Главные герои и их характеристика
Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».
- Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
- Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
- Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
- Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
- Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
- Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
- Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
- Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.
Тема повести
- На первый план в произведении выходят темы нравственного выбора, порядочности, достоинства. Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы. Так Пушкин показывает, что моральное превосходство всегда дает человеку преимущество, хоть он и брезгует хитростью, которая привела бы его к цели быстрее. Несмотря на то, что Алесей употребил все свою изворотливость, победа все равно осталась за Петром: Мария осталась с ним, как доброе имя.
- Честь и бесчестье. Каждый герой стоял перед выбором между честью и бесчестьем, и все сделали его по-разному: Мария предпочла преданность выгодному браку (отец Петра изначально не дал согласия на брак, так что она рисковала остаться в старых девах, прогоняя Алексея), Гринев не раз решал в пользу нравственного долга, даже когда речь шла о жизни и смерти, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен. Подробно этот вопрос мы разобрали в сочинении «Честь и бесчестье в Капитанской дочке».
- Тема воспитания. Пример главного героя поможет разобраться в том, что же значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
- Основные темы включают в себя и любовную: союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Они смогли доказать, что достойны друг друга: Гринев неоднократно вступался за девушку, а она спасла его от казни. Тема любви раскрывается с присущей Пушкину чуткостью: молодые люди клятвенно обещают друг другу вечную преданность, даже если судьба никогда больше не сведет их вместе. И свои обязательства они выполняют.
- Примеры из «Капитанской дочки» пригодятся для тем «человек и государство», «власть и человек». Они иллюстрируют насильственную природу власти, которая не может быть не жестокой по определению.
Основные проблемы
- Проблема власти. Пушкин рассуждает, какая власть лучше и почему: анархическая, стихийная пугачевщина или екатерининская монархия? Очевидно, что крестьяне предпочли первую второй, рискуя собственной жизнью. Дворяне, напротив, отстаивали порядок, удобный им. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав. Историческая проблематика включает и вопросы о справедливости бунта, нравственной оценке его предводителя, правомерности действий императрицы и т.д.
- Проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека? Очевидно, что бунт поставил Петра в трудное положение: он был вынужден проверить свой характер на прочность. В окружении врагов он не изменил своим убеждениям и рискнул в открытую не принять их сторону. Ему грозила верная смерть, но он предпочел жизни честь, и сохранил и то, и другое. Пугачевщина — это темная сторона истории, с помощью которой Пушкин оттенил судьбы персонажей. Об этом говорит даже название романа «Капитанская дочка»: автор назвал его именем вымышленной героини, а не Пугачева или Екатерины.
- Проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым? Благодаря пугачевскому бунту, юноша рано повзрослел и стал настоящим воином, однако цену такой эволюции можно назвать слишком дорогой.
- Проблема нравственного выбора. В произведении есть герои-антагонисты Швабрин и Гринев, которые ведут себя по-разному. Один выбирает предательство ради своего блага, другой ставит честь выше личных интересов. Почему их поведение столь различно? Что повлияло на их нравственное становление? Автор приходит к выводу, что проблема безнравственности решаема только индивидуально: если в семье чтут мораль, то все ее представители будут следовать долгу, а если нет, то человек не выдержит испытаний и будет лишь пресмыкаться и жульничать, а не беречь честь.
- Проблема чести и долга. Герой видит свое предназначение в службе императрице, однако на поверку оказывается, что она не дорого стоит в глазах Екатерины. Да и долг, если разобраться, весьма сомнителен: пока народ восставал против произвола, армия помогла подавить его, и вопрос о чести участвовать в этом насильственном акте весьма сомнителен.
- Одна из главных проблем произведения «Капитанская дочка» – социальное неравенство. Именно оно встало между гражданами одной страны и направило их друг на друга. Против него восстал Пугачев и, увидев дружеский жест Гринева, пощадил его: не дворян он ненавидел, а их высокомерие по отношению к народу, который кормил всю державу.
История создания
Когда в начале 19 столетия в России стали переводить произведения шотландского поэта и прозаика Вальтера Скотта, русская публика очень высоко оценила его произведения, для которых было характерно полное погружение в иную историческую эпоху и неизменная авантюрная составляющая сюжета. Работы Вальтера Скотта вдохновили Пушкина, который в то время занимался исследованием знаменитого пугачевского бунта. Собрав в достаточном количестве исторический материал, Александр Сергеевич решил приступить к работе и раскрыть читателям ключевые моменты восстания крестьян 1773 года.
Первоначальной задумкой автора была описание не нравственного подвига молодого дворянина, а совершенное им предательство. Пушкин намеревался сделать центральным персонажем историческое лицо – атамана Емельяна Пугачева, чья личность его очень интересовала. И лишь на фоне описания главного героя он планировал продемонстрировать мотивы, побудившие русского офицера нарушить присягу и присоединиться к крестьянскому бунту. Прототипом такого героя должен был послужить реально живший Михаил Шванович, который из страха смерти перешел на сторону бунтовщика и даже состоял при его канцелярии. Однако Александр Сергеевич сомневался, что подобная история благополучно пройдет цензуру и будет опубликована. После долгих размышлений он решил изменить сюжет произведения и выбрать более патриотичную тематику. Так центральным персонажем «Капитанской дочки» стал положительный во всех смыслах Гринев, в то время как все отрицательные качества Пушкин воплотил в его антиподе – офицере Швабрине.
«Капитанская дочка» была опубликована в журнале «Современник» еще при жизни писателя, от лица Петра Гринева. Манера повествования была настолько мастерски передана Александром Сергеевичем, что многие никак не могли взять в толк, кто же оказался истинным автором повести. К слову сказать, цензура все-таки вмешалась, и запретила к публикации главу, посвященную крестьянскому бунту в Симбирской губернии, откуда был родом Гринев.
Глава 9: РАЗЛУКА
Утром Петр Гринёв проснулся под бой барабанов и вышел на площадь. Рядом с виселицей собрались казаки. Пугачёв отпустил Петра в Оренбург и сказал предупредить о скором наступлении на город. Новым начальником крепости назначили Алексея Швабрина. Гринёв ужаснулся, услышав это, ведь Марья Ивановна теперь находилась в опасности. Савельич вздумал предъявить Пугачёву претензии и потребовать возместить ущерб. Самозванец был крайне возмущён, но наказывать не стал.
Перед отъездом Пётр отправился попрощаться с Марьей Ивановной. От перенесённого стресса у неё началась горячка, и девушка лежала в бреду, не узнавая молодого человека. Гринёв переживал за неё и решил, что единственное, чем он может помочь, это скорее достичь Оренбурга и посодействовать освобождению крепости. Когда Пётр с Савельичем шли по дороге в город, их догнал казак. Он был на лошади и держал вторую в поводья. Мужчина сказал, что Пугачёв жалует Гринёву скакуна, шубу со своего плеча и аршин денег, но последнее он растерял по дороге. Молодой человек принял дары, а утраченные средства посоветовал мужчине найти и забрать себе на водку.
Жанр
Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.
И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.
Историческая основа
События, описываемые в повести «Капитанская дочка», относятся к тому периоду правления императрица Екатерины Второй, когда возникло явление под названием «пугачевщина» — бунт казачьего атамана Емельяна Пугачева против царской власти. Основные действия происходят в Белогорской крепости – одного из стратегически важных мест, которые Пугачев намеревался захватить на пути к столице.
В 1773 году на юго-востоке Российской империи развернулась крестьянская война, продлившаяся два года. Главными участниками этого исторического события стали заводские и крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств (башкиры, киргизы). Все они были глубоко возмущены тем, что закрепощение простого народа с каждым годом все усиливалось, а правящая элита думала лишь о том, чтобы набить свою мошну золотом. Не желая мириться с горькой участью рабов, многие люди убегали на окраины большой страны, формируя вооруженные банды. Беглецы считались вне закона, и им не оставалось ничего другого, как встать на разбойничий путь и заниматься грабежами. Их трагическая судьба глубоко волновала Александра Сергеевича, который изобразил предводителя восстания весьма противоречивой натурой. Это был не сугубо отрицательный персонаж, но живой человек, наделенный такими качествами как неукротимая сила воли, внутренне благородство, отвага, собственное представление о справедливости и чести.
В свою очередь, в этой непростой ситуации императрица Екатерина Вторая проявила себя весьма жестким, решительным правителем. Обладая крутым, волевым нравом, она считала, что ее сила заключается в ближайшем окружении – дворянстве, и всячески благодетельствовала привилегированным слоям общества, совершенно забывая о простом народе. Царский двор купался в роскоши, в то время как остальные люди влачили жалкое существование. Неудивительно, что при таком режиме правления в стране с каждым годом росло социальное недовольство, которое в итоге вылилось в народное восстание. Этому как нельзя способствовали и слухи, которые настойчиво ходили в народе: крестьяне верили, что Петр Третий, супруг Екатерины Второй и сверженный ею законный правитель России, намеревался освободить крепостных от опостылевшего рабства. Ненависть к императрице была очень сильной, и этим решил воспользоваться донкой казак Емельян Пугачев, объявивший себя царем, чудом спасшимся от смерти. Вдохновив казаков и крестьян своими страстными речами о долгожданной свободе, он возглавил народное восстание.
Главные герои
Пугачёв Емельян
В романе «Капитанская дочка» Емельян Пугачёв — центральная фигура, к которой сходятся все сюжетные линии этого произведения.
Образ Пугачёва, предводителя восстания яицких казаков, в изображении Пушкина многогранен. Этот человек жесток и великодушен, хвастлив и мудр, недоверчив и зависим от мнения своих сподвижников.
Главная черта характера Пугачёва — свободолюбие. Знаменательна в этом смысле калмыцкая сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачёвым Гринёву.
Жестокость пугачёвцев и их предводителя показаны автором в сцене жестокой расправы над защитниками Белогорской крепости, не признавшими Пугачёва за государя Петра III.
В этом же эпизоде проявилось и великодушие этого героя. Он вспомнил, что Гринёв в благодарность за то, что он вывел в метель их с Савельичем к жилью, подарил ему заячий тулуп, и помиловал Гринёва.
Хвастливость и самолюбие Пугачёва видны в его словах Гринёву: «Я воюю хоть куда».
Ум и осторожность этого героя, его недоверчивость к своим сподвижникам и зависимость от их мнения видны в эпизоде допроса Гринёва, задержанного в пути в Белогорскую крепость (он ехал туда, чтобы спасти Машу от Швабрина). Подробная характеристика Емельяна Пугачёва здесь
Подробная характеристика Емельяна Пугачёва здесь.
Гринёв Пётр Андреевич
Пётр Андреевич Гринёв — выходец из семьи провинциальных дворян. До шестнадцати лет он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Затем отец отправил его на военную службу, наказав помнить пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.
Сын выполнил отцовское наставление: служа в Белогорской крепости, он попал в центр пугачёвского восстания, но это не помешало ему всегда следовать законам дворянской чести. В труднейших ситуациях Гринёв действует по велению сердца, а не по расчёту. Честность и искренность молодого человека проявились в том, что предводителю бунтовщиков Пугачёву он заявил, что служить ему не намерен, потому что присягу давал императрице.
Храбрость Гринёва проявилась и в дуэли со Швабриным, и в том, как он ведёт себя с грозным Пугачёвым.
По отношению к любимой девушке Пётр ведёт себя благородно. Он не пожелал, чтобы её вызывали на очную ставку со злодеями, поэтому не заявил следственной комиссии, что общался с Пугачёвым только затем, чтобы вызволить Машу Миронову из заточения.
Подробная характеристика Петра Андреевича Гринёва здесь.
Миронова Марья Ивановна
Маши Мироновой
В её поведении абсолютно нет искусственности, жеманства. Когда Гринёв признался ей в любви, она сказала, что тоже любит его. Благоразумная девушка отказалась выйти замуж за любимого из-за того, что его отец не дал благословения на этот брак. Она считает, что без благословения родителей Пётр не будет счастлив. Когда же после гибели родителей Маши Гринёв отправил её в деревню к своему отцу и матери, они, узнав девушку, полюбили её, и отец был уже не против того, чтобы сын женился на ней.
Несмотря на кротость характера, девушка проявила твёрдую волю, когда решила помочь Петру, которому грозила суровая кара после подавления пугачёвского восстания. Маша поехала в Петербург, чтобы объяснить царице, что Гринёв не изменял своей присяге. Ей это удалось, и молодой человек получил свободу.
На долю этой молодой девушки выпало много испытаний: гибель родителей, пленение её Швабриным, угроза лишиться любимого, несправедливо обвинённого в измене. Все эти беды Маше помогло перенести доверие к справедливости Бога и собственная твёрдость духа.
Подробная характеристика Маши Мироновой здесь.
Швабрин Алексей Иванович
Алексей Иванович Швабрин — офицер, переведённый из гвардии в Белогорскую крепость за убийство во время дуэли. Этот персонаж романа не имеет ни одной положительной черты характера, хотя сначала он Гринёву понравился своим остроумием. Но это остроумие, колкие шутки были направлены, в основном, против Маши Мироновой, и Гринёву Швабрин стал неприятен. Когда Пётр узнал, что Швабрин сватался к Маше, и она ему отказала, он понял всю низость Швабрина, высмеивающего девушку.
Швабрин не верит в Бога и, наверно, поэтому не боится вести себя подло. Его страсть к Маше выявила в нём все наихудшие черты: подлость, неблагородство, озлобленность.
Этот негодяй изменил присяге императрице и стал предателем, перейдя на сторону бунтовщиков. Впоследствии он был арестован и сурово наказан.
Подробная характеристика Алексея Ивановича Швабрина здесь.
Тема
Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.
Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.
Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.
Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.
Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.
Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»
Исторический роман — крайне интересный жанр художественной литературы. На фоне величайших событий национальной и мировой истории не только раскрываются характеры героев, но и даётся авторский отклик на те или иные реалии. Таковым является и эпохальный, без преувеличения, труд А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это последнее крупное произведение поэта, художественное завещание Гения, в котором он в завуалированной, аллегоричной форме выразил собственное мнение на все беспокоящие его вопросы.
Интересно, что автор создавал роман на протяжении нескольких лет. Всё это время он изучал архивы, документы, связанные с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва, несколько раз менял сюжет и замысел повествования. В результате из-под пера национального Гения вышел поразительно ёмкий, несмотря на сравнительно небольшой объём, роман, бесспорно, актуальный и в наше время.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
На мой взгляд, «Капитанская дочка» — то произведение, не прочитать которое значит лишить себя не только удовольствия насладиться искусным языком автора, но и упустить глубочайший смысл, заложенный в нём. Пушкин органично соединяет фольклорные мотивы (например, именно из народа «пришли» все эпиграфы к главам книги) и яркий, образный литературный язык
Благодаря особой подаче текст воспринимается очень легко и приятно, доступно — невозможно упустить ничего важного!
Особого внимания заслуживают герои. Даже те из них, что появляются больше эпизодически, например, мать Петруши Гринёва, оказываются настоящими личностями со своим внутренним миром, своим характером. Меня очень заинтересовал образ Емельяна Пугачёва. Мне кажется, что это самый неоднозначный персонаж романа: когда он отдаёт приказ казнить капитана Миронова и его жену Василису Егоровну, он кажется невероятно жестоким, вызывающим едва ли не омерзение, ведь он отрицает самую суть человечности, он уподобляется дикому зверю.
Однако он милует и Петрушу, и его невесту — герои идут против воли предводителя бунта, но вместо раздражения эта смелость вызывает у него добродушную улыбку и даже уважение. На месте кровожадного чудовища вдруг оказывается суровый, но справедливый воин — даже правитель! Мне сложно сказать, могу ли я как-то характеризовать этого героя — мои чувства к нему слишком противоречивы.
Безграничное уважение у меня вызывает, как ни странно, не главный герой, Пётр Андреевич Гринёв, а Маша Миронова, капитанская дочка, невзрачная молоденькая девушка, слабая здоровьем, ранимая и нежная, «трусиха» по признанию её матери. Эта героиня нравится мне тем, что она сумела полностью изменить себя ради того, чтобы справиться со всеми невзгодами. На долю Марии Ивановны выпали страшные испытания.
Она увидела гибель родителей, вынуждена была скрываться, а после с трудом уберегла свою честь, на которую посягал подлый поручик Швабрин. Несмотря на это, Маша осталась верна себе. Она нашла защиты у Пугачёва и даже сумела спасти от ссылки своего возлюбленного, Петрушу. На мой взгляд, именно Маша Миронова, а не Пётр, является ключевым персонажем романа.
Остальные герои служат лишь ступенями к раскрытию образа героини. Именно на их фоне расцветают бесконечное мужество, благородство и нравственная сила девушки. Позже критики напишут о Машеньке как об образце христианской любви, её квинтэссенции.
Роман «Капитанская дочка» очень впечатлил меня той простой и откровенной мудростью, которая читается в строках
Эта книга пробуждает в читателе всё лучшее, что есть в его душе, ещё раз напоминает о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться человеком
История написания «Капитанской дочки»
На Александра Пушкина оказали влияние тенденции мировой литературы. В тот период на русский переводили исторические романы Вальтера, Скотта. Русские авторы, как и зарубежные, стремились зафиксировать, передать настроение эпохи. Примечательно, что сам Пушкин называл свое произведение не повестью, а историческим романом.
Работа над историческим романом «Капитанская дочка» велась три года — с 1833 до 1836. Впервые произведение было опубликовано в четвертой книжке журнала «Современник». Имя автора в данном издании не указывалось.
Изначально произведение задумывалось как документальное повествование о пугачевском восстании. Для этого писатель получил от Николая I доступ к материалам восстания: документам, архивам. Также автор встречался с участниками и свидетелями событий, многие рассказы реальных людей были использованы для написания повести.
Постепенно произведение из документального трансформировалось в художественное, где восстание Пугачева является фоном для основных действий.
Пушкин несколько раз переписывал содержание повести из-за цензуры. Первоначально главным героем должен был стать дворянин, который добровольно перешел на сторону восставших. Однако позже писатель пришел к идее создания двух противостоящих образов, имевших прототипов в реальной жизни.
Действующие лица
Маша и Гринёв. Рисунок П. П. Соколова.
- Пётр Андреевич Гринёв , 17-летний недоросль, ещё будучи в утробе матери записанный в гвардии Семёновский полк; во время описываемых в повести событий — прапорщик. Как раз он и ведёт повествование для своих потомков в правление Александра I, пересыпая рассказ старомодными сентенциями. В черновой версии содержалось указание, что Гринёв умер в 1817 году. По оценке Белинского, это «ничтожный, бесчувственный характер», который нужен автору как относительно беспристрастный свидетель поступков Пугачёва. Однако по мнению Ю. М. Лотмана в Петре Андреевиче Гринёве «есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен»:276.
- Колоритная фигура Емельяна Пугачёва , в котором М. Цветаева видела «единственное действующее лицо» повести, несколько заслоняет собой Гринёва. П. И. Чайковский долгое время вынашивал замысел оперы по «Капитанской дочке», но отказался от него из-за опасений, что цензура «затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачёвым», ибо тот выведен у Пушкина «в сущности удивительно симпатичным злодеем».
- Алексей Иванович Швабрин , антагонист Гринёва, — «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым» и волосами, которые «черны как смоль». Ко времени появления Гринёва в крепости уже пять лет как был переведён из гвардии за дуэль. Слывёт вольнодумцем, знает французский, разбирается в литературе, но в решающий момент изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. В сущности, чисто романтический негодяй (по замечанию Мирского, это вообще «единственный у Пушкина негодяй»).
- Марья Ивановна Миронова , «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»; дочь коменданта крепости, давшая название всей повести. «Одевалась просто и мило». Чтобы спасти возлюбленного, едет в столицу и бросается в ноги царице. По замечанию князя Вяземского, образ Маши ложится на повесть «отрадным и светлым оттенком» — как своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной. В то же время Чайковский сетует: «Мария Ивановна недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего». «Пустое место всякой первой любви», — вторит ему Марина Цветаева.
- Архип Савельич , стремянной Гринёвых, с пяти лет приставленный к Петру в качестве дядьки. Обращается с 17-летним офицером как с малолетним, помня наказ «смотреть за дитятей». «Верный холоп», но лишённый холопства нравственного — прямо выражающий неудобные мысли в лицо и барину, и Пугачёву. Образ самоотверженного слуги принято относить к наиболее удачным в повести. В его наивных хлопотах о заячьем тулупе заметны следы типажа комического слуги, характерного для литературы классицизма.
- Капитан Иван Кузьмич Миронов , комендант Белогорской крепости, бодрый старик высокого роста. Выходец из солдатских детей, не получивший никакого образования. За сорок лет службы приобрёл репутацию хорошего офицера. Дома носит колпак и китайчатый халат. Во всём почти подчиняется воле умной и проницательной супруги. По замечанию Цветаевой, «тип почти комический, если бы не пришлось ему на наших глазах с честью умереть». Ю. Айхенвальд отмечает духовное родство капитана Миронова со штабс-капитаном Максимом Максимычем у Лермонтова и капитаном Тушиным у Толстого: он «лучше всех воплощает это скромное величие, этот высший героизм простоты», который вырастает у Пушкина «из будней, из скромного и неэффектного материала».
- Василиса Егоровна Миронова , супруга коменданта, «старушка в телогрейке и с платком на голове», владелица единственной крепостной девки Палашки. Имеет репутацию «прехраброй дамы». «На дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Предпочла погибнуть рядом с мужем отъезду в безопасный губернский город. По оценке Вяземского, этот образ супружеской верности «удачно и верно схвачен кистью мастера».
История создания
История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.
В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
В этом и весь смысл его повести.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
- для самых компанейских — Главные герои «Капитанская дочка»
- для самых занятых — Читательский дневник «Капитанская дочка»
- для самых крутых — Читать «Капитанская дочка» полностью