыми по версии Льва Н. Гумилёва приводятся в Справке к Разделу 4.

Внешне преобразованная карта легенд пассионарных охлёстов по ист. https://i.ytimg.com/vi/1t4DWF-sZjI/maxresdefault.jpg

Где римскими цифрами обозначена последовательность охлёстов, а арабскими — наименования этнических систем, задетых этими энергетическими… не всплесками, а, на мой взгляд (как предположение), совсем наоборот (в противление версии Гумилёва) — энергетическими лакунами.

Возможно, Луна периодически заслоняет собой поток тёмной энергии, которую несёт на себе солнечный свет, или же эгоистично забирает на себя потоки времени, которые по теориям инженера Ярковского, академиков Козырева и Вейника имеют не только векторную особенность, но и несут нечно, что является активной составляющей Мироздания, «хрональным веществом» (по-Вейнику) — см. «История и баланс событий, вып. 2».

Следы этих энерголакун на Земле — не что иное как полосы конусов полных солнечных затмений, то есть полосы блокирования Луной потоков некоей энергии от Солнца. Этого короткого отрезка дефицита пока непонятной энергии вполне хватало тем женщинам, которые находились на какой-то одной, пока неведомой нам стадии беременности. Понятно, что тех женщин в полосе полных солнечных затмений (Total eclipse) оказывалось не слишком много, но достаточно, чтобы рождённые ими гении переворачивали мир и представления людей о нём.

В Справке к Разделу 4 также предпринята попытка сопоставить:

  • версию Гумилёва о рождении трёх мировых религий в месте пересечения трёх линий охлёстов;
  • сведения о датах рождения Моисея, Христа и Мухаммеда;
  • расчёт дат и следов Total eclipse окрест Иерусалима по астрономической программе EmapWin авторства Синобу Такесако,

и тем приблизиться к тайнам истории.

Сущность пассионарной теории этногенеза л.Н. Гумилева

Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций – стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза .

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности  (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

  1. Симбиоз – каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения – это так называемые «гости», то есть те, которые живут не в своей этнической системе. Главным условием получения такого статуса является изолированность от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера – это этнос, не имеющий изолированности от «хозяина». Чаще всего в такой способ взаимоотношений вступают два суперэтноса, обладающие взаимной отрицательной комплиментарностью, что приводит к кровопролитным войнам и разрушениям, а также к уничтожению одного или обоих участников конфликта.

Критика пассионарной теории этногенеза[править | править вики-текст]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. Бромлейи В.А.Шнирельман.

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Критика пассионарной теории этногенеза

Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Некоторые историки критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, Виктор Шнирельман и Сергей Панарин, указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее

…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.

Л. С. Клейн считает, что «предложенные Л. Н. Гумилевым обобщения — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено на песке. Потому что какой смысл говорить о начале существования этноса или его конце, о его преобразованиях, если неправильно, неубедительно указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики — один и тот же это этнос или уже новый?». Он же указывает на методологическую слабость провозглашаемой Гумилёвым опоры на данные естественных наук — служащую, по его мнению, основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию.

Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики. Данные дендрохронологии ясно показывают, что приводимые Л. Н. Гумилёвым даты пассионарных толчков не соответствуют реально наблюдаемым максимумам образования 14C, являющегося универсальным маркером интенсивности внешней радиации. К тому же известно, что в горной местности интенсивность космического излучения заметно выше, чем вблизи уровня моря, и тогда горные этносы должны были бы иметь бо́льшую пассионарность, чем равнинные, чего на приводимых Л. Н. Гумилёвым примерах пассионарных этносов не наблюдается.

Яков Лурье указывает на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилёву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами это не подкрепляет, а лишь ссылается на «наблюдения этнологов», не называя их.

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“».

А. Л. Янов утверждает, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. В. Бромлей и В. А. Шнирельман.

В. А. Шнирельман к тому же высказывает мнение об антисемитизме Гумилёва:

1.4. Заразительность пассионарности

Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, ко­торое чрезвычайно важно. Она заразительна. Пассионарность ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела

Пассионарность ведет себя как электричество при индуцировании соседнего тела.

Этим качеством в огромной степени обладал А. В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию против стой­ких французских армий, которыми командовали лучшие фран­цузские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов одер­жал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев ник­то в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой бое­способности, это ведь были такие же славяне: хорваты, слова­ки, чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, кото­рыми были опрокинуты французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого.

Каждый жи­вой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым био­химической энергией живого вещества.

Гумилёв рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда этнос можно представить себе в качестве системы колебаний опре­деленного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов раз­ных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чув­ствуем, что это чужой, не свой человек.

Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удов­летворительно объясняет все наблюдаемые этнические колли­зии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача — описание феномена, а интерпрета­ция его причин может в будущем варьировать, что не будет вли­ять на полученные нами результаты.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 810 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемы

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 810 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

[править] Типажи

Субпассионарий

Типаж с низкой пассионарностью. Жлоб. В будущее не смотрит, идеалов не имеет, вся жизнь сводится к пожрать, найти бабу и выпить. Работать, что характерно, не любит и легко ведётся на призывы хитрых личностей к всеобщей справедливости, «взять всё, да и поделить!». На ранних стадиях развития этноса никем не ценится, используется как пушечное мясо, на поздних стадиях преобладают и сами заказывают музыку. Собственно, это и служит основным индикатором упадка конкретной цивилизации. В общем, это — человек, которому до фонаря все высокие идеалы, но дорога собственная шкура и создать что-то новое не дано.

Гармоничный человек

Этот типаж составляет большинство. Способны к нормальному существованию и продуктивной деятельности, однако родить идею, написать шедевр им не под силу.
У такого человека «здорового обывательского цинизма» ровно или примерно столько, сколько нужно для нормальной жизни. Вообще, гармоничникам не везет во всех фазах, кроме гомеостаза, где, кроме них, в популяции никого не остаётся. В остальные времена их либо цинично используют, либо откровенно выпиливают нахер.

Пассионарий

Собственно человек действия, сжигаемый страстью. Если страсти чрезмерны, способны пожертвовать и своей, и чужой жизнью, да и всем остальным, лишь бы страсть эту унять, часто вопреки здравому смыслу. Такие перегретые товарищи рождают идеи мирового господства, идут на костёр или религии, жгут евреев в печах, линчуют негров, проповедуют новые религии. Если пассионарность не зашкаливает, мирно занимаются искусством, богословием, наукой, насрав на всё остальное.

Рулят процессами этногенеза, пока к инерционной фазе так всех не заёбывают, что наиболее буйных выпиливают, а деятельность менее буйных возвращают в цивилизованное русло.

Золотое сечение и Идеальная кривая энергии пассионарного напряжения этносистемы

Кривую для графического пояснения найденной зависимости Лев Николаевич подсмотрел у кого-то из знакомых физиков, это был график горения костра, то есть процесса, динамика которого самым успешным образом, по мнению автора теории, может служить описанием истории изменения пассионарной энергии какой-либо этнической системы.

Однако здесь я использую уже раз приведённую на сайте кривую в приложении «Спираль Золотого сечения…», считая именно её идеальной кривой, отображающей изменение энергии пассионарного напряжения какой-либо этносистемы во времени P(τ) — см. рис. 1., на котором отражена и первая производная функции P′(τ).

Рис. 1. Ход пассионарного напряжения этносистемы и её производной

Весь цикл имеет характерные отрезки (фазы), каждой фазе ставится в соответствие императив поведения населенцев территории, занимаемой данным этносом.

Императивы поведения людей в каждой из фаз и характеристики отдельных этапов хода этногенеза излагаются далее.

Число фаз и точки фазовых переходов проще определять по графику производной. Но поскольку я не нашёл каких-либо характерных точек, которые можно было бы принять за точки последних трёх фазовых переходов по градации Л. Н. Гумилёва, я объединил на рис. 1 фазы обскурации, мемориальную и гомеостаза в одну, мемориальную. Хотя, конечно, анализ хода второй производной P″(τ) сократил бы этот список до 2-х позиций.

Согласно теории этногенеза общая продолжительность цикла не может превысить для одной суперэтносистемы 1500 лет — это усреднённая расчётная величина, полученная историком и его коллективом не только сложением протяжённостей фаз, но на основании обработки большого статистического материала.

Формула Гумилёва

Математическое описание зависимости пассионарной энергии этносистемы во времени, на мой взгляд, может быть составлено по аналогии с формулой Макса Планка для определения спектральной плотности излучения, которую он вывел эмпирическим путём. И действительно: если на основе формулы Клапейрона-Менделеева и Четырёх Благородных Истин буддизма мне удалось , которое достаточно внятно описывает процесс борьбы сил Добра и Зла на Земле, то почему при описании задачи Гумилёва не попытаться найти аналог у физиков во второй раз?

Обозначим через n количество субэтносов, составляющих некую суперэтносистему; τ — время; ρ и σ — коэффициенты, приводящие частное от деления произведений ρτ и σn к безразмерной величине. И пусть ψ — волновая скорость распространения излучения. Тогда функция интегрального пасс-вектора этносистемы (суперэтносистемы) PΣ = PΣ (τ, n) может быть описана так:

Формула для описания динамики пассионарной энергии по теории Гумилёва

2.2. Фазы этногенеза.

Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это­го квартала — фанариоты долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив­ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по­мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер­претировать. А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо­бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло­ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол­го, но эстафета культурной традиции была передана.

Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо­статка культурного общения. Никто из собеседников не мог оце­нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро­датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны.

Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож­но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ­ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге­нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы от­нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память — памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян­ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания — тоже сила.

Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без­надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед­ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега­ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен­ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи­нальные фазы этногенезов.

Новый пассионарный взрыв — мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре­гионах земной поверхности.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца

Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца.

Из всего вышесказанного я сделала вывод, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера людей и назван им пассионарностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медиа эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: